3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств

Кодекс устанавливает специальные правила об ответственности по договорам на ПиИР, которые содержат определенные изъятия из соответствующих общих норм о гражданско-правовой ответственности, предусмотренных ГК. Хотя выполнение заказных исследований и разработок научными и проектно-конструкторскими организациями лежит в сфере их предпринимательской деятельности, на отношения сторон не распространяются правила о повышенной (невиновной) ответственности.

По договорам ПиИР исполнитель отвечает перед заказчиком, если он виновен в нарушении принятых им на себя обязательств (что предусмотрено п. 2 ст. 660 ГК). Вина исполнителя презюмируется. Для освобождения от ответственности он должен представить доказательства, свидетельствующие, что им были приняты все необходимые в данных обстоятельствах меры для выполнения обязательств. Кроме того, установлены определенные условия, при которых ограничивается размер возмещения убытков, причиненных заказчику некачественным выполнением работ.

Во-первых, в качестве общего правила предусмотрено взыскание убытков в пределах реального ущерба. Взыскание упущенной выгоды допускается только, если это прямо обусловлено договором. Во-вторых, сумма возмещения убытков может быть по договоренности сторон ограничена общей стоимостью работ, что достаточно типично. В этом случае заказчик вправе требовать компенсации в пределах стоимости той части разработок, в которой обнаружены недостатки, допущенные исполнителем при проведении работ.

Заказчик вправе предъявить требование об устранении исполнителем за его счет дефектов, выявленных в технической документации, образцах изделий, рабочих чертежах, моделях и т. п. Имеются в виду допущенные исполнителем отступления от согласованных в договоре технико-экономических параметров, которых должны отвечать разработанные изделия или технология. Очевидно, однако, что требования о безвозмездной доработке не должны выходить за рамки технического задания. Таким образом, в отличие от договора подряда не предусматривается по выбору заказчика возможность предъявления иных требований, в частности соразмерного уменьшения договорной цены или возмещения расходов на устранение недостатков.

Общие нормы ГК об ответственности должника при просрочке исполнения договорного обязательства применяются к договорам о ПиИР и при нарушении исполнителем конечных сроков завершения работ (ст. 662 ГК). Заказчик вправе отказаться от принятия работ и предъявить к исполнителю требование о возмещении понесенных им в этой связи убытков. Однако такие последствия наступают при условии, что у заказчика имеются доказательства, свидетельствующие об утрате интереса к выполненным работам вследствие нарушения исполнителем срока их выполнения.

Специальные правила об имущественной ответственности исполнителя не распространяются на иные нарушения договорных обязательств (в частности, об обеспечении конфиденциальности или патентной чистоты). Следовательно, если стороны не предусмотрят условий ответственности за нарушение иных договорных обязательств, к виновной стороне будут применяться общие правила ГК о возмещении убытков, включая упущенную выгоду. Попутно надо отметить, что в практике широко применяется ответственность в форме неустойки (не только за просрочку исполнения, но и по другим основаниям), поскольку она освобождает потерпевшую сторону от необходимости доказывать причиненные ей убытки.

При определении ответственности исполнителя должна учитываться вина заказчика, если допущенные нарушения договорных обязательств вызваны ненадлежащим поведением обеих сторон. Например, в случае невыполнения заказчиком обязательств о своевременном предоставлении соответствующей информации, что могло повлиять на качество работ.

Особенностью рассмотренных договоров является прекращение договорных отношений по предусмотренным в ГК основаниям, обусловленным спецификой предмета договора (ст. 656, 657).

Для договоров на выполнение ПиИР — это выявление объективной невозможности достижения ожидаемого результата. Исполнитель, добросовестно решая поставленную заказчиком научную задачу (с использованием современных данных науки, передовых научных методик, научной аппаратуры и т.п., которые были обусловлены в договоре), на определенном этапе приходит к выводу о невозможности ее решения, т. е. получает известный в практике «отрицательный результат». При этих обстоятельствах в действиях исполнителя не усматривается нарушение договорных обязательств и сохраняется в силе встречное обязательство заказчика — «оплатить стоимость работ» в том объеме, в котором они были выполнены[5]. Следовательно, если работы были выполнены полностью, то и оплата производится полностью, если частично, то выплачивается соответствующая часть договорной цены работ.

Следует, однако, иметь в виду, что для получения соразмерной оплаты исполнитель, во-первых, должен своевременно информировать заказчика о невозможности получить ожидаемый результат и, во-вторых, он должен составить Достаточно подробный научный отчет о проведенных исследованиях и достигнутых результатах, представить иную документацию, предусмотренную договором. В случае сомнений заказчик может привлечь независимых экспертов, потребовать проведения дополнительных экспериментов, расчетов и т. п.

Договоры на выполнение ПиИР могут быть прекращены не только вследствие выявившейся невозможности получения заданного результата, но также и по причине нецелесообразности продолжения договорных работ. Разумеется, причины должны быть достаточно вескими и приняты заказчиком, т. е. окончательное решение о прекращении работ должен принять заказчик. Обязанность заказчика оплатить выполненные работы ограничивается в этом случае возмещением затрат, понесенных разработчиком.

Таким образом, имущественные последствия риска получения отрицательного результата и невозможности завершения работ возлагаются на заказчика. Эти правила имеют обязательный характер. Они обусловлены характером основного обязательства исполнителя — выполнить надлежащим образом предусмотренные договором работы. Общим требованием признания правомерности указанных оснований является отсутствие вины исполнителя, объективность наступления обстоятельств, вследствие которых прекращаются договорные отношения. Бремя доказывания их объективности лежит на исполнителе. Однако решение прекратить работы должно быть согласовано с заказчиком и оформлено двусторонним актом (соглашением, протоколом).


Заключение

Нормы о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ПиИР) не включались в ранее действовавшие ГК 1922 и 1964 гг.

Назревшая в 60е гг. практическая потребность в законодательном урегулировании договорных отношений, связанных с выполнением заказных исследований и разработок, получила отражение в ведомственных нормативных актах. Впервые договоры на выполнение ПиИР были кодифицированы в основах ГК в качестве одного из видов договоров подрядного типа, посвященная им глава 37 была помещена в главе «Подряд», что отражало господствующую в литературе научную концепцию о правовой природе договоров[6].

В отличие от Основ гражданского законодательства, Кодекс не только более детально дифференцирует нормы о договоре на выполнение проектных и изыскательных работ (ПиИР, но и выделяет их уже в отдельный параграф 4. Такой подход к классификации этих договоров означает их признание самостоятельными договорами, составляющими в совокупности единый договорный тип и влечет существенные практические последствия. На них не распространяются Общие положения о договоре подряда, содержащиеся в § 1 гл. 37 ГК, за исключением тех норм, к которым даны прямые отсылки.

Договорные отношения на выполнение ПиИР связаны с широкой сферой интеллектуальной деятельности в области науки и техники, что определяет их специфику. Эта деятельность охватывает весь цикл — от поиска новых знаний до их практического применения в процессе создания новых изделий и технологий, непосредственно предназначенных для промышленного освоения. В международном обороте под технологией обычно понимается знание о процессе производства или предоставлении услуги, которое является «систематическим, может быть передано и может быть применено для разрешения проблем, возникающих в ходе человеческой деятельности, в промышленности, сельском хозяйстве или торговле»1.

Творческий характер, присущий любой поисковой деятельности, создает элемент неопределенности в достижении поставленной цели. Эта закономерность проявляется в большей степени при решении научных задач и в меньшей — в инженерных разработках, где ожидаемый результат имеет более конкретный характер. Исполнитель не может гарантировать определенный результат. В отличие от договора подряда, предметом которого являются и работа, и ее результат, в природе договорных обязательств о выполнении ПиИР лежит обязательство действия, а не обязательство результата, что широко признается как белорусскими, так и зарубежными специалистами[7].

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. (ст. 713 ГК)

Критерием, разграничивающим договоры на ПиИР, служит содержание основного обязательства, определяющего целый предмет договорных отношений. Для договоров о проведении исследований — это решение научных задач, а для договора о выполнении разработок — решение конструкторских и (или) технологических задач, что не исключает возможности заключения одного договора, охватывающего весь цикл создания научно-технической продукции.

Вместе с тем, характеризуя эти объекты, нельзя не учитывать, что они относятся к категории духовных продуктов и обладают двойственной природой выражения: содержательной сутью и вещественной формой ее воплощения. Согласовывая условия договора, следует иметь в виду оба эти аспекта. В договорах на ПиИР должны быть определены требования, предъявляемые к самим исследованиям и к формам воплощения полученных результатов, научным отчетам, аннотациям, информационным картам, другим материалам.

Таким образом, для договоров о выполнении ПиИР типична двухстадийная процедура их заключения. Первоначально стороны согласовывают техническое задание и программу работ, включая календарный план. Техническое задание обычно готовит заказчик. В нем определяются технические, экономические, экологические, эргономические, другие нормативы, которым должна отвечать заказная научно-техническая продукция. Там же предусматриваются требования к технической документации, образцам изделий условия проведения экспериментов, испытаний опытных образцов и другие условия выполнения работ. Исходя из технического задания, исполнитель составляет программу работ. После согласования обоих документов заключается договор, к которому в качестве неотъемлемой его части прилагаются техническое задание и программа работ. Предусмотренные в них условий и показатели могут корректироваться по договоренности сторон в ходе выполнения договорных работ по мере получения и оценки промежуточных результатов.

В заключении хотелось бы отметить, что не смотря на то, что договор на проектные и изыскательские работы не очень распространен, но все таки он имеет будущее, т.к. в наше время для развития науки, техники и новых промышленных технологий этот договор будет иметь огромное значение.


Список использованной литературы.

 

1.   Гражданский Кодекс Республики Беларусь. Мн.: 1999.

2.   Гражданское право. Д. А. Колбасин Особенная часть. Учебное пособие – Мн.: «Веды», 1998 г. – 240 с.

3.   Брагинский М. И. Договорное право: Общие положения. М., 1997.

4.   Гражданское право. Учебник. Часть вторая. / Под редакцией Сергеева А. П., Толстого К. Ю. М., 1998.

5.   Гражданское право: Учебник / Под ред. С. П. Гришаева. – М.: Юристъ, 1998.

6.   Гражданское право. Общая часть. Под ред. В. А. Витушко. Мн. 1998.

7.   Гражданское право. Общая часть., (учебное пособие в вопросах и ответах.) Мн. 1997 г.

8.   Ринг М.П. Договоры на научноисследовательские и конструкторские работы. М., 1967.

9.   Дозорцев В.А. Законодатеяьство о научнотехническом прогрессв. М., 1978. С. 106.

10.         Интеллектуальная собственность. Основные материалы. Перевод с английского. ВО «Наука». Новосибирск, 1993.


[1] Гражданское право. Общая часть., (учебное пособие в вопросах и ответах.) Мн. 1997 г. стр. 142

[2] Гражданское право. Общая часть., (учебное пособие в вопросах и ответах.) Мн. 1997 г. стр. 147

[3] Гражданский Кодекс Республики Беларусь. Мн.: 1999 ст. 717.

[4] Гражданское право. Учебник. Часть вторая. / Под редакцией Сергеева А. П., Толстого К. Ю. М., 1998. Стр. 137

[5] Гражданское право. Учебник. Часть вторая. / Под редакцией Сергеева А. П., Толстого К. Ю. М., 1998. Стр 143

[6] Ринг М.П. Договоры на научноисследовательские и конструкторские работы. М., 1967. С. 17; Дозорцев В.А. Законодатеяьство о научнотехническом прогрессв. М., 1978. С. 106.

[7] Интеллектуальная собственность. Основные материалы. Перевод с английского. ВО «Наука». Новосибирск, 1993. С. 23.


Информация о работе «Договор проектно изыскателных работ»
Раздел: Гражданское право и процесс
Количество знаков с пробелами: 41251
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх