23. Противопоставление согласных по твердости-мягкости является позиционным, а не фонологическим признаком согласных.
24. Уместно считать морфонологическими лишь те чередования звуков, которым можно приписать какое-либо морфологическое значение, например, око-очи, ухо-уши, к-х маркируют единственное число, ч-ш — множественное. В паре умники - умницы [к] маркирует мужской род, [ц] - женский. В паре заработать — зарабатывать [О] маркирует сов. вид. - [А] - несовершенный. Только такие "морфологизированные" чередования имеют право называться морфонологическими и составлять объект морфонологии.
25. Оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова является не фонетическим и не фонологическим, а мор-фонологическим (морфологическим) явлением. Это - сигнал конца слова на флективном стыке перед фонемами [Ъ], [Ь].
26. Принято считать чередование графить - графлю аналогическими [3, 11]. Гораздо естественнее предположить, что это свидетельство того, что на суффиксальном стыке процесс йотации губных (и прочих согласных) никогда не переставал действовать и продолжает действовать (по крайней мере, в литературном языке) по сей день.
27. В корне жар [ж] является позиционно обусловленным вариантом фонемы [г], а [а] - позиционно обусловленным вариантом фонемы [Ё]. Утверждение С. Б. Бернштейна о разрыве единой в этимологическом отношении морфемы гар-жар ни на чем не основано [3, 11]. Их семантика по-прежнему едина, фонематический облик [гЁр - гАр] близок, а апофоническое чередование [ё||б] само по себе никогда не нарушало тождества корня, ср. nod-несу — под-нос [е||о]. Утверждая так, С.Б. Бернштейн противоречит сразу обоим постулатам МФШ. Даже если процесс дивергенции корневых морфов достиг такой стадии, как в парах чистить и цедить, ценить и каяться, шалить и нахал, комар и шмель, конец и начало, нет смысла отказываться от их отождествления, потому что направления их семантического развития не произвольны, а заданы и предопределены строением семантического пространства языка -структурой в высшей степени консервативной и устойчивой, продолжающей направлять семантические процессы наиновейших неологизмов так же, как это делалось и тысячи лет тому назад. Лишать себя этого знания, делать вид, что его не существует или что оно нас не касается, значит лишать себя способности к пониманию и объяснению семантических процессов в современном русском языке. Что это дает? Мы получаем возможность:
а) объяснять реально представленные в русском языке формы, опираясь на знание истории языка и этимологии, пользуясь ими как ключом к его текущему состоянию, а не отмахиваясь от них как от чего-то ненужного и даже мешающего;
б) обнаруживать нарушения закономерностей и ставить вопрос об их причинах;
в) не разрывать и не противопоставлять синхронию и диахронию, а находить их друг в друге;
г) соблюдать декларируемые нами фонологические и общенаучные принципы;
д) видеть за пестротой и неупорядоченностью речевых явлений стройность и организованность языковой сущности;
е) формализовать и компьютеризовать те процессы, которые ранее казались неформализуемыми и не подчиняющимися какой бы то ни было закономерности.
Наконец, мы получаем возможность строить преподавание русского языка не как заучивание длинных списков исключений, а как мечтал Бодуэн: "Озарять светом сознания существующие в бессознательном или полубессознательном состоянии ассоциации языковых представлений и через их надлежащее освещение и умелое сопоставление помогать носителям этого живого материала самим делать требуемые научные выводы" [Бодуэн 1963, 2, 246].
Список литературы1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. -М.
2. Бернштейн С.И. Основные понятия фонологии // Вопросы языкознания. -1962. - № 5.
3. Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы. - М.: Наука, 1974.
4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. -Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
5. Булыгина Т.В. Проблемы теории и практики морфологического описания // Изв. АН СССР, Сер. ЛиЯ. - 1975. - № 4. -С. 328-340.
6. Булыгина Т.В. Проблемы теории морфологических моделей. - М., 1977.
7. Ворт Д. О роли абстрактных единиц в русской морфонологии // Развитие современного русского языка. 1972. Словообразование. Членимость слова. - М.: Наука, 1975.
8. Гете И.В. Беседа с Наполеоном // Собр. соч. в 10-ти тт., Т. 9, М.: Худ. лит-ра, 1980, с. 438].
9. Дьяченко Г. Полный церковоно-славянский словарь. - М.: Изд. отдел Моск. патриарха, 1993.
10. Касаткин Л.Л. Фонологические школы // Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., ЛекантП.А. Краткий справочник по современному русскому языку /Под ред. Ле-кантаП.А. Изд. 2-ое, испр. и дополн. -М.:Высшая школа, 1995.
11. Касаткин Л.Л. О некоторых понятиях и терминах Московской фонологической школы // Проблемы фонетики П. Сб. статей /Отв. ред. Л.Л. Касаткин. - М., 1995.
12. Климов Г.А. Основы лингвистической компаративистики. - М.: Наука, 1990.
13. Кузьмина С.М. Понятие гиперморфемы в Московской фонологической школе // Проблемы фонетикик П. Сб. статей / Отв. ред. Л.Л. Касаткин. - М., 1995.
14. Кузнецов П.С. К вопросу о фонематическом составе французского языка (1941) - цит. по: Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. -М., 1970.
15. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. - М.: Русский язык, 1986.
16. Леонтьев А.А. Русская фонетика в универсально-сопоставительном освещении // С.И. Бернштейн. Словарь фонетических терминов. - М.: Изд-ская фирма "Восточная литература" РАН, 1996.
17. Панкрац Ю.Г. Морфонология в описании словообразовательной системы русского языка (проблемы и пробелы) // Актуальные проблемы русского словообразования. Сб. науч. статей. - Ташкент: Укитувчи, 1982.
18. Панов М.В. Русская фонетика. -М.: Просвещение, 1967.
19. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия.-М., 1970.
20. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. -М., 1975.
21. Трубецкой Н.С. Морфонологиче-ская система русского языка // Избранные труды по филологии. -М., 1987.
22. У орт Д. Русский словообразовательный словарь. Введение // Новое в заруб. лингвистике. Вып. XIV. Проблемы и Р.Ф. Касаткина. - М.: Наука, 1999. - С.
23. Флайер М.С. Морфонологическое методы лексикографии. - М.: Прогрес, 299-
... науки, уяснения ее методологической роли для практической деятельности специалиста любого профиля, понимания специфики формально-логического подхода в познании объективной действительности. Определение предмета и значения логики имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований и превращение их в норму собственной мыслительной ...
0 комментариев