2.2 История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в его истории начался новый этап. (45) Потеряв статус уездного города, Парфеньев «пребывал в полудреме, развитием промышленности и ремесел не занимался, капиталами на губернию <…> не гремел». (46) Несмотря на географическое положение уезда, отстоящего от границ империи на многие километры, и окруженного непроходимыми лесами, в Парфеньеве пребывал гарнизон из трех десятков человек, положенный по штатам.
Каково было население уезда – сказать трудно. По указу Екатерины ΙΙ от 11 октября 1764 г. в уезде не должно было проживать более 30 тыс. человек. Но, как считает Л. Ковалева, в уезде насчитывалось намного меньше жителей, т.к. «этот северный лесной край никогда не был густо населен».(47) До наших дней дошли Памятные книжки Костромской губернии, по которым можно судить о численности населения посада в 1862 г. Оно составляло около 950 человек, из них основная масса была мещане (671 человек). В посаде насчитывалось 194 купца, 49 представителей православного духовенства, а так же 12 почетных граждан, потомственных и личных, и 11 потомственных дворян. В 1861 г. в посаде родилось 26 человек, все они были законнорожденные, умерло 22 человека, в основном это были дети до 5 лет.(48) Что касается занятий населения, то в Парфентьеве было 14 хлебников, 17 плотников, 7 булочников. Были так же портные, кузнецы, тележники, два цирюльника, один печник и один столяр. (49)
В посаде имелась Ратуша, где в 1853 г. бургомистром был В. Толстопятов, а ратманами И.И.Пуганов и Ф.С.Дубровин. Все они были мещане. Главой Думы был Яков Тимофеев, гласным – А.И.Суханов. Должность секретаря Ратуши и секретаря Думы исполнял М.М.Пятнин. В Парфентьеве был так же военный пристав Николай Алексеевич Цветков. (50)
В посаде исправно работала почтовая контора, в которой почтмейстером в 1853 г. был Максим Иванович Божков. Почта приходила в Парфентьев каждую среду, а отправляли ее по воскресеньям. (51)
Одной из особенностей данного периода истории можно назвать появление каменных церквей в посаде на месте деревянных. В 1790 г. на территории крепости, на месте древней часовни строят зимнюю, каменную церковь, которая стала соборной церковью Парфентьева. Она была выстроена в классическом стиле и была богато украшена внутри. В церкви были устроены приделы во имя святого Николая, святого Дмитрия Ростовского и Воскресения Христова. В ограде церкви стояла деревянная часовня. В соборной церкви была мемориальная доска в честь посещения ее в 1824 г. императором Александром Ι. Заслуживает внимания и внутренне убранство храма, которое было выполнено костромскими мастерами братьями Дурляпиными. Резные из дерева иконостасы с изумительным рисунком напоминали окаменелости. Эта резьба была истинным произведением искусства народных умельцев.
В 1848 г. на месте деревянной Ризположенской церкви строят каменную Макарьевскую летнюю церковь. В том же году деревянную Рождественскую церковь сменил каменный Рождественский храм с колокольней.(52) Она была миниатюрна, скромна и поражала гармоничностью своих форм. Строитель как бы задался целью отразить в ее архитектуре бедность и отчужденность существовавшего когда-то на этом месте монастыря. И от этого ее вид выигрывал в своем архитектурном облике в сравнении со стоящей напротив соборной Ризположенской церковью, помпезность и надменность которой бросается в глаза.
Другой особенностью данного периода истории Парфентьева является развитие образования и медицины. Кологривское земство с первых же дней своего существования занялось рассмотрением данных вопросов. В 1835 году в Парфентьеве было открыто приходское училище, а к началу земских реформ было четыре начальных училища Министерства Государственных имуществ (Преображенское, Матвеевское, Дорфеевское и Потрусовское). (53)
Расходы на медицину в 1866 г. возросли почти вдвое. Появились особые медицинские участки, после чего было решено начать строительство больниц. К делу было привлечено местное население: с души собирали в год 5 копеек на устройство в Парфентьеве больницы.(54) Предполагалось, что жители позднее будут пользоваться больницей бесплатно. На собранные деньги вскоре был куплен деревянный дом г-жи Максимовой. Затем его променяли на участок земли для строительства больницы, которое началось уже в 1877 г., а закончилось через год. (55) Строительство шло под руководством Е.Николаева и И.Ф.Дубровина. Работы были проведены с особой тщательностью: здание возвышалось на каменном фундаменте, бревна тщательно отбирались, все щели были предусмотрительно заделаны мхом и паклей.
Весь инструментарий для больницы Парфентьева был выписан от лучших мастеров: управа удовлетворила все требования первых врачей. Однако с врачами возникали постоянные проблемы: они часто менялись по тем или иным причинам. Некоторые были слишком корыстны и не желали бесплатно обслуживать жителей, поэтому увольнялись. Однако позднее выяснилось, что бесплатное лечение увеличивает земские сметы до огромных размеров, и вопрос отпуска даровых лекарств требовал пересмотра. Дискуссии по поводу бесплатной медицины не смолкали. Одни утверждали, что ее нужно запретить, т.к. при даровом лечении многие считали больницы особым приютом, и находились там долгое время, по 6 месяцев, не желая работать и симулируя болезнь. Другие были сторонниками бесплатной медицины, делая все для больных, проявляя настоящую заботу и участие. Таким был А.Т.Виноградов, парфентьевский врач, который занял должность в 1879 г. и положил конец постоянной смене врачей. (56) До самой смерти он со знанием дела выполнял свои обязанности, был предан своему делу до конца, и даже получил благодарность от земства. Его портрет висел в больнице, была даже особая койка имени А.Т.Виноградова. Он был не только врачом, но и общественным деятелем. А.Т.Виноградов читал лекции в народном доме, хлопотал о поднятии жалованья медицинскому персоналу. (57)
Что касается образования в Парфентьеве, то достижения в этой области были довольно скромными. Среди учителей не было таких ярких личностей, как А.Т.Виноградов. В 1870-80 гг. в уезде было 17 начальных училищ, а позднее был поставлен вопрос об увеличении их числа, таким образом, чтобы образование могли получить все жители уезда. (58) Постепенно учащихся становилось все больше с каждым годом. Курс обучения в то время длился 3-4 года, в школах были устроены ночлежные приюты для детей, живших далеко от места учебы. Однако эти приюты не отличались особой чистотой и порядком. Санитарные попечительства обследовали каждую школу, и составляли описания санитарных норм. Врачи объективно оценивали обстановку с целью изменения и улучшения условий. Некоторые школы признавались удовлетворительными, другие – никуда не годными.
В школы детей отдавали с неохотой, ведь в семье рабочих рук становилось меньше. Для привлечения учеников ввели преподавание кройки и шитья для девочек и ремесленные классы для мальчиков.
Идея создания библиотек возникла в связи с тем, что дети теряли навыки чтения, если они не имели возможности их использовать. В 1891 г. было решено создать передвижную училищную библиотеку, т.е. систему обмена книгами между школами. Это была временная мера. И все-таки, «надо было не просто предоставить народу возможность пользоваться книгами, но и воспитать потребность в чтении».(59) В 1890-х гг. распространились чтения с туманными картинами: это были своего рода первые просмотры слайдов. Но из-за несовершенной оптики четкой картинки не получалось, поэтому парфентьевцы смотрели туманные изображения, откуда и пошло название. После прокатившейся волны моды на чтения, стали открываться читальни. В Парфентьево чтения проводились в народном доме.
В 1898 г. Кологривское уездное земство приняло решение об организации яслей для грудных детей на время летних работ в полях. А.Т.Виноградов активно принял участи в открытии первых ясель. Кроме того, в Парфентьево было два приюта: в сельце Ивановском и в деревне Воловцово. Основателем второго стал земский начальник А.Э.Ерта; а его жена стала попечительницей.
Несмотря на то, что Кологривское земство, по мнению Л.Сизинцевой «было самым неповоротливым, консервативным, а его гласные – самыми неуступчивыми и скаредными», (60) все же оно было в состоянии решить многие проблемы: от образования до строительства дорог и прокладывания телеграфных линий. Кроме того, в Парфентьево, хоть и с опозданием, приходили все новшества из больших городов.
Среди выдающихся людей Парфентьева стоит выделить писателя-этнографа С.В.Максимова, родившегося здесь в 1831 г. в семье почтмейстера. (61) В этой настоящей костромской глуши Сережа Максимов провел детство. Часто предоставленный самому себе, он играл с крестьянскими ребятишками и не понаслышке знал о сельских заботах, сельских традициях и обычаях. Здесь он учился в Парфеньевском народном училище, потом два года — в Кологривском уездном училище. В 1842 году Максимов поступил в Костромскую гимназию, которую через восемь лет успешно закончил. Он мечтал о филологическом факультете, но занятия литературой доходными никогда не были, а в то время модными стали естественные науки, и потому Максимов оказался в Московском университете на факультете медицины. Но мечта о филологии не исчезла, и потому молодой студент времени зря не терял — стал сотрудничать с журналом «Москвитянин». После двух лет учебы в Москве Максимов переехал в Петербург, не оставляя надежды поступить на филологический факультет уже Петербургского университета. Но судьба опять распорядилась иначе: он стал слушателем медико-хирургической академии. Попутно, «в подспорье к скудным средствам существования», он начал работу в «Справочном энциклопедическом словаре» Старчевского. В 23 года Максимов наладил связи с журналом «Библиотека для чтения», где были опубликованы его первые очерки — в основном они были написаны по воспоминаниям детских лет о жителях родного Парфеньева. Сборник «Лесная глушь» — по впечатлениям путешествия по Владимирской губернии, «Год на Севере» — о путешествии на русский Север, организованном морским ведомством. Географическое общество за эту книгу удостоило писателя золотой медали. (62) Побывал С.В.Максимов и на Амуре, писал очерки о ссыльных и заключенных. Он знал многих людей — старообрядцев, нищих, бродяг. А в свои последние годы по заданию князя Тенишева занялся изучением жизни родной губернии, костромских крестьян.
В посаде Парфентьеве существовало огромное количество традиций. Одна из них – это плачи по призванным на военную службу. Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. Сбором плачей в 1879-х гг. занимался Ф.Д.Нефедов. Он записывал причитания во всем Кологривском уезде. (63)
... имения, о экономических выгодах, вытекающих из этого местоположения, о состоянии крестьянского хозяйства, повинностях, о урожайности зерновых. Ведомости позволяют выяснить, какими имениями владели помещики Катенины в Чухломском уезде, каков был доход с этих земель. Подобные данные дают и переписи дворянских дворов. Формулярные списки – это документы, содержащие информацию о движении по службе, ...
... определенные задачи, причем не только оперативные, но и стратегические, и сегодня их развитие продолжается на основе долгосрочно разработанной концепции. ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В 12-17 ВЕКАХ 2.1 Характеристика исторического периода 2.1.1 Таможенное дело и государство В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы - ...
0 комментариев