2.2 Кинематограф в жизни В.М.Шукшина

 

В литературу Шукшина привел именно кинематограф.

Студентом Василий Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора» (1958). Это – актерское начало Шукшина. Затем были главные роли в фильмах: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Аленка» (1961), «Когда деревья были большими», «Командировка», «Мишка, Серега и я», (1961), «Мы, двое мужчин», (1962), «Какое оно, море?» («Ваш сын и брат» (1965), «Журналист» (1967), «Комиссар», «Три дня Виктора Чернышова» (1967), «Мужской разговор» (1968), «Освобождение» 1968-1971, маршал Конев), «У озера» (приложение 4), «Эхо далеких снегов» (1969), «Любовь Яровая (1970), «Даурия» (1971), «Печки – лавочки» (1972, Иван Расторгуев), «Калина красная» (1973, Егор Прокудин), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Прошу слова», «Они сражались за Родину» (1975)

А.П.Чехов как-то сказал с горечью: «Никто не хочет любить в нас обыкновенных людей». Шукшин любил своих обыкновенных героев, причем любил их всех – добрых, заблудших, молодых и стариков, горожан и селян. Емкость повествования писателя во многом оттого, что герой в нем именно выговаривает себя через живое, народное слово и это стало основой шукшинских фильмов. Возникло поистине уникальное кино, поражающее, а порой и раздражающее киноведов своей предельной отдаленностью от мод и новаций. Все его фильмы - признание талантливости и оригинальности автора.

Шукшин в кинематографе, как и в литературе, оставался Шукшиным, рассматривая свои фильмы и книги, как равноправные части одного жизненного дела. По-видимому, в этом заключается одна из причин всенародного успеха кинофильма «Калина красная», который можно назвать вершиной творчества зрелого художника.

Шукшин окончил институт кинематографии и стал режиссером. Большую роль в его жизни сыграло кино. Но вот что интересно. В конце жизни произошел неожиданный поворот в отношении Шукшина к кинематографу. Он во все услышание заявляет, что собирается «порвать» с кино – «конец всему, что мешает писать!» Эта «возможность мгновенного разговора с миллионами» становится не нужной для Шукшина.

Он долгое время верил в способность кино повлиять сразу на многих. В последние годы жизни Василий Макакрович пришел к окончательному убеждению: «суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго». Кино – «искусство быстротечное, а литература – вечное».

Вывод: Несомненно, большую роль сыграл кинематограф в жизни Василия Макаровича. Он стал знаменитым актером, сценаристом, оставил после себя фильмы, у которых нет срока давности, они всегда актуальны и любимы зрителями. Актерский, режиссерский талант Василия Макаровича высоко отмечен:1964 год - «Живет такой парень» (приз «Золотой лев Святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции); 1965 год – «Ваш сын и брат» (Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых); 1972 год – «Калина красная» главная премия VІІ Всесоюзного фестиваля в Баку). Ленинская премия (1967, посмертно).

 

2.3 Герои произведений Шукшина

 

Шукшин пронес через всю свою жизнь и творчество главную мысль и идею – серьезное исследование народного характера. Все его герои –

простые люди, живущие своей жизнью, ищущие, жаждущие, творящие. «Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: сколько сможет вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько вынести. Не надо. Они не осознают этого. Да и сам я начал понимать это много лет спустя. И вот захотелось рассказать о них, о людях моей деревни».

Тракторист Иван Сергеевич Расторгуев – главный киногерой знаменитой киноповести «Печки – лавочки»- житель наших с вами алтайских, сибирских мест. (приложение 5) Это, прежде всего человек, знающий себе цену, настоящий хозяин жизни. Он – передовой механизатор, грамотный и знающий свое дело хлебороб. Он – человек своего времени, именно 70-х годов. Он инициативен, напорист. Пускается сгоряча в свою необдуманную поездку, терпит вовсе незаслуженные им обиды…

Неважно, где черпал материал автор для своих произведений. Важно то, как он подавал это читателю, зрителю – нам с вами. (приложение 6) Раза два читал «Калину красную» и каждый раз заново волновала меня судьба вора – рецидивиста Егора Прокудина, который в сорок лет понял, что такое счастье. Не в набитом туго кармане, а в труде – честном, добросовестном. Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни… Казалось бы обретена Егором наконец жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако его судьба трагична. «И лежал он, русский крестьянин в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что – то такое, одному ему слышное».

Автор отстаивает право человека на счастье, радость, но для этого каждый человек должен приложить максимум усилий. Я знаю, что многие люди, сравнивая свою жизнь с судьбами шукшинских героев, приходят к выводу, что, доведись увидеть эти фильмы раньше, возможно не совершили бы тех ошибок, за которые расплачиваются впоследствии всю свою жизнь.

Постоянная потребность общения с близкими людьми, земляками тянула

Шукшина на родину. Из воспоминаний односельчан: «Любил Василий Сростки. Приезжал часто. Любил смотреть на Катунь. Бродить по Поповскому саду. И особенно любил березки, называл их «невестушки вы мои». В произведении «Печки – лавочки» Шукшин не может воздержаться, чтобы не упомянуть о своих любимицах: «Выбежали к дороге белоногие березки – и такие они ясные, белые под луной, такие родные… И грустные». У его дома, где теперь музей, гора Пикет и на склоне – березки. Целый околок. Один из выступавших на чтениях сказал: «Березки будто к дому бежали с горы, а, узнав, что нет их хозяина, так и застыли на склоне холма».

В произведении «Брат мой…» автор противопоставляет жизнь городскую и деревенскую: на реплику Вали «Вот, думаешь, живут люди! Все нарядные

ходят, чистенькие… В комнатах все блестит, все под руками… Господи. Правда, что ли так живут?» Иван ответил: «По-разному живут, ребята. Бывает, как в кино, бывает похуже. Мне вот ночами часто деревня снится. Покос… Изба родительская…».

Образы главных героев братьев тоже не похожи: «Сеня – поджарый, вихрастый, обычно непоседа и говорун – выглядел сейчас много моложе своих двадцати пяти лет. Ивану – за тридцать, среднего роста, но широк и надежен в плечах, с открытым крепким лицом, взгляд спокойный, твердый, несколько угрюмый…». Читаешь и невольно представляешь себе: Ивана, Сеню, Валю… Иван – похож на Шукшина, который также приезжал в свою деревню, чтобы пообщаться с родственниками, соседями, друзьями, отдохнуть от городской суеты, он также боялся, что подумают «ты нас сюда жалеть приехал, болеть за нас». Кому, как ни Шукшину было знакомо это чувство.

Шукшин описывает простых деревенских людей – трудяг. Они достойны уважения и восхищения: «Ели хозяева молча, с крестьянской сосредоточенностью. Натруженные за день руки аккуратно, неторопливо носили из общей большой чашки наваристую похлёбку…»

В произведении звучит тоска по родному селу, по дому. «…Иван оглянулся на родительскую избу. Она потемнела, слегка присела на один угол. Как будто ее придавило горе. Скорбно смотрели в улицу два маленьких оконца…»

Шукшин затронул острую и больную тему: село остается без помощи и поддержки, а она напрямую заключается в молодых людях. Автора интересует вопрос: почему же молодые люди навсегда уезжают и бросают свои родные места? И как будто отвечает сам себе словами Сени Громова: «От самих себя много зависит. Бежали – то когда? Когда действительно жрать нечего было, счас же нет этого. Так уж… разбаловались люди, от крестьянской работы отвыкли. Учиться многие едут. Вот и нет никого…»

Знать в далекий тот век жизнь не радость была,

Коль бежал человек из родного села…

Слова старика – отца Вали звучат горько, как приговор: «Уехать – дело нехитрое. А на кого землю – то оставили? Они уехали, ты уедешь, эти (в сторону младшей дочери) тоже уедут – им надо ниверситеты кончать. Кто же тут останется? Вот такие, как мы со старухой? А нам веку осталось – год да ишо неделя». Эти «слова старика нежданно вызвали в нем (Иване) чувство вины; когда шел по улице и поразился пустотой в деревне, почему – то не подумал о себе».

Горько осознавать то, что земля остается без хозяина. Если не мы, то кто же придет, и будет работать на полях, фермах, выращивать хлеб? Эта тема, как никогда актуальна в наши дни, потому, что на селе все меньше остается молодых людей, а которые и есть, страдают от безработицы, заливая горе водкой. В рассуждениях героя о жизни есть то, о чем думает каждый из нас: «Я не гоняюсь за богатством. Мне бы вот ребятишек выучить – больше ничего не надо. Ничего так – то все есть. Телевизор есть, корова есть. Свинья даже есть, хотя я их ненавижу, собак – прожорливые. Все есть, я не жалуюсь…» Как оказывается мало нужно человеку для счастья.

Русский человек может все: и работать, проливая семь потов, и любить, и веселиться до слез. «…Да повеселить маленько людей. Меня еще дед мой учил: как где трудно придется, Ванька, прикидывайся дурачком…» - говорит Иван.

Не случайна встреча Ивана и Нюры с профессором, собирателем русского народного творчества, Сергеем Федоровичем. «Богат народ! Ах, богат! Веками хранит свое богатство, а отдает даром – нате! Здесь, в этом чемодане,- пуд золота…» - с восхищением восклицает профессор. Золото – записанные частушки, песни, сказы… Им действительно нет цены! Очень точно автор заметил отношение к песне русского человека: «И запели «Рябинушку». И славно вышло… Песня даже вышагнула из дома и не испортила задумчивый хороший вечер – поплыла на улицу, достигла людского слуха, ее не обругали, песню…»

Автор как будто специально организует эту встречу с профессором, чтобы показать «живое общение»: «Поговорил бы с живыми людьми – это не социологические столбики с цифрами». Иван выступает в роли языкотворца, хранителя языка. Шукшин на примере одного глагола показывает, на сколько богат и разнообразен русский язык: ударил – взломил, жогнул, хряпнул, ломанул, врезал, смазал, пнул, взял на калган. «Житейский язык», на котором говорят жители алтайской деревни Сростки. Он сохранил в себе все разговорные особенности, все интонации этих мест, всегда при этом остается гармоничным и музыкальным, живым и художественноемким. В нем выражена та самая «мера» красоты и поэзии русского языка, которая даже не известно ведь даже чем мерится!

Вспоминаются финальные кадры фильма. Прекрасна земля. Прекрасна Россия. Прекрасна Сибирь, Иваном и всеми бесчисленными его родичами, всеми его земляками, короче всем народом здешним. Иван смотрит – и словно не может наглядеться на эту землю, как будто видит ее впервые, удивляется ее красоте, необъятности, величию…

Герой бодро и решительно заканчивает свою историю короткой фразой: «Все, ребята, конец…» Фильм закончился, а раздумья о нем остались.

В трудную минуту жизни герои, которые по разным причинам покинули свою «малую родину», всегда вспоминают свою деревеньку, березовый лес на берегу реки, саму реку… («Калина красная», «Человеку приснилась родная деревня»).

Так искренне, до глубины души затронув, мог написать человек, который сам пережил это и страдает вдали от дома, каждую минуту вспоминая «малую родину».

Незадолго до своей смерти Шукшин пересмотрел многое в своем творческом сосуществовании, к нему пришла зрелость. Последняя роль в кино и в жизни – солдат Лопахин в фильме «Они сражались за Родину». Создавая этот образ, Шукшин – артист воплотил в нем дорогое для всех нас качество: чистейший, предельно скромный героизм человека – борца, сознающего себя частью народа, Родины, а поэтому идущего на подвиг.

Вывод: В.М.Шукшин – художник решительный, мужественный. Мы восхищаемся его смелость, когда он высмеивает хамов, бюрократов, людей бесчестных, наглых. В его произведениях мало положительных героев, с которых можно брать пример. Шукшин предлагает нам задуматься о самих себе, правильно ли мы живем, какие поступки совершаем, достойны ли мы этого гордого звания - человек

 


Информация о работе «В.М. Шукшин – самородок земли алтайской»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 60797
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
131966
0
0

... становится публичным. От искусства требуют быть современным, но не иначе, как "разрушая старые художественные формы", рационально освобождая русское в искусстве от чувства любви и родства с русским же по духу. Новая крестьянская поэзия приходит в русскую литературу на сломе веков. Это время предчувствия социального распада и полной анархии смыслов в искусстве. В это время "русский селянин" - ...

0 комментариев


Наверх