1. Номинальное количество денег определяется в первую очередь их предложением.

2.    Реальное количество денег, или количество денег в реальном выражении, определяется прежде всего спросом на деньги – функциональной зависимостью между спросом на реальное количество денег и другими переменными экономической системы.

Сколько денег желают иметь люди?

Вопрос, может быть сформулирован иначе: Какую часть своих портфелей люди хо­тят сохранить в ликвидной форме, а не в других видах акти­вов? Очевидно, ту часть или тот уровень, который необходим для надлежащего обеспечения покупок, оплаты товаров. Без кассовых резервов обойтись нельзя, но в кассе целесообразно иметь минимум денег.

Потребность в деньгах — это спрос на деньги. Он относи­тельно стабилен. В случае избытка денег в кассе их стремятся трансформировать в другие, приносящие процент или прибыль активы.

На денежный спрос влияют три фактора: объем производ­ства, соответственно величина дохода; абсолютный уровень цен; скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки). Если ожидается рост цен (инф­ляция), покупательная способность денег будет падать, от «го­рячих» денег будут стремиться избавиться. Если ожидается сни­жение цен, то, напротив, спрос на деньги будет расти. Спрос на деньги снижается при повышении процентной ставки; по­следняя является своего рода регулятором, при помощи кото­рого достигается оптимальная пропорция между деньгами как средством сбережения и ценными бумагами, приносящими до­ход в виде процента.

Предложение — то количество денег, которое находится в обращении. Предложение денег довольно изменчиво, оно за­дается извне, а не определяется экономическими факторами, хотя эти факторы и оказывают влияние на принимаемые ре­шения. Предложение денег регулируется центральным банком;

размерами кредитов, предоставляемых коммерческими банка­ми; куплей-продажей ценных бумаг. Спрос на деньги и пред­ложение денег — исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Это равновесие не фор­мируется изолированно. Равновесие в денежном секторе орга­нично связано с процессами, протекающими в товарном сек­торе.

Фридмен придаёт денеж­ному фактору и процентной ставке довольно существенное значение. Спрос на товары и инвестиции он связывает с денежным потоком. Он шире трактует сферу благ, противо­стоящих деньгам. Это — финансовые активы, вещественное имущество, вновь произведенные товары, вложения в челове­ческий капитал Приспособление экономики к изменениям в денежном секторе, в денежной массе представляет весьма слож­ную, противоречивую картину.

Согласно монетаристской теории изменение количества де­нег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы — выше спрос на товары и услуги. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема про­изводства, увеличению выпуска продукции.

Главенствующая роль денежной массы

 

М. Фридмен вместе с А. Шварц пришли к выводу, что темп роста денежной массы идет по циклической схеме. В книге «Монетарная история Соединенных Штатов. 1867—1960» они проследили, как происходило ускорение или замедление темпов роста денежной массы, и пришли к заключению, что на про­тяжении почти 100 лет вся хозяйственная динамика США опре­делялась движением денежной массы. Изменение темпа ее роста предшествовало изменению роста общественного продукта. По­воротные точки роста денежной массы предшествуют движению рыночной конъюнктуры: пик роста денежной массы предшест­вует подъему производства, низшая точка денежной массы — спаду производства. Таким образом, денежная масса (количе­ство денег в обращении) оказывает непосредственное влияние на экономическую жизнь через величину расходов потребителей и фирм.

Фридмен оценивал денежно-кредитную политику как инструмент достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам.

Фридмен исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.

Рост предложения денег ведет к их «удешевлению» (снижа­ется процентная ставка). Становится выгодным брать кредит, расширяется спрос на инвестиционные товары. С ростом ка­питаловложений увеличивается валовой общественный продукт, растет и занятость.

Изменения, связанные с увеличением денежного предложе­ния, происходят не только количественные. Цены на продук­цию повышаются, но повышаются неравномерно. Изменяются соотношения цен между различными группами товаров. Пере­ключается спрос: вначале — на дешевые товары, затем — на новые товары, потом — на услуги. Ценовые изменения, изме­нения относительных цен, способствуют структурным сдвигам, а в итоге создают предпосылки для стабильного развития в долгосрочном периоде.

В результате саморегулирующей «работы» цен и выравни­вания покупательной способности денег устанавливается необ­ходимая связь между денежным сектором и товарным сектором.

Итак, Фридмен исходит из того, что главная функция денег — служить финансовой основой и важнейшим стимуля­тором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, «помогает» техническому прогрессу, способ­ствует поддержанию экономической активности.

Денежным инструментом следует пользоваться осторожно. Если происходит относительно небольшое увеличение количе­ства денег в обращении и, соответственно, повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста, то создаются не­обходимые предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. Если цены растут быстро, то разверты­вается неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная способность денег, а от нее зависит кривая спроса на деньги.

Потребность в деньгах растет, ибо растет объем товарооборота (в номинальном выражении), иначе возникает кризис платежей и расчетов. В связи с ожидаемой инфляцией все стремятся освободиться от «падающих» денег, их трансформируют в другие активы, но не в производство, а в недвижимость, ибо риск инвестиционных вложений растет. Спрос на деньги формиру­ется на основе сравнения альтернативных выгод.

Регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Дело в том, что последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Обычно лаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.

Деньги, инфляция, занятость

 

Согласно представлениям монетаристов инфляция — чисто денежное явление. По словам Фридмена, «центральным фактом является то, что инфляция всегда и везде представляет со­бой денежный феномен»5. Причина инфляции — избыток де­нежной массы, «много денег — мало товаров». Изменения в спросе на деньги обычно возникают как реакция на происхо­дящие процессы в обществе, на рыночную ситуацию, изменения в хозяйственной политике. Другими словами, инфляция связана с ожиданиями (ожидание — «представление о том, как сложатся дела в будущем»)6.

Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожи­даемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам и представлениям участников экономического про­цесса). При ожидаемой инфляции достигается равновесие на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожида­ниям и расчетам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, скажем, на 3% в год, и к этому приспосабливаются производители, продавцы, покупатели.

Иное дело, если темп инфляции выходит за границы ожи­даемого. Резкий рост цен сопровождается различными нару­шениями, отклонениями от привычного ритма хозяйственной деятельности.

Цены на товары, по словам Фридмена, похожи на термометр в том смысле, что последний регистрирует жару, но не создает ее. Но подобная аналогия вводит в заблуждение. «Разбитый термометр не оказывает никакого влияния на измеряемое им явление; он просто увеличивает нашу неосведомленность... Це­ны не только измерительный инструмент, они также играют жизненно важную роль в самом экономическом процессе»7. В данном случае, пожалуй, более уместна аналогия с паровым котлом, приводящим в движение воздуходувку. «Контролируя температуру в одной комнате путем отключения находящегося в ней радиатора, вы просто увеличите температуру в других комнатах. Отключив все радиаторы вы поднимете давление в бойлере и увеличите опасность его взрыва. Отключая или вклю­чая отдельные радиаторы, вы находите способ регулировать температуру в различных комнатах»8. Используя аналогию с паровым котлом, Фридмен стремится подкрепить свое отри­цательное отношение к регулированию цен, к сдерживанию их роста. Он утверждает, что контроль над ценами и заработной платой не способен устранить инфляцию.

Непредвиденная инфляция ведет к увеличению безработицы. Если в краткосрочном периоде имеет место обратная связь между инфляцией и безработицей, то в долгосрочном периоде эта зависимость исчезает. Постоянно возобновляемая политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает не стабильную, а все увеличивающуюся инфляцию; среднегодо­вой рост цен составляет уже не 3, а 6%; затем 8, 10% и т.д. Вместе с ростом цен происходит увеличение числа безработных.

Отсюда делается вывод: необходимо перекрыть каналы, по­рождающие непредвиденную инфляцию. Нужно устранить де­фицит государственного бюджета («дефициты бюджета часто служат источником денежной экспансии», «дефициты являются источником инфляции», если «они финансируются путем де­нежной эмиссии»), ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы, в том числе средства, выделяемые на поддержание полной занятости («политика полной занятости может стать источником инфляции, если она рождает чрез­мерную денежную эмиссию»).

Оптимальный рост цен должен быть стабильным на протя­жении длительного времени, этому призвана способствовать денежно-кредитная политика государства. Между темпом роста денежной массы и ростом цен не существует точного, жестко определенного соотношения. В начальный период инфляции денежная масса в обращении растет быстрее, чем цены. Рост цен рассматривается в этот период «жизненного цикла» инф­ляции как временное, случайное явление. Затем ситуация ме­няется: «так как покупательная способность наличных денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения ак­тивов»9. От «лишних» денег стремятся освободиться. «Потому на данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег, и иногда намного быстрее»10.

Что касается инфляции издержек, то Фридмен считает, что эта проблема не заслуживает особого внимания: «теория инфляции издержек имеет очень ограниченное применение»11. Видимо, в данном случае Фридмен опирается, главным образом, на опыт западных стран, отмечая, впрочем, что «подлинные источники денежной экспансии были очень различны в разные времена и в разных районах»12. Применительно к инфляции издержек у монетаристов имеются два рецепта: поддержание конкуренции и плавающий курс валют.

 «Денежное правило» Фридмена

 

Как было отмечено выше, денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на день­ги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен быть таким, какой обеспечивает ста­бильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно.

Анализ лагов приводит Фридмена к выводу о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. Прогнозы центрального банка нередко ошибочны. Трудно, а скорее и невозможно выяснить, какие именно факторы ока­зывают воздействие на экономическое развитие. Результаты оказываются противоположными ожидаемым. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить долгосрочный характер.

 «Если рассматривать кредитно-финансовую область — в большинстве случаев скорее всего будет принято неправильное решение, поскольку принимающие решение рассматривают лишь ограниченную область и не принимают во внимание со­вокупность последствий всей политики в целом»13, — писал Фридмен. Центральному банку следует отказаться от конъ­юнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, посте­пенного увеличения денежной массы.

Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Монетарные факторы «работают» на ценовые, стоимо­стные показатели. Поэтому под воздействием количественного роста денег происходит рост цен, а не увеличение реального объема общественного продукта. Это обстоятельство должно учитываться при выработке практических рекомендаций.

При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает ввести правило механического прироста денежной массы, который отражал бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. Фридмен предлагает сред­негодовой темп прироста денежной массы устанавливать в раз­мере 4—5%. При этом он исходил из 3%-ного роста реального ВНП (для Соединенных Штатов) и небольшого снижения ско­рости обращения денег. Этот 4—5%-ный прирост денег должен идти непрерывно (месяц за месяцем, неделя за неделей). При­чем в одной из своих работ автор «денежного правила» под­черкивает, «как именно будет установлено понятие денег и какие именно будут установлены темпы роста, имеет куда мень­шее значение, чем сам факт, что это понятие твердо определено и что темпы четко обозначены»14.

В практике денежного регулирования обычно устанавливают не твердый норматив (согласно денежному правилу), а своего рода «вилку», вокруг которой должно колебаться денежное предложение (поступление денег), или «мишень», т. е. пото­лочный уровень, который не должен быть превзойден. Напри­мер, в США Совет управляющих ФРС устанавливал в L967 г. ориентиры прироста М\ (наличная денежная масса и банков­ские депозиты) в размере 3—5% в год. Монетаристские рецепты регулирования экономики включают и другие мероприятия:

продажу и покупку ценных бумаг (политику открытого рын­ка), систему обязательных резервов, изменение учетной ставки и т.д.

Одна из монетаристских рекомендаций предусматривает при­менение неожиданных воздействий. Этот вывод обосновывается тем, что поскольку экономика неизбежно приспосабливается к любым систематическим воздействиям, то в принципе эф­фективной оказывается политика, которую никто не ожидает и не может заранее к ней приспособиться.


Заключение

 

Милтон Фридмен стал неоспоримым идейным лидером монетаристов. Его вклад в теоретические и прикладные исследования получил широкое признание. Так, Пол Сэмюэлсон назвал его «экономическим экономистом». Монетаризм и экономика предложения оказали наибольшее влияние на формирование официальных доктрин и экономическую политику западных держав. В США, например, под влиянием неоконсервативного поворота в экономической теории, экономическая политика получила название “рейганомика” (по имени президента Р.Рейгана), а в Великобритании – “тэтчеризм”.

Не смотря на всемирное признание, Фридмен имеет большое количество противников своей теории. Причем, их аргументация несостоятельности его количественной теории денег выглядит довольно убедительно. Но многие из них просто не учитывают временной фактор. То есть – время, в которое были сформулированы основные постулаты этой теории. Эта теория была создана после мирового кризиса 70х годов, когда стало окончательно ясно, что жесткое государственное регулирование экономической сферы, проповедуемое Кейнсом, не является панацеей от безработицы и инфляции. Монетаристские методы действенны в долгосрочном периоде. Причем, для их эффективной работы в стране должны быть созданы условия для рыночной экономики, должна существовать соответствующая инфраструктура. Таким образом, теория Фридмена будет работать в долгосрочном периоде в стране с уже сформировавшимся рынком.

Но, конечно, нельзя безоглядно полагаться на монетаристские ме­тоды. Я считаю, что действительно действенным методом управления экономикой страны может являться только тот метод, который включает в себя лучшие черты всех существующих экономических доктрин. То есть, он должен их синтезировать. Но правильное и своевременное их применение – это уже задача людей, ответственных за это. В конечном итоге, все зависит от людей - от их возможности правильно прогнозировать будущее и анализировать прошлое. Поэтому, не стоит говорить, что эта теория не правильная, надо просто умело и вовремя ею пользоваться. Ведь даже компьютер – величайшее и полезнейшее изобретение человека в неумелых руках не принесет хорошего результата.

И всё же, - «все дело в деньгах»!

 


 

Список использованной литературы:


1.   Бернар И., Колли Ж.-Кл. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2 т. Т.II. М., 1994. С.231.

2.   Фишер И. Покупательная сила денег: ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризисам. М., 1926. С.14.

3.   Фридмен М. Количественная теория денег. М., 1996. С.42.

4.   Там же. С. 42.

5.   Там же. С 109.

6.   Бернар И., Колли Ж.-Кл. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2 т. Т.I. М., 1994. С.100.

7.   Фридмен М. Количественная теория денег. М., 1996. С.105.

8.   Там же. С. 105-106.

9.   Там же. С. 111.

10.       Там же.

11.       Там же. С. 107.

12.       Там же. С. 114.

13.       Фридмен М. Капитализм и свобода. Нью-Йорк, 1982. С. 81.

14.       Там же. С. 82-83.

15.       Энциклопедия: Лауреаты Нобелевской премии, Пер. с англ.– М., Прогресс, 1992.

16.       Фридмен М. Если бы деньги заговорили, М., 1999.


Информация о работе «Основные принципы денежной теории Милтона Фридмена»
Раздел: Экономическая теория
Количество знаков с пробелами: 42992
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
32338
0
0

... экономических процессов. Монетеристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег[15]. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года Милтон Фридмен, являющийся интеллектуальным лидером монетаристкой школы, положил начало эмпирическим и теоретическим исследованиям, показывающим, что деньги играют гораздо более важную роль в определении ...

Скачать
47401
0
0

... от выдуманного им «мифа» о глубокой преемственности своих взглядов, а израильский экономист Д. Патинкин опроверг этот миф, опираясь на факты, за монетаризмом закрепился термин «Чикагская школа». В своем развитии монетарная доктрина М. Фридмена прошла ряд этапов: 1.        50-е гг. – разработка теории перманентного дохода; 2.        60-е гг. – создание монетарной теории хозяйственного цикла; ...

Скачать
72437
0
6

... (бюджетного) регулирования оказалось невозможным. Надо сказать, монетаризм может принимать разные формы: существует, например, британская версия, нашедшая свое выра­жение в политике М. Тэтчер. Монетаризм оказался успешным в экономической практике многих регионов мира. Сотрудничая с национальными специалистами, эксперты монетаризма разраба­тывают проекты выведения страны из кризиса (например, ...

Скачать
55182
0
0

... . По мнению Фридмена, «деньги имеют значение для динамики цен», и, что важно, «именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов». Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям: 1.      количественная теория есть прежде всего теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного ...

0 комментариев


Наверх