1.2 Японо-американский «договор безопасности» 1960 г.

Всю вторую половину прошлого столетия и до нынешних дней центральное место во внешней политике Японии остаются отношения с Соединенными Штатами Америки. Специфический характер этого союза, оформленного подписанием двусторонних договоров, сначала «о гарантии безопасности» (1951 г.), а затем ныне действующего «о взаимном сотрудничестве и безопасности» (1960 г.), состоит в том, что партнером США является страна, которая по настоянию Вашингтона провозгласила в своей послевоенной конституции принципы, ориентирующие ее на исключительно мирное развитие. В девятой статье основного закона Японии зафиксирован отказ «от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Более того, там же содержится обещание никогда не создавать «сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства ведения войны»[26].

При подписании мирного Договора был также подписан Договор о безопасности, в результате чего:

– во-первых, Япония, которая после поражения в войне полностью лишилась своих вооруженных сил и осталась практически беззащитной, получила американскую гарантию от советской агрессии, а события на Корейском полуострове делали такую агрессию вполне возможной;

– во-вторых, большинство стран Азии, а также Австралия и Новая Зеландия, явившиеся объектами японского нападения и откровенно опасавшиеся возможного возрождения японского милитаризма, получили от Соединенных Штатов гарантии безопасности (ради согласия этих стран с американскими планами в отношении Японии США пошли на заключение двустороннего военного соглашения с Филиппинами и создание военного союза с Австралией и Новой Зеландией – АНЗЮС);

– в-третьих, под эффективный контроль было поставлено развитие японского военного потенциала;

– в-четвертых, американский «ядерный зонтик» надежно прикрыл Японию от коммунистического окружения и позволил совершить беспрецедентный экономический рывок, выведший ее в первую шеренгу развитых стран.

В 1960 г. во время официального визита в США премьером Н. Киси был подписал новый японо-американский «договор безопасности», развивавший положения прежнего, но повысивший статус Японии от «вассала» до младшего партнера. Подписание и ратификация договора вызвали беспрецедентные политические волнения в Японии, приведшие к срыву запланированного визита в Токио президента США Д. Эйзенхауэра, а затем и к отставке кабинета.

Несмотря на определенные сложности, взаимная заинтересованность США и Японии способствовала объединению их позиций во времена «холодной войны». После поражения СССР военное сотрудничество США и Японии только усиливалось и приобрело новые очертания.

С одной стороны, японское руководство стало придавать первостепенное значение развитию добрых отношений, отношений плодотворного экономического сотрудничества со своими азиатскими соседями как средству преодоления недоверия с их стороны к Японии, питаемого воспоминаниями о годах второй мировой войны, и интеграции их в гражданский блок, сосредоточенный на хозяйственной деятельности и наделенный весомой долей политической самостоятельности.

С другой стороны, учитывая, прежде всего, вполне реальную перспективу превращения КНР в ядерного гиганта с непредсказуемой внешней политикой, а также сохраняющуюся возможность (какой бы мизерной она сегодня ни выглядела) коммунистической реставрации в России со всеми ее последствиями, руководство Японии пошло на усиление военного сотрудничества с США в рамках пересмотренного в 1997 году Договора безопасности.

Пересмотренный Договор безопасности отразил симптоматичные сдвиги в японо-американском военном союзе: прежде всего переход Японии от статуса младшего партнера к статусу равноправного участника со всеми сопутствующими этой трансформации обязательствами.

С точки зрения Японского форума по международным отношениям, Договор безопасности в его нынешнем виде перекрывает потребности обороны собственно Японии. Он вырастает в важный механизм двустороннего военного сотрудничества и координации в обеспечении безопасности АТР. США и Япония как бы выступают ее гарантами.

Само собой разумеется, что пересмотренный Договор лишний раз подтвердил на перспективу глубокую заинтересованность Соединенных Штатов в делах этого региона вообще. Стремление Японии опереться на конституцию, чтобы не допустить прямого втягивания в военные действия, проявилось в 1978 г. были подписаны Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны. В этом документе также было зафиксировано, что создание Японией благоприятных условий для сотрудничества в области обороны и оказания помощи США осуществляется «в соответствии с японскими законами». После кратковременного пребывания у власти правительства Тандзан Исибаси новым премьером стал Нобусукэ Киси.

Киси был известен как один из творцов военной экономики Японии и «сферы сопроцветания Великой Восточной Азии»[27] во время войны, а потому его инициативы были встречены настороженно. В 1960 г. во время официального визита в США он подписал новый японо-американский «договор безопасности», развивавший положения прежнего, но повысивший статус Японии от вассала до младшего партнера[28]. Подписание и ратификация договора вызвали беспрецедентные политические волнения в Японии, приведшие к срыву запланированного визита в Токио президента США Д. Эйзенхауэра, а затем и к отставке кабинета. Киси обвиняли в ведении проамериканской политики, но следует признать, что он сумел добиться от старшего партнера максимума возможных в то время уступок.

Со сменой кабинета в Токио в 1960 г. совпало с началом периода «высоких темпов роста», когда Япония приковала к себе внимание всего мира, прежде всего в экономическом плане. Ее внешнеполитическая реабилитация в целом завершилась, и поэтому в последующие десятилетия мир смотрел на японскую дипломатию в основном как на «орудие экономической экспансии»[29], будь то отношения с США, ЕС или странами ЮВА.

Признанием международных заслуг Японии стало присуждение в 1974 г. Нобелевской премии мира бывшему премьер-министру Сато Эйсаку, с правлением которого (1964–1972) связывались «три неядерных принципа»[30] и золотой век «японского экономического чуда», произошедший в течение 1955–1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%[31].

Однако внешняя политика Японии 60–70‑х годов была бедна яркими решениями и тем более яркими деятелями. Пожалуй, можно выделить лишь харизматического Какуэй Танаку, пребывание которого во главе правительства ознаменовалось установлением дипломатических отношений с КНР.

Определенные изменения наметились с приходом к власти в 1982 г. Ясухиро Накасонэ. Обладавший несомненным потенциалом лидера, Накасонэ придал внешней политике Японии новый импульс, поставив себе задачу привести политический престиж страны на международной арене в соответствие с ее экономической мощью. Он установил хороший персональный контакт с Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым, претендуя на роль провозвестника новой эры в отношениях сотрудничества «свободного мира» и коммунистического блока, Востока и Запада.

Преемник Накасонэ Нобору Такэсита продолжил ту же внешнеполитическую линию, в частности по развитию сотрудничества со странами ЮВА, закрепив это своим присутствием на Манильском саммите АСЕАН 1987 г., но расцветил ее некоторыми новыми красками.

Во-первых, это подчеркнутое внимание к европейским странам. Во-вторых, интенсивная пропаганда культурной дипломатии и сотрудничества в области науки и образования, которые Такэсита, выступая в Лондоне в мае 1988 г., назвал одной из основ современной дипломатии[32].

Однако рубеж 1988–1989 гг. стал не только сменой эр правления, от Сёва к Хэйсэй, но и временем одного из самых грандиозных финансово-политических скандалов в послевоенной истории Японии – дела о незаконной продаже акций фирмы «Рикуруто» многим видным политикам, включая всех лидеров ЛДП, т.е. о замаскированной взятке. Политический кризис привел не только к отставке Такэситы, но и к углублению кризиса в руководстве ЛДП.

Все эти события, сами по себе, разумеется, оказавшие влияние на внешнеполитическую жизнь Японии, по времени совпали со сломом старого миропорядка, который поставил Японию перед абсолютно новыми внешнеполитическими задачами.

 



Информация о работе «Внешняя политика Японии 50-х гг. XX в. - начала XXI в.»
Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 67025
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
31240
0
0

... что многие происходящие сейчас события были предопределены и теми событиями, которые случились в рассматриваемый период. Цель данной работы – рассмотрение особенностей общих тенденций внешней политики России конца XX – начала XXI века. Задачами являются: - анализ иностранных литературных источников, рассматривающих общую тенденцию внешней политики России, - анализ работ российских ученых, ...

Скачать
38662
0
0

... Нобелевской премии мира бывшему премьер-министру Сато Эйсаку, с правлением которого (1964-1972) связывались “три неядерных принципа”[1] и золотой век “японского экономического чуда” [2]. Однако внешняя политика Японии 60 — 70-х годов была бедна яркими решениями и тем более яркими деятелями. Пожалуй, можно выделить лишь харизматического Какуэй Танаку, пребывание которого во главе правительства ...

Скачать
80917
0
0

... при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии.       3.1               Одними из приоритетных направлений внешней политики ИРИ с 1998г. является нормализация в полном объеме отношений со странами Западной Европы. Такая линия обусловлена как международными, так и внутренними экономическими и социальными факторами, среди которых надо отметить; 1. За послереволюционньий ...

Скачать
49995
0
0

... в Европе и ожесточенной борьбой великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния. Глава 2. Внешняя политика Российской империи начала 20 века   2.1 Основные направления внешней политики Впервые Россия обратила внимание на Тихий океан в конце XIX века. Очередная русско-турецкая война завершилась вмешательством Великобритании и Германии, вследствие чего геополитическая цель — Проливы ...

0 комментариев


Наверх