1.3 Территориальное устройство и проблемы асимметрии субъектов Российской Федерации
Территориальное устройство, или территориальная организация государства – это система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью и территориальными составными частями – субъектами. В официальных документах и научной литературе до последнего времени преобладал термин «государственное устройство». Но более адекватным характеристике территориальной организации государства является термин «политико-территориальное устройство». Существуют две основные формы политико-территориального устройства государства: унитарная и федеративная. Основное различие между ними заключается в том, что для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенций между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы федеральной конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как нередко и само их существование и границы, устанавливается текущими актами центральной власти. К этому следует добавить, что соответственно конституционному установлению территорий субъектов Федерации они обладают элементами государственной автономии, но не являются государствами в собственном смысле, хотя в ряде федеративных государств (США, Мексике, Бразилии) и называются «штатами» или «республиками» (государство) в Российской Федерации. Поэтому объяснение различия между унитарной и федеративной формами территориального устройства государства те, что субъекты федерации представляют собой государственные образования или даже государства, едва ли обосновано.
В связи с установленным в Конституции Российской Федерации [1.1.] разным статусом субъектов Федерации в юридической литературе республики называются «национально-государственными образованиями»; края, области и города федерального значения – «административно-территориальными единицами»; автономная область и автономные округа считаются национально-территориальными образованиями. Такое разнообразие территориального устройства и правового положения субъектов Российской Федерации обусловливает продолжающуюся дискуссию по ряду проблем теоретико-практического характера. К их числу относятся, прежде всего, вопросы асимметрии конституционного статуса субъектов Федерации и их равноправия; договорной или конституционной сущности Российской Федерации; суверенитета и самоопределения народов и др.
Разночтение положений Конституции Российской Федерации по этим и другим вопросам объясняются тем, что наряду с юридически четкими установлениями в ней имеются явные несогласования, дающие возможность для их противоречивого толкования в процессе практической реализации. Такое несогласование создает конституционно-правовую предпосылку для фактического неравноправия субъектов с неизбежными взаимными конфликтами между ними, равно как и с федеральными органами.
Статус республик и иных субъектов Федерации должен быть определен только в Конституции Российской Федерации и, соответственно закреплен в конституциях республик, уставах краев, областей и других субъектов Федерации. Отсутствие такой определенности в значительной мере обусловило несоответствие основных законов (конституций, уставов) ряда субъектов федерации Конституции Российской Федерации [2.3.].
В подавляющем большинстве конституций и уставов закрепляется признание верховенства Конституции Российской Федерации. Однако зачастую положение о верховенстве и приоритете конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на их территории формулируются без учета положений Конституции Российской Федерации о верховенстве действии Конституции Российской Федерации без каких-либо ограничений.
В конституциях некоторых республик встречаются также положения о ратификации федеральных законов (Ингушетия, Саха), о возможности приостановления действия Конституции Российской Федерации и федеральных законов на территории республики (Башкортостан).
Основные законы (уставы) других субъектов Российской Федерации (краев, областей и др.) менее претенциозны. Они закрепляют равноправие всех субъектов Российской Федерации, подчеркивая этим, что ничем не отличаются от прочих республик, но в отличие от них не закрепляют государственный суверенитет или статус государства. Однако имеются формулировки, закрепляющие статус самостоятельного государственного образования (Красноярский край) или государственно-территориального образования в составе Российской Федерации (новосибирская область). В разных формах уставы краев областей декларируют отсутствие права выхода из Российской Федерации, почти все закрепляют верховенство Конституции Российской Федерации на своей территории.
Многие конституции и уставы проявляют явное отсутствие от принципа разделения властей, распространяющегося не только на федеральную власть, но и на систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В них не только отдается приоритет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации в законодательном процессе, но и сам процесс формирования органов исполнительной власти относится к полномочиям законодательному (представительному) органу государственной власти.
В конституциях ряда республик имеются положения, не соответствующих Конституции Российской Федерации по предметам ведения.
Во многих конституциях и уставах устанавливается верховенства субъекта Российской Федерации в отношении национальных богатств, право его исключительной собственности на землю и ее недра, воды леса, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, находящиеся на территории.
В конституциях ряда республик имеются также несоответствия с Конституцией Российской Федерации по вопросам гражданства, обороны, таможенного дела, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, организации законодательной, исполнительной и судебной властей и другим вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.
Имеющиеся в конституциях республик и уставах других субъектов Федерации несоответствия важным положениям федеральной Конституции достаточно остро ставят вопрос о гарантиях равноправия всех субъектов Российской Федерации. В решении этой проблемы сталкиваются два подхода: в республиках считается правомерным существование неравноправного конституционного статуса других субъектов Федерации, а в краях и областях ставится вопрос о выравнивании их статуса со статусом республик.
Безусловно, на данном этапе и в обозримой перспективе невозможно равенство субъектов Федерации, если даже такая идея была бы провозглашена конституционно. Они не равны хотя бы по этническим особенностям, численности населения, размерам территории, экономическому потенциалу и т. д. В мировоззренческой основе Конституции Российской Федерации также нет идеи равенства народов по тем же объективным причинам. Поэтому в Конституции Российской Федерации устанавливается не равенство, а равноправие субъектов федерации. В ней закрепляется равноправие народов и как следствие этого – равноправие представляющих их субъектов Федерации. А понятие «равенство» и «равноправие» - не тождественны.
Конституционное равноправие субъектов федерации предполагает их политико-правовую равноценность. Подобно тому, как предусмотренные Конституцией равные права и свободы человека и гражданина равноценные для каждой личности, так конституционное право для всех субъектов федерации. Иначе говоря, не тождественность в экономическом, географическом, демографическом, национальном и ином положении субъектов федерации не означает объективной обусловленности асимметрии их конституционного статуса и неравноправия.
Асимметричность Российской Федерации не вытекает из неоднородности экономико-географического и прочих региональных пространств. Подобная зависимость отвергается мировой практикой, поскольку в мире вообще нет ни одного симметричного по экономико-географическому признаку государства, в том числе унитарного.
В качестве обеспечения равноправия субъектов Российской Федерации некоторые государственные деятели и ученые предполагают переход к одной структуре федерализма – территориальной. Более того, в этом усматривается гарантия укрепления Российского государства и предотвращения его дезинтеграции. Но очевидно, что ссылаться на территориальную организацию других стран в России невозможно, где исторически веками существовали компактно проживающие на данной территории разные народы. Российское государство многонационально, поэтому не следует противопоставлять разные формы территориальной организации субъектов Федерации.
Учет национального фактора – необходимое требование демократического устройства любого, в том числе федеративного государства независимо от наличия проживающих там крупных или небольших национальных групп.
Федеративное устройство России, состоящее из территориальных и национальных образований, служит, с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой – выступает способом рационального распределения компетнции и полномочий не только по горизонтали, но по вертикали. Законодательные, исполнительные и судебные полномочия делятся между федерацией в целом и ее субъектами.
Специфика российского федерализма вполне допускает наличие субъектов, построенных как по территориальному, так и по национальному признаку. А для реализации конституционных установлений необходимо, чтобы в практической политике, как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов не нарушалось равноправия всех ее субъектов, независимо от их национальной или территориальной организации.
Асимметрия субъектов Федерации порождает негативные политические последствия в их отношениях с федеральным центром, поэтому усиливает стремление краев и областей к достижению своего фактического равноправия во всех сфера жизни с республиками. Более того, выдвигается идея самоопределения русской нации в форме образования ответствующей республике в составе Российской Федерации как нового равноправного субъекта.
Высказывается мнение, что новая стратегия федеративного развития должна включать в себя постепенный переход от централизованной, асимметричной и договорной федерации к централизованной, симметричной и конституционной федерации. Переход от децентрализованной и договорной федерации к централизованной и конституционной федерации еще необоснован. Дело в том, что в Конституции нет установлений о децентрализованном и договорном характере Российской Федерации. К тому же отмечалось, что вопросы централизации и децентрализации федеративного (как и унитарного) государства решаются не конституцией, а текущим законодательством в соответствии с конкретными задачами политического и социально – экономического развития страны.
Преобразования должны проводиться постепенно, путем терпеливой и кропотливой работы, на основе волеизъявления всех народов, проживающих на территории существующих в настоящее время национально-государственных и автономных образований.
... 9. Госслужба – государственная служба 10. Госучреждение – государственное учреждение. Выступление Тема моей дипломной работы - Проблемы совершенствования мотивации труда государственных служащих. Данную проблему я рассматриваю на примере Свердловской области. Актуальность этой темы очевидна: на данном этапе развития нашего общества существующая система государственного ...
... проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений. Глава 2 Прогнозирование развития образования на примере Новосибирской области 2.1 Целеполагание прогнозирования развития образования Концепция инновационного развития образования Новосибирской области базируется на духовных, культурных ...
... обстоятельство определило то, что отклоняющееся поведение становится сейчас не только формой фрустрации, но и неотъемлемым элементом все более распространяющегося деформированного образа жизни. 3.2 Анализ динамики преступности среди несовершеннолетних (на примере Новосибирской области) Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И ...
... России, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Глава 3. Осуществление принципа разделение властей в Республике Башкортостан 3.1 Законодательная власть Система органов государственной власти в республике построена на принципах единства государственной власти и разграничении предметов ведения и ...
0 комментариев