1 октября 1915 г. Болгария объявила войну Сербии. В армию было мобилизовано около 800 тысяч человек.

За месяц болгарским войскам удалось выбить сербов из Македонии. После высадки в районе Салоник войск Антанты (в том числе и русских) началась рутинная позиционная война, не сопровождавшаяся особыми потерями, но, тем не менее, разлагавшая армии противников.

Известно, что именно на Салоникском фронте произошли первые в истории той войны братания с неприятелем (правда, это касалось лишь русских и болгарских войск.) 21 сентября 1918 г., после прорыва войсками Антанты линии фронта, в болгарской армии начался мятеж под руководством некого Райко Даскалова, члена БЗНС. Он провозгласил Болгарию республикой и повел революционеров на Софию.

Уже 30 сентября верные царю части разгромили мятежников на подступах к столице, но дни правления Фердинанда I были уже сочтены. Проигрыш в Межсоюзнической войне и уже очевидное поражение в Первой мировой сделали свое дело.

3 октября 1918 г., после подписания перемирия с Антантой, царь Фердинанд I под угрозой переворота отрекся от престола и передал власть своему сыну Борису (царю Борису III). Так для Болгарии закончилась Первая мировая война — и 31-летняя эпоха правления царя Фердинанда.

Этого правителя смело можно назвать незаурядным человеком. Фердинанд никогда не отличался политической дальновидностью, он вообще не был политиком по натуре. Его мечты о «восстановлении креста на Святой Софии», любовь к красивой военной форме и орденам свидетельствуют скорее о задатках актера, а не о талантах государственного деятеля.

Стиль правления Фердинанда нельзя назвать авторитарным — скорее абсолютистским. Но время таких правителей не только прошло, но и никогда не наступало, поэтому ему и пришлось удалиться.

Проблемы, вызванные его правлением, пришлось решать уже совсем другим людям.

4 октября 1918 г. после торжественной литургии в софийской церкви Святого Воскресения на голову 24-летнего генерал-майора, князя Тырновского, герцога Саксонского Бориса-Клемента-Роберта-Марии-Пия-Станислава Саксен-Кобург-Готского была возложена болгарская корона, и он стал Борисом III, царем болгар.

По характеру он был полной противоположностью отцу: не любил появляться на публике, всегда носил на мундире только два ордена, не производил себя в новые военные чины. Долгое время он запрещал чеканить на монетах свой профиль, а уж в этом монархи редко себе отказывают. В быту он также отличался скромностью и неприхотливостью.

Но главным было даже не это. Бориса III с детства готовили к участи правителя (он единственный из детей Фердинанда I с детства был православным), что выгодно отличало его от предшественников. С ним занимались лучшие специалисты Болгарии, правда, высшего образования он получить не смог — помешали войны 1912—1918 гг., в которых он участвовал, будучи командиром роты. Все отмечали в нем талант государственного деятеля и интеллигентность, сочетавшиеся, впрочем, с некоторой нерешительностью.

Царь увлекался иностранными языками и биологией, интересовался автомобилями и железнодорожной техникой, любил водить паровоз, со страстью охотился, занимался альпинизмом.

Борис III недаром назывался царем болгар (уместно вспомнить, что Наполеон Первый именовал себя императором французов, а не императором Франции). Не имея в жилах ни капли славянской крови, Борис стал первым болгарским царем после Освобождения, которого народ считал действительно своим правителем, и коронация, проходившая без масштабных торжеств, сопровождалась спонтанными народными гуляньями.

Новый монарх столкнулся с большими трудностями. Шестилетние войны привели к полному развалу хозяйства Болгарии, а поражения в них — к всплеску национализма, особенно в офицерской среде.

Борису III в сложных условиях разгула политического радикализма разного толка нужно было сохранить основы болгарской государственности.

Болгария, проиграв в Первой мировой войне, вполне могла оказаться после Версальского договора в таком же положении, как Германия: демилитаризованная, разоренная, униженная страна... Новому, молодому и неопытному, монарху, нужно было решить колоссальную по сложности задачу — спасти Болгарию.

Борис III, памятуя о судьбе своего отца, отказался от «личного режима» и расширил полномочия правительства, передав часть своей власти профессионалам. Это обеспечивало стабильность и эффективность административной системы.

В 1919 г. премьер-министром был назначен Стамболийский. Правительство оранжевых оказалось скорее технократическим, нежели политическим.

27 ноября 1919 г. в пригороде Парижа Нейи премьер подписал мирный договор с державами-победительницами. От Болгарии отторгались район Струмицы и земли, обеспечивавшие выход к Эгейскому морю. Численность армии ограничивалась двадцатью тысячами человек (не считая пограничников); запрещалось иметь военно-морской флот (кроме сторожевых кораблей.) На страну были наложены огромные репарации.

Теперь правительству Стамболийского было нужно восстановить экономику страны и выйти из международной изоляции.

Для того, чтобы вернуть себе свои позиции во внешней политике, Болгария начала переговоры с соседними государствами, в первую очередь с Королевством сербов, хорватов и словенцев. В 1920 г. правительство Стамболийского достигло своей цели: Болгария восстановила дипломатические отношения со всеми своими соседями и с великими державами.

В 1923 г. Стамболийскому различными средствами удалось добиться отсрочки выплаты большей части репараций. Чтобы не портить отношения с Белградом, премьер начал борьбу с ВМРО, продолжая при этом тайно поддерживать деловые контакты с этой организацией.

Стамболийский отрицательно относился к своим предшественникам. Именно он настоял на возвращении храму-памятнику Святого Александра Невского исторического имени. Впоследствии были арестованы все министры, бывшие у власти после 1912 г.

Для восстановления экономики была введена молодежная трудовая повинность, усовершенствована система социального обеспечения, частично отменено государственное регулирование экономики. Активно привлекались иностранные, главным образом американские, инвестиции. В сельском хозяйстве внедрялись минеральные удобрения и новая техника.

Правительство старалось сокращать второстепенные бюджетные расходы: например, отказалось от чеканки слишком дорогих золотых монет, а производство серебряных отложило до лучших времен. Благодаря всему этому в 1922 г. уровень промышленного производства в Болгарии сравнялся с довоенным. Правда, доходы населения росли значительно медленнее.

Политика правительства вызывала опасения у многих болгарских политиков. 14 октября 1921 г. видный дипломат и общественный деятель Александр Греков заявил о создании партии Народное согласие. Ее требованиями были отстранение кабинета оранжевых от власти, установление однопартийной политической системы, решительная борьба с коммунизмом и усиление государственного регулирования экономики. Идеи Народного согласия были близки к программе итальянского фашизма.

Партия оказалась немногочисленной, но среди ее членов было немало ученых и управленцев. Поддерживал Народное согласие и Военный союз, состоявший из офицеров.

Для защиты законной власти Стамболийский создал Оранжевую гвардию — добровольческие вооруженные формирования, занимавшиеся борьбой с оппозицией. 21 мая 1922 г. ими был убит Александр Греков. Тогда Народное согласие возглавил профессор Александр Цанков.

В это время Стамболийский делал всё, чтобы упрочить свою власть. 23 апреля 1923 г. прошли выборы в Народное собрание, на которых БЗНС получил 52,7%. Но незадолго до этого было изменено избирательное законодательство: пропорциональная система была заменена мажоритарной. Так как БЗНС пользовался примерно равной поддержкой во всех регионах, ему удалось получить 85% мест в парламенте (212 из 249).

Впрочем, в Болгарии всё давно уже решалось не голосованием в Народном собрании, а грубой силой...

В ночь с 8 на 9 июня 1923 г. юнкера Софийского военного училища и войска столичного гарнизона без единого выстрела взяли под свой контроль весь город. Бойцы Оранжевой гвардии попросту разбежались, понимая, что им не выстоять против регулярных частей.

Члены правительства и парламента были арестованы, а в особняке генерала Ивана Русева лидеры Народного согласия и Военного союза уже работали над составом нового Кабинета министров.

На следующий день Борис III, понимая, что сопротивление бессмысленно, утвердил положенный на его стол список членов правительства Народного согласия. Александр Цанков стал премьером и министром просвещения, глава Военного союза полковник Вылков — военным министром. Так произошло установление в Болгарии авторитарного режима.

10 августа под давлением новых правителей страны многие партии объединились в Демократическое соглашение, полностью подконтрольное власти. Объединение состоялось легко, так как те вопросы, о которых когда-то спорили лидеры демократов, стали уже неактуальными.

В ноябре 1923 г. прошли — под контролем властей — выборы, в результате которых «демократы» получили в Народном собрании 171 место из 246, а еще 29 достались такой же карманной Социал-демократической партии.

В феврале 1924 г. были отправлены в отставку оппозиционные члены правительства: министр юстиции Боян Смилов и министр путей сообщения Димо Казасов. Выход из Демократического соглашения большинства народных либералов и радикальных демократов мало что изменил. Препятствий для выполнения требований Народного согласия больше не было.

Свержение популярного правительства Стамболийского вызвало реакцию в народе. Первые крестьянские восстания против авторитаризма, поднятые вовсе не коммунистами, а активистами БЗНС, начались в июне 1923 г. в Пловдивском, Плевенском, Шуменском и Велико-Тырновском округах. В ответ начались аресты членов БЗНС, сотрудников миссии Советского красного креста и даже посольства СССР.

Находившийся под стражей в Софии Стамболийский был вывезен за город и расстрелян. В июле Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Болгарией.

В это время болгарская компартия (БКП) сохраняла нейтралитет, считая, что не должна вмешиваться в борьбу буржуазных политиков. Однако в Коминтерне думали иначе, и «болгарские товарищи» были вынуждены подчиниться.

Восстание началось в августе 1923 г., главным образом в Северо-Западной Болгарии, где коммунисты пользовались наибольшей популярностью (видимо, из-за особой бедности тех мест). Штаб боевых действий расположился в небольшом городе Монтана (при социализме назывался Михайловград).

В январе 1924 г. Народное Собрание одобрило закон «О защите государства», объявлявший БКП незаконной организацией. Вскоре восстание, несмотря на помощь со стороны советской России, было подавлено. Одновременно была усилена борьба с ВМРО, также вступившей в связь с Коминтерном.

Новый виток репрессий, не пощадивший даже предводителя народных либералов Геннадиева, вызвало покушение на Бориса III 16 апреля 1925 г. — взрыв в церкви Святого Воскресения в Софии. Царь тогда не пострадал, но получил сильную психологическую травму стал увлекаться оккультными науками. Во второй половине 1920-х гг. частым гостем в его дворце стал некто Любомир Лулчев, глава христианской секты «Белое братство». Вскоре этот человек стал «болгарским Распутиным»; монарх доверял ему важнейшие государственные тайны, советовался с ним.

К концу 1920-х гг. большинство врагов режима было либо уничтожено, либо посажено в тюрьмы, и террор пошел на убыль. В 1927 г. были даже амнистированы многие осужденные по закону «О защите государства».

В экономической политике и в отношениях с иностранными государствами правительство Цанкова и его преемники были вынуждены делать почти то же, что и их предшественники. Были, впрочем, и попытки отступить от этой линии, например, сблизиться с ВМРО, но все они приводили к плачевным результатам.

Единственным крупным самостоятельным шагом путчистов стало введение государственной монополии на торговлю валютой в мае 1924 г. Программа оранжевых была негласно признана лучшей в условиях послевоенной Болгарии, а о трудовой повинности лидер Народного согласия во всеуслышание заявил, что она «наша, оригинальная и самобытная». Более того, был принят закон «О профессиональном обучении», по которому рабочие и служащие в возрасте от 14 лет до 21 года, не получившие среднего образования, должны были бесплатно обучаться в специальных школах и в рабочее время, а работодатель обязан был платить им зарплату.

Сильный удар по болгарской экономике нанесла Великая депрессия. Многие инвестиционные проекты были свернуты. Авторитарный режим стал терять авторитет.

В 1931 г. Демократическое соглашение распалось, а на его месте образовался Народный блок. 28 июня 1931 г. царь назначил премьер-министром одного из его сопредседателей, демократа Александра Малинова. Но и это не дало особых результатов.

19 мая 1934 г. Борис III отправил в отставку правительство, запретил деятельность политических партий и назначил премьер-министром независимого политика Кимона Георгиева. Главную роль в политической жизни страны стала играть армия.

Главным отличительным признаком болгарского фашизма было отсутствие яркого или хотя бы авторитетного лидера, который мог бы оттеснить монарха на второй план, как это сделал в Италии премьер Бенито Муссолини, а в Румынии генерал Ион Антонеску. Поэтому после переворота 1934 г. Борис III сохранял всю власть, которую мог себе позволить глава государства, союзного нацистской Германии.

Сперва в Болгарии был введен режим наибольшего благоприятствования для немецких предпринимателей, что сделало Болгарию зависимой от Германии в экономическом отношении. Однако было совершенно очевидно, что Берлин потребует и большего.

Тогда Борис III решил найти мирные способы нарушения договора в Нейи. К тому же Великобритания и Франция ничего не имели против ревизии Версальско-Вашингтонской системы на Балканах, так как считалось, что это поможет остановить германо-итальянскую экспансию на полуострове.

Была извлечена из архива давняя идея Балканского союза. 24 января 1937 г. Болгария и Югославия подписали договор о «вечной дружбе», а 31 июля 1939 г. болгарский и греческий премьер-министры Г.Кьосеиванов и Й.Метаксас в Салониках договорились об отмене большей части ограничений, наложенных на вооруженные силы Болгарии. Вся призрачность идеи нового Балканского союза (здесь уместна аналогия с Мюнхенским договором 1938 г.) была осознана дипломатами лишь тогда, когда гитлеровская армия уже стояла на румынском берегу Дуная.

Борис III понимал, что не способен сопротивляться Гитлеру даже в союзе с Грецией и Югославией, не говоря уже о том, что царя могли свергнуть и его собственные фашисты. Поэтому он старался избежать войны, вступив в союз с Германией и разрешив ввести в Болгарию немецкие войска.

После этого в стране развернулось сильное движение Сопротивления. БКП и БЗНС образовали просоветский Отечественный фронт, по всей стране формировались партизанские отряды (четы). Они доставили немцам немало неприятностей, на что те отвечали репрессиями.

В 1940 г. Болгария при молчаливом согласии Гитлера вернула себе Южную Добруджу, которая еще по Сан-Стефанскому договору принадлежала Румынии. Немалую помощь в этом ей оказало советское правительство, рассчитывавшее сделать Болгарию своей союзницей (напомню, что СССР и Германия в то время старались действовать согласованно — при всем различии интересов).

Борис III, никогда не симпатизировавший гитлеровской идеологии, не мог допустить введения в своей стране нацистских законов. Во многом благодаря его личным усилиям закон «О защите нации», принятый в январе 1941 г. и повторявший немецкие антисемитские законы, реально не применялся.

Также благодаря усилиям царя болгарская армия не участвовала в боевых действиях против Советского Союза. Советское посольство в Софии все годы войны соседствовало с немецким. Царю, правда, пришлось бросить в 1941 г. свои войска на захват Югославии и Греции. Гитлер отблагодарил Бориса III, подарив ему Македонию (что, вероятно, для македонцев было лучше, чем власть белградского марионеточного правительства.)

28 августа 1943 г. Борис III, вернувшись из ставки Гитлера, умер при загадочных обстоятельствах. Официальным объяснением его кончины стал сердечный приступ, но не исключено, что царь был убит как неугодный Германии правитель.

Новым монархом стал его шестилетний сын Симеон (с 2001 г. — глава правительства Болгарии.) Был сформирован Регентский совет в составе профессора Богдана Филова, генерала Николы Михова и брата покойного монарха — принца Кирилла.

Красная армия уже подходила к границам Болгарии, и регенты попытались объявить о нейтралитете Болгарии. Были отменены антисемитские законы, немецким частям было приказано покинуть Болгарию. По всей стране стали закрываться немецкие заводы. Но ТАСС заявил, что «советские руководящие круги считают объявление болгарским правительством нейтралитета страны совершенно недостаточным».

9 сентября 1944 г. советские войска вошли на уже оставленную немцами территорию. Обе страны объявили друг другу войну, но ни одного выстрела так и не прозвучало: Красную армию встречали цветами и красными флагами.

Воспользовавшись ситуацией, члены Отечественного фронта подняли восстание и привели в власти новый Регентский совет, расстреляв прежних регентов. Кабинет министров возглавил лидер партии Звено Кимон Георгиев, хотя реальным главой государства был Георгий Димитров.

Вскоре Болгария объявила Германии войну. Ее войска сыграли немалую роль в освобождении Балканского полуострова.

27 октября 1946 г. Великое народное собрание упразднило монархию. «Временным правителем» стал коммунист Васил Коларов, премьер-министром — Георгий Димитров. 4 сентября 1947 г. в силу вступила конституция Народной Республики Болгарии. Вскоре Димитров стал во главе Болгарского государства. Начался новый, социалистический этап его истории.

Список литературы

1. Иванов Д. Болгария от освобождения до середины XX столетия; газета "История", № 42/2002 (his.1september.


Информация о работе «Болгария в первой половине ХХ века»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 40780
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
127275
5
0

... период). /Соничева Н.Е. – М.: «Знание», 1991. – 64 с. 26. Тесемников В. А. Русские профессора Белградского университета (1919—1941 гг.) // Педагогика. – 1998. – № 5. С. 22 – 26; 27. Тесемников В. А. Российская эмиграция в Югославии (1919—1945 гг.) //Вопросы истории. – 1988. – № 10. – С. 128 – 136. 28. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. / Л.К. Шкаренков. – М.: «Мысль»,1987. – 236 с. 29. ...

Скачать
25152
0
0

... вступления в войну США (декабрь 1941 г.) потенциальный перевес демократических держав и СССР над Германией, Японией и их союзниками стал еще более значительным. Социально-экономическое развитие индустриальной цивилизации в первой половине XX в Экономика ведущих стран Запада, выдержав колоссальные нагрузки в ходе первой мировой войны, уже в 1920-е гг. стабилизировалась. В наиболее выгодном ...

Скачать
13022
0
0

... акцент. Об этом можно судить прежде всего по оформлению рукописей, которые легче датировать, чем иконы или произведения прикладного искусства. Их можно потому с большей уверенностью, чем другие памятники, отнести к первой половине XIII века. В эти годы многие из создаваемых в Никее, Эпире, Трапезунде и самом Константинополе памятников искусства отличаются известной традиционностью. В условиях ...

Скачать
36633
0
0

... «неожиданностей», в частности параллельное существование нескольких стилевых направлений, которые в странах Западной Европы хронологически сменяли друг друга. Характерными особенностями развития русского искусства первой половины XVIII в. явились необычные художественные ситуации, в частности появление таких элементов культуры, для восприятия которых еще не созрели объективные условия. Однако с ...

0 комментариев


Наверх