1.1 Функции древневековой книги

Покровительство искусству - это активное сотрудничество между художником и патроном – покровителем, ведущее к созданию и завершению произведения искусства. Покровительство такого рода было крайне важно для художественного творчества: обе стороны, и патрон, и мастер, вносили свой вклад в реализацию проекта. Без такого сотрудничества не появилось бы ни одно произведение древневекового искусства[1].

Явление покровительства искусству в области книгопроизводства может рассматриваться двояко: в рамках коллективного владения книгами, используемыми совместно членами религиозной общины, и как индивидуальное покровительство производству книг со стороны духовного или светского лица.

Книги, произведенные по индивидуальному заказу, как в зеркале отражают разнообразные личные интересы заказчика. Собираемые для самообразования, книги удовлетворяли потребность заказчика в том или ином роде информации. Феномен страстного библиофильства был довольно частым явлением.

В раннем Средневековье большинство книг производилось для церковно-литургических нужд и использовалось священниками и монахами в церквях и монастырях. Эти книги – особенно Библии – считались собственностью святого патрона того или иного храма или монастыря. В таком качестве книги должны были, по мнению людей раннего Средневековья, обеспечить привязанность святого к общине, преподнесшей ему столь дорогой подарок, и символизировать нерушимость и продолжительность этой привязанности. Подобное же отношение к книгам выражается в изредка встречающемся включении в литургические манускрипты копий важных документов, имеющих отношение к правовому статусу и привилегиям общины, или хроник этой общины. Физическая близость этих документов к священному тексту, несомненно, придавала им дополнительную важность и подлинность.

Настоящая нужда в книгах возникала, когда основывался новый монастырь: его обязательно нужно было снабдить всей необходимым для литургической деятельности, в т.ч. церковной утварью и книгами. По обычаю, настоятель и монахи, приходившие в новооснованную обитель из уже существующего монастыря, приносили оттуда и все самые необходимые книги, без которых новая община не могла вести богослужение. Остальные нужные книги спешно копировались на заказ. Пример первого настоятеля французского монастыря св. Эврульта, который сам скопировал целый ряд книг и основал тамошний скрипторий, показывает, какие книги считались самыми необходимыми в подобных случаях. Среди книг, переписанных самим настоятелем, были антифонарий, градуал, и коллектар. Товарищи настоятеля копировали такие другие книги, как сборник выдержек из Ветхого Завета и комментариев к нему, Семикниижие и миссал[2].

Уже в XII веке книги производились скорее для частных лиц, чем для коллективных заказчиков. Этот факт свидетельствует о существовании в то время читательской аудитории, чьи заказы, по всей вероятности, и послужили причиной значительного увеличения количества производимых книг. Постепенное проникновение книг в светскую культуру привело к появлению и бурному развитию светских мастерских, укомплектованных профессиональными писцами и конкурирующих с монастырскими скрипториями. В XII веке мы встречаемся с первыми упоминаниями о библиофилах, как духовных, так и светских. Такими знаменитыми книголюбами были, например, Иоанн Салисберийский и Хью из Пюизе: оба завещали библиотекам кафедральных соборов, в которых они служили, по несколько дюжин книг. В то же самое время появляются профессионалы, странствующие по периферии и переписывающие книги там и сям. Таков был безымянный мастер, работавший на аббатство Ст. Олбанс в Англии, а позднее путешествовавший по Франции и, вероятно, в конце концов попавший в Париж. Странствующие писцы помогали монастырскому книгопроизводству, а иногда и полностью замещали его. Это явление постепенного развития книгопроизводства в направлении большей специализации еще не до конца исследовано историками книги.

После всех изменений, происшедших в XII веке, характерными стали следующие черты светского покровительства производству книг. В одном случае частное лицо или семейная пара заказывает книгу или дарует сумму, необходимую для изготовления книги. Об этом частенько извещает колофон или посвятительное изображение патронов - донаторов на фронтисписе книги. Как альтернатива, затраты на производство книги могут быть взяты на себя группой светских людей. В таком случае избирается администратор, обычно духовное лицо, который собирает необходимую сумму и нанимает исполнителей заказа. Протоколы переговоров и сделок, проведенных в ходе производства т.н. Библии Чертоза ди Кальци, содержат ошеломляющий (более 60 человек) список индивидуальных донаторов, с точным указанием сумм, внесенных каждым из них.

Книга может быть произведена по заказу, но может быть куплена и уже готовой. Цены на книги варьировались, однако книги всегда почитались предметами роскоши и потому были дороги. Это подтверждается, помимо всего прочего, тем фактом, что книги часто перечисляются в числе военных трофеев. Справедливо предположить, что коллекционирование книг было в Средние века в высшей степени дорогостоящим увлечением[3].

В отличие от современности, в древние века книги имели целый ряд различных функций. В зависимости от предназначения книги и вкусов заказчика существенно варьировались внешний вид и содержание книги. В соответствии с менявшимися категориями основных пользователей книги можно условно выделить до восьми функциональных типов книг: это книги для миссионеров, императоров, монахов, студентов, аристократов, священников, собирателей, и просто „книги для всех”.

Первая группа содержит книги, непосредственно связанные с христианской доктриной, толковательные и иллюстративные по своему содержанию, такие как Библии, Евангелия, Псалтири, комментарии на эти книги, а также книги, содержащие практические указания для священнослужителей. Эти книги использовались в ходе миссионерской деятельности (например, в Англии) в VII-IX вв. Р.Х.

Следующим шагом в истории книгопроизводства было появление богато украшенных роскошных кодексов, изготовленных для королей и императоров. Такие книги выставлялись на всеобщее обозрение с целью вызвать восхищение богатством и набожностью правителей. Эти книги можно счесть выгодным капиталовложением, призванным укрепить престиж правителя среди его современников. Роскошные кодексы, особенно популярные в VIII-XI столетиях, были частью королевских сокровищниц и часто исполняли роль дипломатических даров, посылаемых в отдаленные страны.

„Золотой век” монастырских книг настал в XII веке, когда монастырские библиотеки были основными получателями комментированных библий, отдельных библейских книг, сочинений отцов Церкви, произведений античных и современных авторов, научных работ и учебников, сводов монашеских правил, бревиариев, псалтирей, градуалов, антифонариев и других литургических книг.

Возникновение и рост университетов и соборных школ в XIII веке вызвал потребность в новых книгах, особенно в учебниках, для использования в научных и образовательных целях. Это были богословские труды, библейские глоссы и толкования, юридические тексты и учебники права, дидактические поэмы, труды по астрономии и книги о природе, исторические сочинения, а также пересмотренные и унифицированные тексты Священного Писания. Спрос на такие книги привел к возникновению профессиональной книготорговли, центрами которой были крупнейшие средневековые университеты в Париже, Болонье и Падуе.

Уже в XIII веке известны многочисленные иллюминованные манускрипты светского содержания, но в следующем столетии они появляются в действительно огромном количестве: хроники королевских династий, моралистические сочинения, кулинарные книги, книги о турнирах и куртуазные романы. Эти книги предназначались для юных аристократов и представляли собой поучительные образцы, по которым надлежало строить жизнь аристократа. Среди таких книг для самообразования встречаются разнообразные шансоны и романы, отчеты о путешествиях, античные сюжеты, жития святых, „зерцала”, истории и мировые хроники[4].

В конце XIV века появляется своеобразный тип книги, именуемый „модельной книгой”. Такие книги обычно связывают с именем определенного художника, они подписаны и содержат изящные высококачественные рисунки, как если бы они были „портфолио”, сделанным для представления высокородному патрону с целью заслужить заказ на ту или иную работу.

Лучшим примером книг, используемых благочестивыми людьми позднего Средневековья в частной молитве, являются часословы. Будучи книгами, востребованными как простолюдинами, так и аристократами, часословы сохранились в огромном количестве во всех частях средневековой Европы. Священники, так же как монахи, активно пользовались церковно-литургическими книгами, известными еще со времен раннего Средневековья: Библия, бревиарий, миссал, Псалтирь, градуал. Помимо этого, священники прибегали также к новым типам книг: наставлениям в пастырской службе, моралистическим трудам о грехах и добродетелях, покаянным книгам, коллекциям проповедей и иллюстративным образовательным книгам, таким как „Библия бедных”, „Зерцало человеческого спасения”, а также к книгам о вовлечении мирян в страдания Христа, таким как „Подражание Христу” Фомы Кемпийского.

В XV-XVI веках коллекционирование книг стало популярным в связи с возрождением классической образованности среди ранних гуманистов. Их энтузиазм, их щедрое покровительство книгопроизводству были направлены на книги античных авторов, труды по философии и науке, литературе и книговедению. В результате до нас дошли обширные личные библиотеки, собранные гуманистами в соответствии со своими личными литературно - художественными пристрастиями и научными интересами.

 


Информация о работе «Иллюстрации в древневековых книгах»
Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 65266
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 9

Похожие работы

Скачать
32060
0
0

... отказался от дворянства, которое ему хотел даровать царь, после передачи галереи Москве. Единственное звание, принятое им с гордостью – Почетный гражданин города Москвы. Биография Павла Михайловича Третьякова Павел Михайлович Третьяков ( 1832 - 1898) основатель знаменитой сокровищницы русской живописи в Москве - Третьяковской галереи. Происходил из купеческой среды. Первые упоминания о ...

0 комментариев


Наверх