1996 Россия

В январе Московский центр гендерных исследований проводит в Москве научно-практическую конференцию, посвященную проблемам становления женских и гендерных исследований в России. Впервые женщины-ученые и активистки женских общественных организаций собрались вместе, чтобы обсудить опыт исследования и преподавания в вузах курсов по женской и гендерной проблематике, а также их роль во взаимодействия с женским движением. Результатом конференции стала активная институализация женских и гендерных исследований и программ по распространению гендерных знаний.

Предоставление права голоса женщинам

ГОД

СТРАНА

1893 Новая Зеландия
1902 Австралия
1906 Финляндия
1913 Норвегия
1915 Дания, Исландия
1917 Россия
1918 Канада
1919 Австрия, Германия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Чехословакия, Швеция
1920 США
1922 Ирландия
1928 Великобритания
1929 Эквадор
1930 Южная Африка, Турция
1931 Испания, Португалия, Шри-Ланка
1932 Таиланд
1934 Бразилия, Куба
1936 Коста-Рика
1937 Филиппины
1941 Индонезия
1942 Доминиканская Республика, Уругвай
1945 Болгария. Боливия, Венгрия, Вьетнам, Италия, Франция, Югославия, Япония
1946 Албания, Панама, Румыния
1947 Аргентина, Венесуэла
1948 Бельгия, Израиль, Корея
1949 Китай, Чили
1950 Гана, Гаити, Индия, Сальвадор
1951 Непал
1952 Греция
1953 Мексика
1954 Колумбия
1955 Никарагуа, Эфиопия
1956 Бенин, Габон, Египет, Мали, Пакистан, Сенегал, Сомали
1957 Ливан, Малайзия
1958 Буркина-Фасо, Чад
1959 Мадагаскар, Марокко, Тунис, Танзания
1960 Гамбия, Кипр
1961 Бурунди, Парагвай, Руанда, Сьерре-Леоне
1962 Алжир, Монако, Уганда
1963 Иран, Кения, Конго, Ливия, Фиджи
1964 Замбия, Судан
1965 Афганистан, Ботсвана, Гватемала, Лесото
1967 Йемен
1971 Швейцария
1972 Бангладеш
1977 Нигерия, Гвинея Бисау
1979 Зимбабве
1980 Ирак
1984 Лихтенштейн
1986 Центрально-Африканская Республика
1989 Намибия
1990 Самоа

7. «Мужское» и «женское» в философии культуры Освальда Шпенглера

В двухтомнике «Закат Европы» О. Шпенглер представил собственную модель историко-культурного процесса. «Женское» и «мужское» стали важнейшими понятиями, с помощью которых немецкий автор пытается обрисовать самые значимые метаморфозы истории и ее динамику.

Шпенглер полагает, что история является областью взаимодействия двух начал – мужского и женского, при этом женское начало у него ассоциируется именно с растением, потому что женщина «какими-то тайными и явными узами» связана и с космосом, и с землей. А вот «мужское свободнее, звериннее, подвижнее также и в смысле ощущения и понимания, оно бодрей и напряженней». Мужчина ассоциируется у Шпенглера с микрокосмом, а женщина нет. Таким образом, подняв женское начало до космических высот в силу ее природы, он как бы отстраняет его от творческого участия в созидании истории.

При чтении Шпенглера поначалу может возникнуть соблазн аналогии с китайским подходом к мировому процессу сквозь призму инь – ян, однако такое сравнение все же было бы неверным. В конфуцианской и даосской традиции речь идет все же о равноправном соприсутствии и перетекании этих начал, взаимодействие которых обеспечивает гармонию мира. В китайской картине мира, как говорит сам Шпенглер, «становление проявляется в непринужденном взаимодействии двух принципов ян и инь, которые мыслятся скорее периодически, чем полярно». Здесь нет дискриминирующего разделения на мужское как более совершенное и женское как менее совершенное

Рассуждения о космичности женского начала постепенно обрастают у немецкого философа крайне приземленными подробностями, касающимися женского пола и его места и функций в истории вообще. В результате возникает довольно непривлекательный и убогий образ представительницы женского пола. Знакомство с этим портретом хотелось бы начать с часто повторяющегося у Шпенглера образа цветка, который ассоциируется с женщиной вообще. Эта аналогия глубоко символична, ведь в фольклоре, поэзии многих культур женщину сравнивают с цветком, и этот образ универсален. Более того, именно женщинам обычно давали «цветочные» имена, чтобы подчеркнуть изящество, красоту и целомудрие. При этом важно и другое: цветок – это символ слабого, зависимого и хрупкого существа, требующего защиты. Цветок связан с силой земли, приобщен к ее тайнам, а познать силу растений может женщина, поэтому в литературе широко распространен образ ведуньи и колдуньи. Кроме того, женщина, как и земля, – это та, которая дает жизнь. Шпенглер не только возводит эту способность рожать в абсолют, но ею женщину и ограничивает. Только в этом он видит ее предназначение. Мало того, что она, как любой цветок, неспособна к мышлению и творчеству – ей это не присуще от природы. Ничто, кроме родов и мужчины для нее вообще неважно. Если для мужчины мир – добыча, а цель его – самореализация, созидание публичной истории, то для женщины цель и добыча – мужчина и никаких иных достойных внимания объектов у нее больше не существует. Более того, как выясняется, только через мужчину она и может реализоваться и войти в историю.

Природные различия между мужчиной и женщиной, по мнению немецкого философа, очевидны и каждое из этих начал творит свою собственную историю. Все события истории «…представляют собой космическое протекание как таковое» и одновременно являются «последовательностью самих микрокосмов, охватывающая это течение, его защищающая и поддерживающая… Вот эта-то «вторая» история и есть в полном смысле мужская история – политическая и социальная: она сознательнее, свободнее, подвижнее. Она уходит глубоко назад – в истоки животного мира и в ходе жизни высоких культур принимает свой высший символический и всемирно-исторический облик. Женская же – первая история, вечная, материнская, растительная, лишенная культуры история последовательности поколений, извечно неизменная…». Учитывая, что история создается мужчинами, потому что она является фактически историей войн, завоеваний, партий, а во всех сферах культуры преобладает «мужское начало», ничего удивительного, что рассуждения Шпенглера выглядят именно так. У женщины тоже есть свой голос в истории, но Шпенглер слышит только крики рожениц, ибо ее история – частная: «Женщина одерживает победу родами…Вечно женская политика – это завоевание мужчины, через которого она может стать матерью детей, а значит – историей, судьбой, будущим». Таким образом, без мужчины она не в состоянии себя реализовать даже как космос.

Мужское и женское у Шпенглера являются своеобразными «осями координат» исторического процесса: горизонтальная ось – это так называемая родовая, частная история поколений, то есть женская, с которой у Шпенглера ассоциируется развитие социума, а вертикальная ось – это публичная или мужская история, которая связана в воображении философа с историей государственности.

Таким образом, с одной стороны, под динамикой культуры Шпенглер подразумевает развертывание в истории ее уникальных потенций, воплощенных в неповторимой духовной составляющей и особенностях души. Здесь активную роль играет женская составляющая истории, которая имеет мощную связь с почвой и с которой связывается расцвет культуры. С другой стороны, и в этом состоит парадокс рассуждений Шпенглера, усиление мужского начала, роль которого философ превозносит, приводит к краху культуры и превращению ее в цивилизацию. Развитие любой культуры происходит на фоне ее диалога с иными цивилизациями через посредничество индивида, который, избирательно заимствуя формы, наполняет их собственной интерпретацией, приспосабливая их к условиям собственной культуры и, тем самым, обогащая ее.

Может ли женщина через свой опыт хотя бы интерпретировать историю или феномены культуры – остается загадкой. Философ часто употребляет слово «человек», но, учитывая тот факт, что мужчина является творцом истории, очевидно, подразумевается именно он. Несмотря на то, что Шпенглер полагает, что «женщина – это всемирная история»…, а «всемирная история – это государственная история, и всегда ею останется», женщина как индивид оказывается из нее выброшенной в силу своей слабости и неспособности к культурному творчеству, но, как космическая составляющая истории, «женское» оказывается гарантом позитивного развития культуры. Подобная точка зрения весьма характерна для всей истории западной философии вплоть до 30-х годов ХХ века.

 



Информация о работе «Исследование основной проблемы человека в гендерной и феминистской философии»
Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 50898
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 4

Похожие работы

Скачать
438497
0
0

... их с учетом гендерной дифференциации позволит найти формы, отражающие символы женского опыта, формируя тем самым гендерную поэтику. В ряду теоретических проблем, составляющих гендерный аспект литературоведения, важнейшее значение имеет вопрос о типологии женской прозы. Типология творчества писателей женщин может быть выстроена на разных основаниях, но нас в данном случае интересует проблема ...

Скачать
145475
0
0

... научного поиска, в стремлении совместить гражданское воспитание с маскулинным, в откровенном сожалении о потере мужчинами лидирующих позиций в современном обществе. Глава 2. Социологический анализ гендерной асимметрии в языке 2.1 Репрезентация женщин и мужчин в учебной литературе по социологии  Для реализации задач и цели данного исследования нами был выбран метод, который относится к ...

Скачать
61749
0
0

... культуры, основанный на доминировании «мужского» (маскулинного) и вытеснении и подавлении «женского» (феминного) поставил женщину в положение критика и ниспровергателя этой культуры. Антимужской пафос феминистской теории 60-х—70-х годов обусловлен неразработанностью в то время самой категории пола. Дифференциация понятий пола и гендера в русле феминизма 80-х годов вывела его на новый теоретический ...

Скачать
47067
1
0

... экономики. Именно на основе либеральной доктрины возник проект "перехода к рынку", в основе которого лежала идея освобождения частной инициативы, стимулируемой западными стандартами потребления. Дискурс рынка был и остается не только и не столько научной концепцией рыночных реформ, сколько утопическим проектом "возвращения к природному порядку вещей", к "естественным законам общества" из " ...

0 комментариев


Наверх