Содержание
Введение
1. Особенности территориального устройства Российской Федерации на современном этапе
1.1 Понятие и сущность федерализма и федерации
1.2 Становление российского федерализма
1.3 Территориальное устройство и проблемы ассиметрии субъектов Российской Федерации
2. Механизм формирования системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
2.1 Механизм формирования органов законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации
2.2 Механизм формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
2.3 Механизм формирования судебной власти в субъектах Российской Федерации
3. Анализ системы и структуры органов государственной власти в Новосибирской области
3.1 Институциональный анализ деятельности органов государственной власти Новосибирской области
3.2 Организационно–функциональный анализ деятельности Губернатора
3.3 Организационно–функциональный анализ деятельности Новосибирского областного Совета депутатов
3.4 Организационно–функциональный анализ деятельности администрации
3.5 Организационно–функциональный анализ деятельности Избирательной комиссии
3.6 Организационно–функциональный анализ деятельности Контрольно – счетной палаты
Заключение
Библиография
Приложение
1. Особенности территориального устройства Российской Федерации на современном этапе
1.1 Понятие и сущность федерализма и федерация
Определение понятийного аппарата изучаемого явления составляет непременное требование научного исследования. Отклонение от установившихся в науке базовых понятий и их просмотр приводит к путанице в теории и негативным последствиям на практике. В полной мере это относится к понятийному аппарату государственного устройства, и в частности к федерализму, базовые понятия которого разработаны и восприняты в течение столетий.
Эволюция федерализма имеет свою многовековую историю, а конституционно правовое установление ее насчитывает около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что элементы федерации появились еще в древнем и средневековом обществе, а зрелые формы федеративных отношений стали формироваться в периоды новой и новейшей истории.
В целом появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого сообщества, так и политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.
Создатели конституционно-правового федерализма усматривали в нем более демократическую форму государственного устройства, обеспечивающего совместное решение вопросов жизнедеятельности создавших единое государство образований, поддержание мира членами федерации и преодоление конфликтов между ними и центральной властью, гарантирующего права и свободы человека и гражданина. Поэтому идеи и принципы федерализма оказали свое позитивное влияние на развитие политико-правовой мысли во многих странах, в результате чего начались интенсивные поиски демократического преобразования их государственного устройства. Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787), затем – в Мексике (1824), Бразилии (1889), Австралии (1901), России (1918) и других странах. В современном мире насчитывается около 200 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными. А федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, занимающих 50% территории и включающих в себя 1/3 планеты [2.1.].
Определение понятия «федерализм» (от франц. federalisme), с некоторыми редакционными различиями, существует давно. Оно отражено в работах отечественных и зарубежных авторов, в учебниках и энциклопедических словарях. В них федерализм рассматривается как система основных принципов определенной формы государственного устройства и его функционирование, отличающихся от унитаризма и конфедерации.
Федерация отличается от конфедерации тем, что является не союзом государств, а единым союзным государством. Федерацией является добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. В новом государстве его участники становятся субъектами федерации. В свою очередь, субъекты федерации состоят из административно-территориальных единиц. Субъекты федерации имеют несколько хозяйственную, но в определенной степени и политическую самостоятельность. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Они же выступают на международной арене от имени федерации. Вооруженные силы едины.
Субъекты федерации образуют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают конституции, уставы, постановления и другие акты. Но они не являются государствами, не имеют прямого представительства в международных организациях.
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между центром и субъектами федерации. Одни полномочия переходят исключительно центру, другие находятся в совместном ведении; применяется также взаимное делегирование полномочий. Если в унитарном государстве компетенции административных территориальных единиц устанавливаются текущими актами центральной власти, то в федеративном государстве – конституционным разграничением компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, обладающими государственной автономией (Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Россия, США, Канада и др.). Федерация как структура, созданная однопорядковыми в смысле их равноправия образованиями, более, чем унитарное государство, способна противостоять тоталитаристским тенденциям, нередко свойственным органам центральной власти любого государства. Унитарное государство лишено таких противовесов центру, какие имеет федерация в лице ее составных частей. Административно-территориальные единицы, из которых состоит унитарное государство, имеют хозяйственную, социально-культурную самостоятельность. Ими управляют центральные органы власти в меру своей компетенции. На территории унитарного государства действует общее законодательство, одно гражданство, единая денежная, кредитная и налоговая система. Унитарное государство лишено таких противовесов центру, какие имеет федерация в лице ее составных частей. При этом также нужно учитывать, что в федеративном государстве органы, имеющие право принимать решения и издавать законодательные акты, как правило, больше зависят от воли населения, чем соответствующие органы унитарного государства.
Однако не следует считать, что между федеративной и унитарной формами государственного устройства лежит непреодолимая пропасть. В процессии развития любого государства происходит некоторое сближение положительных черт федеративного и унитарного государственного устройства. Например, федеративные государства нередко стремятся к установлению максимально четкого распределения полномочий между центром и местами, что характерно для унитарных государств (Швеция, Финляндия, Италия, Турция и др.). В то же время унитарные государства все чаще обращаются к опыту федеративных государств, в которых местные органы – субъекты федерации – пользуются, как правило, несравненно более широкими полномочиями, чем местные органы в унитарных государствах. А расширение прав местных органов в унитарных государствах и установление их непосредственной зависимости от проживающего в них населения объективно сближают унитарные и федеративные государства.
Но сближение некоторых черт унитарного и федеративного государства не может служить основанием для размывания их качественной определенности. Понятие «федерализм» применимо лишь к состоявшемуся, действенному федеративному государству с присущими ему принципами и ограничениями.
Понятие «федерализм» содержит философию качественно определенного государственного устройства, оно составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства. А «федерация» - тип реальной государственной организации, соответствующий всем принципам федерализма и являющейся воплощением его философии. По меткому выражению П. Кинга, «хотя федерализм и может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма».
Понятие «федерация» производно от понятия «федерализм». Оно несколько уже и обозначает организацию государственного устройства на принципах федерализма в той или иной стране.
Федерация (от лат. Foederatio – объединение, союз) определяется как «единое союзное государство, созданное на основе добровольного объединения государств и национальных образований», «форма государственно-территориального устройства», «более демократичная форма организации государства, чем унитаризм» и т. п.
Если власть делится между центром и составными частями «сверху», без согласия составных частей федерации либо согласования с ними, то в таком случае, какие бы ни были права у территорий, государства не может быть признано федеративным по своей природе. И наоборот.
К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных им образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единые денежная и таможенная системы; федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.
Федерация, как правило, создается «снизу», то есть на основе союза (договора, соглашения) объединяющихся в единое государство субъектов. Но она может создаваться также «сверху» путем преобразования унитарного государства, конфедерации или содружества государств.
Мировая практика становления федеративных государств нынешнего столетия свидетельствует о том, что они так же, как и первые федерации, стремятся придерживаться принципа достижения согласия. Отсутствие такого согласия не позволяет достигнуть цели создания стабильных и эффективных государств, даже если на официальном уровне подписываются документы учредительного характера в виде договоров (соглашений). Одним из наглядных примеров неудачи в создании федеративного государства без достижения реального согласия являются результаты Дейтонского соглашения о мире в бывшей Югославии. Несогласие немалой части населения этих стран с тем, как был решен вопрос о статусе Сараево, вызвало после подписания соглашения протест не только сербов в Сараево и Белграде, но и хорватов в Мостаре и Загребе. Конфликт так до сих пор и не урегулирован в необходимой мере.
Таки образом, достижение реального согласия должно стать первичной и исходной ступенью образования федерации либо формирования нового типа федеративных отношений в рамках уже существующего федеративного государства. Согласие (договоренность) как условие федерализации государства является обязательным по основным устоям федеративного устройства, то есть по конституционным основам федерализма.
Важнейший вопрос в определении механизма достижения согласия – вопрос о субъектах или сторонах, которые должны прийти к договоренности. В федеративном государстве исходное значение имеет консенсус на двух уровнях. Первый – между государством и гражданами, составляющими в совокупности народ, учреждающий основной закон государства. Этот уровень согласия должен быть основой государственности и источником стабильности любого федеративного, так и унитарного, государства. Второй уровень консенсуса – договоренность между федерацией и составными частями государства – субъектами федерации. Это, как представляется, - обязательное условие стабильности государства, избравшего федеративную форму устройства.
В связи с тем, что сущностные элементы федерализма закрепляются в учредительных актах государства – договорах (соглашениях) и конституции, принципиальным является вопрос о том, что следует считать основным правовым документом, учреждающим федеративное государство. Иначе говоря, требуется определенность в правильном понимании соотношения двух видов документов – договора и конституции – как актов, закрепляющих образование либо преобразование федерации.
Договор (соглашение) лежит в основе создания федерации, а конституция – в основе организации и функционирования уже созданного федеративного государства. Из природы федеративного государства следует, что вопросы принятия и изменения конституции, а также изменения положений договора, заключенного до принятия конституции, должны быть предметом совместного ведения федерации и ее субъектов. Это обстоятельство предопределяет особенности конституционного процесса.
Вопрос о том, как лучше принимать конституцию в федеративном государстве, чтобы добиться согласия сторон федеративных отношений, может решаться по-разному.
Первый вариант – принятие конституции путем всенародного референдума. В этом случае основной закон становится документом согласия, если за него проголосовало более половины граждан большинства субъектов федерации. Другой вариант принятия конституции – утверждение проекта высшим законодательным или специально образуемым учредительным органом федеративного государства при таком способе гражданское согласие может быть обеспечено благодаря опросу, консультативному референдуму, обсуждению не менее чем с половиной (2/3 и т.д.) населения.
Опыт принятия основных законов в странах, где конституционно закрепленный федерализм в той или иной степени позволяет обеспечить стабильность, свидетельствует о том, что степень согласия с национальной конституцией должна быть высока.
Достижение согласия необходимо и в случае преобразования федерации. В этой ситуации федерация и ее субъекты совместно принимают новые правила разделения государственной власти в рамках сохраняющего целостность суверенного федеративного государства. Такой порядок прихода к согласию должен гарантироваться конституцией федеративного государства.
Правила внесения поправок в федеральную конституцию, требующих учета мнения субъектов федерации, содержатся в конституциях большинства федеративных государств. В этом отношении по степени сложности конституции делятся на жесткие и гибкие. Примером наиболее жесткой конституции является Основной Закон ФРГ. В ч. 3 ст. 79 установлено, что деление федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательном процессе или принципы, изложенные в ст.1 и 20, не могут быть отменены даже в случае пересмотра Конституции.
Для федеративных государств важным является жесткое требование того, что текст конституции в части, затрагивающий федеративное устройство, не может быть изменен без согласия субъектов федерации. При этом могут иметь место разные варианты одобрения необходимости изменения конституции субъектами федерации: простым большинством, квалифицированным большинством и даже всеми субъектами федерации.
Независимо от создания федерации «снизу» или «сверху», безусловным требованием является выявление мнения народов соответствующих государств. Если же создание федерации «снизу» или трансформация унитарного государства либо межгосударственного образования в федеративное государство осуществляется «сверху», без учета мнения образующих его народов, тем более насильственным путем, то едва ли оно может по существу претендовать на соответствующее название. Иначе говоря, независимо от образования федерации «снизу» или «сверху», доминирующими требованием является добровольное согласие входящих в единое государство субъектов.
Бесспорно, что общие определения, понятия должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой и ее научным осмыслением. Но при этом не следует забывать, что эти уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления или предмета. Столетиями укоренившееся понятие федерализма и принципы образования федеративного государства не могут потерпеть существенных изменений в связи с тем, что «современная историческая практика» создания федеративных государств связана «с применением военной силы», «внешнего давления», «с целью растворения племен или с желанием отдельных субъектов иметь более высокий конституционный статус по сравнению с другими.
Идея пересмотра, «пусть даже в течении столетий укоренившихся», общего понятия и основных принципов федерализма лежит в основе аргументации неизбежности разномодельной федерации. Авторы этой концепции, с одной стороны, соглашаются, что без четкого и обоснованного определения основ федерализма, его общезначимых черт и принципов не может быть и речи о какой либо теории федерализма, а с другой – отстаивают такие модели федерации, которые далеки от его понятия и общих принципов. «Как можно говорить об общем понятии федерализма, отрицая его модели, - пишет Тадевосян, - если хорошо известно, что общее имеет какой-то смысл лишь в той связи, которая ведет к особенному и отдельному». Но известно, что диалектика общего и особенного в теории познания применима и к анализу однопорядковых явлений и предметов. В данном случае – это форма государственного устройства, разными моделями которой являются унитарное, федеративное и иные государственные образования. Поэтому основную проблему федерализма нельзя сводить к его разновидностям, своеобразиям, формам проявления или групповым особенностям. Проблема федерализма – это организация федеративного государства в соответствии с его научным понятием и основными принципами. Именно благодаря этому сохраняется единая сущность федерализма.
Итак, федеративное государство базируется на его конституционной целостности и суверенитете, четкой регламентации политических порядков снизу вверх и обратно, гарантии суверенности субъектов федерации для самостоятельного решения своих компетенций. Следовательно, федеративное государство предполагает равенство и независимость между федерацией и ее субъектами в осуществлении своих конституционно очередных предметов ведения и компетенций. В то же время она строится на определенной подчиненности субъектов федерации федеральной конституции и иерархии государственной власти. Этим обеспечиваются эффективность функционирования федеративного государства как целостного государственного образования и совместное осуществление федерацией и ее субъектами общегосударственного суверенитета и суверенности каждого субъекта.
... 9. Госслужба – государственная служба 10. Госучреждение – государственное учреждение. Выступление Тема моей дипломной работы - Проблемы совершенствования мотивации труда государственных служащих. Данную проблему я рассматриваю на примере Свердловской области. Актуальность этой темы очевидна: на данном этапе развития нашего общества существующая система государственного ...
... проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений. Глава 2 Прогнозирование развития образования на примере Новосибирской области 2.1 Целеполагание прогнозирования развития образования Концепция инновационного развития образования Новосибирской области базируется на духовных, культурных ...
... обстоятельство определило то, что отклоняющееся поведение становится сейчас не только формой фрустрации, но и неотъемлемым элементом все более распространяющегося деформированного образа жизни. 3.2 Анализ динамики преступности среди несовершеннолетних (на примере Новосибирской области) Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И ...
... России, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Глава 3. Осуществление принципа разделение властей в Республике Башкортостан 3.1 Законодательная власть Система органов государственной власти в республике построена на принципах единства государственной власти и разграничении предметов ведения и ...
0 комментариев