2.  Краткая информация про Владимирова

Владимиров Константин Григорьевич родился 16 октября 1899 года в г. Рославле Смоленской области.

Находясь в рядах Красной Армии, участвовал в боях против белочехов на Восточном фронте с августа по декабрь 1918 года, потом – в партизанском соединённом социалистическом отряде г. Тулы.

В 1921 году служил в должности начальника штаба 2-й полубригады 3-й бригады охраны Московско-Казанской и Казанбургской железной дороги в г. Сарапуле. В 1922 году назначен агентом ЧООП дорожно-транспортного отдела ОГПУ Орловско-Витебской железной дороги на станции Рославль. В 1925 – 1929 гг. – начальник Хисловичской, Болтунинской, Заболотской, Мархотинской волостных милиций. В 1931 – 1933 гг. – помощник и заместитель начальника Рославльской милиции. В 1933 – 1937 гг. – старший инспектор командного отдела и отдела наружной службы УРКМ Смоленской области. В 1937 – 1938 гг. – опер-секретарь управления рабоче-крестьянской милиции Орловской области. В1938 – 1940 гг. – начальник отделения службы и подготовки и начальник паспартно-регистрационного отделения УРКМ Орловской области.

С 1940 года – заместитель начальника, а потом – начальник отдела службы и боевой подготовки УРКМ УНКВД Могилёвской области.

Константин Григорьевич встретил войну в звании лейтенанта милиции. В этом звании он и командовал батальоном.

В 80-е годы, когда проводились работы по сооружению мемориального знака батальону милиции, по ходатайству областного Совета ветеранов органов внутренних дел и руководства УВД Могилёвского облисполкома К.Г. Владимирову было присвоено воинское звание капитан посмертно. Кроме того, капитан К.Г. Владимиров посмертно награждён орденом Ленина.

В память о командире бессмертного батальона милиции, совершившего героический подвиг при обороне г. Могилёва в июле 1941 года, приказом Министра внутренних дел Республики Беларусь капитан Владимиров К.Г. зачислен почётным солдатом в 1-ю патрульную роту вч 5523.

3.  Оборона Могилёва батальоном милиции Владимирова

11 июля 1941 года в соответствии с устным приказом начальника Могилёвского гарнизона полковника Воеводина в помощь 172-й стрелковой дивизии, что обороняла Могилёв, до 11 июля с работников милиции был сформирован батальон.

Командовал батальоном К.Г. Владимиров, комиссаром батальона назначен преподаватель марксизма-ленинизма Минской средней школы К.Ф. Чернов, начальником штаба – так же преподаватель этой школы В. И. Горбачёв.

Батальон состоял из трёх рот, в рядах которой насчитывалось примерно 250 бойцов и командиров. Первая рота – из работников Могилёвского областного управления милиции и курсантов Могилёвской межкраевой школы НКВД-НКГБ. Во вторую роту входили курсанты и преподаватели Минской школы милиции. Личный состав Гродненской школы милиции был включён в третью роту батальона.

Батальон первоначально занял свои позиции в количестве двух рот. Третьей роте, в которую входили курсанты Гродненской школы милиции (командир – Лысенко – преподаватель Гродненской школы милиции; комиссар – Грешников – старший политинструктор школы), было приказано с середины июля занять оборону в районе Могилёвского шоссе на подступах к станции Могилёв-2. Данная рота лишь позднее была направлена на подкрепление к батальону в районе деревень Старое Пашково – Гаи.

12 июля батальон был поднят по тревоге и выведен из города. Работники милиции заняли окопы на одном из самых трудных участков обороны – в районе деревень Старое Пашково – Гаи, которые располагались северо-западнее Могилёва. Батальону предстояло прикрывать железнодорожный узел со стороны Шкловского шоссе.

Весь день батальон окапывался, а его боевое охранение вело разведку, вступало в схватку с фашистами, стремившимися овладеть позициями батальона. Батальон занял рубеж на безымянной высоте, прикрыв подступы к железнодорожному узлу со стороны Шкловского шоссе.

Утром 13 июля разгорелся жестокий бой. С помощью двух батальонов мотопехоты немецко-фашистским войскам удалось занять деревню Старое Пашково. Первая рота батальона вынуждена была отойти в запасные окопы. В состоявшемся столкновении с немецкими войсками милиционерам удалось захватить первые трофеи: станковый пулемёт, автоматы и много гранат. Это вооружение в дальнейшем стало огневой силой батальона.

В ночном бою с 13 на 14 июля батальону удалось отбить деревню Старое Пашково и до вечера 14 июля удерживать деревню в своих руках. Только с помощью миномётов и нескольких танков фашисты смогли снова взять деревню. Оценив обстановку, капитан Владимиров приказал оставить и посёлок Гаи, по которому гитлеровцы вели особенно интенсивный огонь. В посёлке осталось лишь несколько работников милиции, которые перебегая с места на место стреляли по врагу, создавая видимость, что основные силы оборонявшие посёлок по-прежнему находятся тут.

План командира батальона удался. Немцы, не заметив перегруппировки работников милиции, обрушили на посёлок ураганный огонь, сотни снарядов и мин были ими выпущены впустую. А когда фашисты, после артиллерийской подготовки, подошли близко к посёлку Гаи, их встретили прекрасные кинжальные пулемётно-ружейные очереди с флангов. Тщательно и долго подготавливаемая операция гитлеровцев не получила развития. Бой оказался коротким. Ошеломлённые фашисты в панике бежали назад.

15 июля с самого утра пехота немцев при помощи танков со стороны Старое Пашково пошли в наступление на позиции батальона. Один танк бойцам удалось подпалить, остальные повернули назад. Несколько раз в этот день пехота противника ходила в атаку, несмотря на увеличивающиеся потери, они несколько раз пытались завладеть высотой, которую героически оборонял батальон милиции. Однако всё меньше и меньше оставалось защитников. В связи со значительными потерями командование батальона милиции вынуждено было уменьшить занимаемые батальоном позиции и переместить свои основные силы ближе к деревне Гаи.

Командованием обороны города принимается решение о выделении подкрепления батальону, и 16 – 17 июля к батальону направляется 3-я рота, состоящая из курсантов Гродненской школы милиции.

Батальон сражался с наступающими и постоянно увеличивающимися силами противника и в последующие дни 16 – 17 июля.

В некоторых источниках указывается, что только 17 июля бойцы батальона 7 вражеских атак, подбили несколько бронетранспортёров и десятки гитлеровцев взяли в плен.

С наступлением ночи с 17 на 18 июля огонь противника несколько стих, что позволило бойцам батальона несколько улучшить свои позиции: были углублены окопы, подносились патроны, между солдатами распределялись имеющиеся в наличии гранаты.

18 июля рано утром группа немцев сделал попытку пробраться к позиции батальона по левому флангу, но эта попытка им не удалась, и несколько фрицев были сражены метким пулемётным огнём. Поняв, что их попытка незаметно прорваться к позициям батальона не завершилась успехом, немцы начали усиленную артподготовку к атаке. Но и на этот раз их атака не удалась. Батальон выстоял. Поэтому враг был вынужден провести повторно обстрел позиций батальона. И. Ф. Кожев вспоминал, что в результате орудийно-миномётного обстрела «был уничтожен гай, от которого не уцелело ни одного дерева. Высота, которую занимал батальон, превратилась в груды взрытой опаленной земли. Казалось, ничего живого там не могло остаться…».

В 14 часов немецко-фашистские войска, подтянув к городу огромное количество войсковых соединений, бронированной лавиной хлынули на сильно поредевший милицейский батальон. Нависла угроза прорыва гитлеровцев к железной станции Могилёв.

Работники милиции держались исключительно стойко, но силы оказались далеко не равными по сравнению с силами захватчиков. Раненый в голову и ногу капитан Владимиров поднял остатки батальона в контратаку. Последними словами его были:

– Вперёд, за Родину!...

Все , кто мог стоять на ногах и держать оружие в руках – а это около 50 бойцов, поднялись за своим командиром в последнюю атаку. Схватка была короткой. Пробежав метров навстречу приближавшемуся танку, упал вторично, но уже смертельно раненый Бурмистрёнок. Разорвавшийся снаряд сотнями осколков ударил по К. Г. Владимирову. Отважный командир погиб. Пали на поле боя милиционеры Касьянов, Серков, Кутаков и многие другие. Из 250 бойцов батальона в живых осталось лишь 19, но и те все – тяжело раненые. Некоторые из них потом долго выходили из окружения, часть осталась залечивать раны в ближайших деревнях, а часть раненых милиционеров, попав в плен, была освобождена после войны.

После этой атаки враг не отважился взять высоту. На её склонах синели милицейские костюмы, и врагу казалось, что там ещё есть защитники, однако это были лежащие убитые милиционеры.


Заключение

 

Таким образом, шесть суток без сна и отдыха, под палящим июльским солнцем и непрекращающемся пулемётным и миномётным огнём стояли насмерть, выполняя приказ на верность Родине, лучшие люди белоруской милиции. Гитлеровцы неоднократно пытались сломить сопротивление батальона, но всякий раз их попытки разбивались о стойкость и мужество бойцов милиционеров.

«…И стоял, назад ни шагу

И врагом не побеждён,

Верный воинской присяге

Милицейский батальон…».

И.Ф. Кожев

боец батальона милиции .


Список используемой литературы

 

1.  Солдаты могилёвской милиции [ авт. сост. Д.Н. Понужаев; под общей редакцией И.С. Сергея] – 2004 г.

2.  «Вести Могилёва» за 8.05.2001 г. – статья : Комбат Владимиров.

3.  «Вести Могилёва» за 13.04.1995 г. – статья : Батальён пайшоу у легенду.


Информация о работе «Бессмертный батальон капитана милиции К.Г. Владимирова»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 16926
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх