3. Диспозиция Кутузова

Планируя бой как оборонительный, Кутузов предусматривал возможность перехода его в наступательный. «При счастливом отпоре неприятельских сил дам собственные повеления на преследование его»,— предупреждал он своих генералов в диспозиции.

Позиция, которую избрал Кутузов для генерального сражения, в основном отвечала требованиям тактики и замыслу боя. При оценке бородинской позиции нужно учитывать, что в те времена (почти 150 лет назад) действительно нелегко было найти в этой весьма лесистой местности позицию, которая, с одной стороны, прикрывала бы основное стратегическое направление, с другой стороны, на ней можно было бы разместить крупные массы войск — пехоту, кавалерию, артиллерию. Этим требованиям в основном удовлетворяла местность в 12 верстах впереди Можайска на берегу небольшой р. Колочи, впадающей в Москву-реку. Крутые обрывистые берега Колочи, особенно на участке от села Бородина до устья, делали ее трудно преодолимым препятствием для наступающего. Однако направление течения реки только на правом фланге от с. Бородина до устья соответствовало направлению фронта позиции, а до с. Бородина Колоча идет почти параллельно Новой Смоленской дороге. Противник, двигающийся по Новой Смоленской дороге, мог выйти в тыл русской армии, прижать ее к Москве-реке и отрезать от дороги в Москву. Поэтому позиция на берегу Колочи, первоначально выбранная офицерами штаба Кутузова на рекогносцировке, левый фланг которой оканчивался у с. Шевардина, была изменена. Кутузов при объезде позиции приказал оттянуть левый фланг к оврагу Семеновскому и укрепить его в инженерном отношении. Но это не избавляло от обхода левого фланга, по которому проходила Старая Смоленская дорога. Когда после боя на Шевардинском редуте опасность стала очевидной, Кутузов выдвинул в район д. Утицы 3-й пехотный корпус, усиленный ополчением.

Правый фланг позиции надежно примыкал к Москве-реке. Общая протяженность позиции доходила до 8 км, наибольшая глубина до 7 км.
Позиция имела ряд возвышенностей, с которых хорошо обозревалось расположение и передвижение противника (кроме левого фланга). Эти возвышенности были укреплены инженерными сооружениями, в которых поставлены батареи. Они составили костяк обороны. Такими опорными пунктами явились высота Курганная (она же батарея Раевского), высота юго-западнее Семеновского, на которой были построены флеши, высота юго-западнее Шевардина с Шевардинским редутом, Утицкий курган. Населенные пункты — Фомкино, Алексино, Бородино, Шевардино, Семеновское, Утица — также играли роль опорных пунктов и были заняты егерями. Более сильно в инженерном отношении был укреплен правый фланг позиции, где проходила Новая Смоленская дорога — основное направление, выводящее к Москве.

Оказавшийся впереди позиции Шевардинский редут по приказанию Кутузова был занят сильным гарнизоном. На него была возложена задача затруднить развертывание французской армии, вскрыть направление наступления противника и выиграть время для окончания оборонительных работ на левом фланге. Таким образом, Шевардинский редут играл роль передовой позиции. Здесь, несомненно, налицо общая преемственность от полтавских редутов. Бой за Шевардинский редут вскрыл намерения Наполеона и группировку его войск против левого фланга русских.
Боевой порядок русской армии по диспозиции Кутузова делился на правое и левое крыло, центр и резервы. Правое крыло составляли 2-й и 4-й пехотные корпуса, расположенные правее д. Горки уступом назад; центр от д. Горки (исключительно) до батареи Раевского занимал 6-й пехотный корпус; левое крыло от батареи Раевского до Семеновских (Багратионовых флешей) — 7-й пехотный корпус и 27-я дивизия. За пехотными корпусами стояли кавалерийские корпуса (1, 2, 3, 4-й), за линией корпусов — резервы. Резерв 2-й армии — 2-я гренадерская и сводно-гренадерская дивизии — за 4-м кавалерийским корпусом; главный резерв армии—3-й и 5-й (гвардейский) корпуса, 1-я сводно-гренадерская дивизия, 1-я и 2-я кирасирские дивизии—за центром боевого порядка; 1-я армия своих особых резервов не имела. К составу общего резерва нужно отнести и резервную артиллерию. Казаки в состав ордер-де-баталии не входили и располагались в двух группах на флангах боевого порядка. Накануне боя 3-й пехотный корпус был взят из резерва и выдвинут на Старую Смоленскую дорогу. Наряду с традиционным разделением боевого порядка на правое, левое крыло и центр, что характерно для линейного ордера-де-баталии, сохранялось организационное деление армии: командующий 1-й армией командовал войсками правого крыла и центра, командующий 2-й армией — войсками левого крыла. В каждом из пехотных корпусов одна дивизия составляла правый, другая — левый участок. Полки стояли в батальонных колоннах в две линии: во второй линии на дистанции 200 шагов стояли вторые батальоны полков. Между батальонами оставлены интервалы в 120—150 шагов для развертывания.

Егерские полки, составляя передовые охраняющие отряды, были рассыпаны впереди пехоты, имея свои резервы в сомкнутых строях. Перед началом боя они отошли за боевую линию; егеря 1-й армии составляли частный резерв корпусов за исключением двух полков, которые в качестве отдельного отряда охраняли правый фланг армии. Егерские полки 2-й армии в рассыпном строю прикрыли образовавшийся промежуток свыше 1 км между левым флангом боевого порядка у д. Семеновской и 3-м пехотным корпусом.

Кавалерия была построена в две линии в развернутом строю. Часть кавалерии в колоннах размещалась между пехотными колоннами для ее поддержки.

Резервы также располагались в две линии в батальонных колоннах.
Дивизионная артиллерия распределялась по своим дивизиям; батарейная — частью в укреплениях (Маслово, Горки, батарея Раевского, Багратионовы флеши); большая часть наличной артиллерии — батарейной и легкой — составляла артиллерийский резерв в районе Псарево и пять рот резервной конной артиллерии находились непосредственно за центром боевого порядка.

Таким образом, боевой порядок в Бородинском сражении состоял из стрелковой цепи с ее поддержкой, четырех боевых линий, частных резервов армий и общего резерва главнокомандующего. Общая глубина боевого порядка — 3—4 км, что нельзя считать достаточным для такой массы войск. Боевой порядок по форме еще напоминал прежний линейный — ордер-де-баталии, но по существу имел все доступные для того времени элементы глубокого боевого порядка. Позиция была разделена на участки, занимаемые войсковыми соединениями всех родов войск. Вторая линия пехоты играла роль частных резервов. Дальше шли корпусные армейские резервы и, наконец, сильный общий резерв.

Основные силы до начала боя были стянуты ближе к правому флангу. По правому флангу проходило основное направление на Москву. Здесь пролегали пути подвоза и эвакуации и сообщения с тылом страны. В то же время эта группировка позволяла командующему маневрировать силами и средствами, не скованными противником, для укрепления угрожаемых участков. Что Кутузов именно так представлял себе обстановку, свидетельствует приказание, отданное от его имени Милорадовичу, командующему правым крылом, в 9 часов 30 минут вечера 24 августа, в котором говорилось: «Если неприятель главными силами будет иметь движение на левый наш фланг, где армия князя Багратиона, и атакует, то 2-й и 4-й корпуса идут к левому флангу армии, составя резерв оной. Места, где корпуса расположатся, показаны будут обер-квартирмейстером подполковником Нейдгардом». Этот малоизвестный в нашей литературе документ приводит участник сражения Ф. Глинка.

Группировка войск, созданная М. И. Кутузовым, позволяла наносить сильные контрудары и перейти в контрнаступление. Об этом свидетельствует наличие крупных сил, назначенных в общий резерв, а также выделение на фланги: на правый — сильной кавалерийской группы (корпус Уварова и казаки Платова), на левый — корпуса Тучкова, усиленного ополчением и казаками.



Информация о работе «Бородино»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 36482
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
21658
0
0

... аккорды, красочные доследования), есть черты, сближающие его с западноевропейскими композиторами-романтиками, в том числе Берлиозом, Листом, Шуманом. Жизненный и творческий путь Детство и юность. Начало творчества. Александр Порфирьевич Бородин родился 11 ноября 1833 года в Петербурге. Его отец, князь Лука Степанович Гедианов, происходил по одной линии от татарских, а по другой — от грузинских ( ...

Скачать
18279
0
0

... я огорчила,” а также песни, написанные в характере народных, для голоса с сопровождением фортепиано и виолончели – “Разлюбила красна деви- ца,” “Слушайте, подруженьки, песенку мою.” У Балакирева Бородин познакомился с Кюи и со Стасовым, встретился вновь со старым знакомым Модестом Петровичем Мусоргским. Войдя в музы- кальный кружок познакомился с Римским-Корсаковым. Они, эти ...

Скачать
4794
0
0

... Преображенского полка; затем они свиделись снова у профессора академии С.А. Ивановского. Мусоргский был уже знаком с Балакиревым и другими молодыми композиторами.  Получив заграничную командировку, Бородин соединил занятия химией с музыкальным творчеством. В Гейдельберге он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; в 1863 г. она стала его женой. Высоко ценя ...

Скачать
13977
0
0

... символу честной Власти переплавилась-перелилась как только начал писать в тоску о Родине, о “золотом сердце России”, ибо Родина, пусть упрятанная в архивах ГБ, спецхранах и хранилищах, вышвырнутая на чужбину —- она у него была. * * * Леонида Бородина ,наверное, можно назвать в определенном смысле антишестидесятником, ибо время, понятое интеллигенцией как “режим свободы”, либеральной болтовни и ...

0 комментариев


Наверх