2. Организация работы
Объем, содержание анестезиологической помощи находятся в прямой зависимости от задач, решаемых медицинскими частями и учреждениями, их коечной емкости, организационно-штатного, материально-технического обеспечения и уровня подготовки специалистов. В связи с этим она подразделяется на квалифицированную (I уровень) и специализированную (II уровень) помощь, причем каждый уровень характеризуется конкретным содержанием.
Главная цель квалифицированной анестезиологической помощи заключается в защите пациента от хирургической агрессии стандартизированными методами анестезии. Специализированная анестезиологическая помощь базируется на современных технологиях и высокой квалификации анестезиологов-реаниматологов и среднего медицинского персонала и осуществляется на основе принципов комплексности, упреждающей и индивидуальной направленности лечения.
Квалифицированная анестезиологическая помощь в медицинских частях и учреждениях МО РФ предполагает проведение неингаляционной анестезии при спонтанном дыхании (прежде всего кетаминовой), стандартизированной многокомпонентной неингаляционной или комбинированной (нейролептанестезия и атаралгезия с интубацией трахеи и ИВЛ) анестезии, ингаляционной анестезии табельными аппаратами, проводниковой стволовой и плексусной анестезии.
Специализированная анестезиологическая помощь (II уровень) наряду с элементами квалифицированной помощи предусматривает использование эпидуральной и спинальной анестезии, а также других современных методов анестезии. Более высокий уровень анестезиологической помощи обеспечивается прежде всего за счет индивидуализации проведения анестезии на основе углубленного функционального и лабораторного обследования пациента, использования современного мониторинга систем жизнеобеспечения во время анестезии.
В операционно-перевязочном блоке необходимо иметь оборудованные рабочие места анестезиологических бригад в каждой операционной и перевязочной, анестезиологическую, аппаратную и материальную комнаты.
Анестезиологическая помощь предусматривает:
- оценку состояния больных перед операцией, определение анестезиологического и операционного риска;
- определение целесообразности и проведение при необходимости интенсивной терапии с целью подготовки больного к операции;
- назначение премедикации;
- выбор метода анестезии и необходимых средств;
- анестезиологическое обеспечение плановых и экстренных операций, родов, перевязок и сложных диагностических исследований;
- контроль состояния больных во время анестезии и проведение корригирующей терапии с целью профилактики и устранения опасных для жизни больного функциональных и метаболических расстройств;
- пробуждение больных после общей анестезии, если нет показаний для продленного поддержания медикаментозного сна;
- устранение болевого синдрома, обусловленного различными причинами (в том числе инкурабельными заболеваниями) с помощью специальных методов.
Анестезиологическое обеспечение непосредственно осуществляет анестезиологическая бригада в составе врача-анестезиолога и 1-2 медицинских сестер-анестезистов.
Для анестезиологического обеспечения операций, перевязок, родов и некоторых сложных диагностических исследований в операционных, перевязочных и по мере необходимости в некоторых кабинетах оборудуют рабочие места анестезиологических бригад, которые оснащают наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратурой (кардиомонитор, пульсоксиметр и пр.), вакуумным отсосом, дефибриллятором, анестезиологическим столиком с необходимым набором лекарственных препаратов и принадлежностей для интубации трахеи.
Для проведения экстренной анестезии в ургентной операционной аппаратура и принадлежности для проведения анестезии поддерживают в постоянной готовности к работе.
В предоперационном периоде врач-анестезиолог оценивает полноту обследования больного, определяет его состояние и функциональные резервы, степень риска операции и анестезии, осуществляет выбор метода анестезии и необходимых для нее средств, а также назначает премедикацию. Об избранном методе анестезии анестезиолог докладывает начальнику своего отделения и ставит в известность хирурга. После осмотра анестезиолог должен в понятной форме разъяснить больному суть рекомендуемого метода анестезии и получить от него информированное согласие на его использование. Результаты осмотра, свое заключение с отметкой о согласии пациента на избранный метод анестезии анестезиолог заносит в историю болезни.
При плановых оперативных вмешательствах анестезиолог должен осматривать больного не накануне операции, а заблаговременно, чтобы можно было при необходимости своевременно осуществить коррекцию проводимой в лечебном отделении терапии. При высокой степени риска операции и анестезии, недостаточном обследовании или неудовлетворительной подготовке больного врач-анестезиолог вправе настаивать на отсрочке операции для проведения дополнительных лечебно-диагностических мероприятий. Однако окончательное решение об отмене операции принимает начальник отделения (центра) анестезиологии (анестезиологии и реанимации) совместно с начальником хирургического отделения (ведущим хирургом), а в наиболее сложных случаях - начальник медицинской части госпиталя.
При экстренных вмешательствах осмотр больного анестезиологом также должен быть выполнен как можно раньше, еще до того, как его подадут в операционную. Лучше это осуществлять сразу после поступления пациента в хирургическое отделение или после принятия решения об операции, чтобы в случае необходимости иметь время для дополнительного обследования и предоперационной подготовки. Отказ врача-анестезиолога от участия в экстренной анестезии из-за тяжести состояния больного недопустим. Неоказание помощи в данной ситуации подлежит уголовному преследованию. Анестезиолог при этом должен сделать все от него зависящее для безопасности пациента и необходимого анестезиологического обеспечения.
Врач-анестезиолог только определяет тактику проведения гемотрансфузионной терапии во время проводимой им анестезии. Подготовкой крови и ее компонентов к переливанию и трансфузией во время операции занимаются врачи отделения заготовки и переливания крови, а при его отсутствии в учреждении для этой цели выделяют другого врача.
При проведении общей или сочетанной анестезии врач-анестезиолог не вправе передавать ее продолжение другому лицу до окончания оперативного вмешательства и перемещения больного в палату интенсивной терапии. В исключительных случаях это можно сделать только с разрешения начальника анестезиологического отделения.
По окончании операции и общей (сочетанной) анестезии врач-анестезиолог и медицинская сестра-анестезист сопровождают больного в палату интенсивной терапии или в послеоперационную палату хирургического отделения. После восстановления сознания и стабилизации основных функциональных и метаболических показателей анестезиологическая бригада передает больного дежурному персоналу отделения реанимации и интенсивной терапии (или лечащему врачу). Если сознание больного восстановилось не полностью, есть опасность проявления остаточного действия использованных во время анестезии средств либо имеются выраженные нарушения кровообращения или дыхания, анестезиолог должен обеспечить усиленное наблюдение за ним и соответствующую терапию. При наличии отделения реанимации и интенсивной терапии (палат интенсивной терапии со специальным штатом в отделении анестезиологии и реанимации) эти меры может продолжить персонал данного отделения (врачи и медицинские сестры).
После доставки больного в палату интенсивной терапии врач, проводивший анестезию, передает больного дежурному персоналу, делает завершающую запись в истории болезни о состоянии больного и кому он передан под наблюдение.
Основные требования к анестезиологическому обеспечению операций в стационаре распространяются и на работу анестезиолога в амбулаторно-поликлинических условиях. Вместе с тем, особые условия работы анестезиолога в поликлинике предполагают ряд дополнительных требований.
К работе в поликлинике допускается анестезиолог со стажем работы по специальности не менее 5 лет, прошедший дополнительную подготовку по анестезиологическому обеспечению операций в амбулаторно-поликлинических условиях.
В непосредственной близости к операционной выделяется отдельное помещение на 2-3 койки (палата пробуждения), которое обеспечивается оборудованием для интенсивного наблюдения, проведения искусственной вентиляции легких, оксигенотерапии, инфузионной и другой терапии, которая может потребоваться при внезапном развитии осложнений или для наблюдения за пациентом при замедленном выходе из анестезии.
В операционной оборудуется рабочее место анестезиолога, которое оснащается аппаратом ингаляционного наркоза, подводкой кислорода и закиси азота, кардиоскопом, пульсоксиметром, дефибриллятором, хирургическим отсосом, стойкой для проведения внутривенных вливаний, ларингоскопом универсальным, набором трубок эндотрахеальных с проводниками для них, роторасширителем, тонометром, фонендоскопом, столиком манипуляционным, контрольно-диагностическими приборами.
Наличие у больных миастении, значительного избытка массы тела, ишемической болезни сердца, недостаточности кровообращения с клиническими проявлениями, респираторных нарушений с клиническими проявлениями (при бронхиальной астме, ХНЗЛ и т.д.), ювенильного сахарного диабета, судорожного синдрома, алкогольной, медикаментозной и наркотической зависимости, состояний, превышающих II степень операционно-анестезиологического риска, является противопоказанием для проведения общей анестезии в амбулаторных условиях. Относительными противопоказаниями являются плохие социально-бытовые условия (отсутствие телефона, исправного лифта в подъезде). Объективное клиническое обследование больного (общий анализ крови и мочи, глюкоза крови, флюорография легких, ЭКГ при возрасте старше 40 лет) и беседа с ним анестезиолога должны быть проведены накануне дня операции.
Выписка больного домой после амбулаторной операции возможна только при стабильности у него витальных функций в течение 1 ч, полном восстановлении исходного уровня сознания, мышления, двигательной активности, отсутствии тошноты, рвоты, сильной боли и кровотечения. При использовании мышечных релаксантов продолжительность наблюдения после завершения анестезии должна быть не менее 2-5 часов (в зависимости от миорелаксанта). Независимо от самочувствия больного его следует отпускать домой только с сопровождающим, предупредив о запрещении в течение 12 часов управлять автотранспортом, принимать алкоголь, снотворные или седативные средства.
Анестезиолог-реаниматолог и медсестра-анестезист отделения несут полную личную юридическую ответственность за те действия, которые согласно существующим нормативным документам входят в их обязанности и компетенцию. Нарушение профессиональных обязанностей может служить основанием для привлечения к установленной законодательством ответственности – моральной, гражданской, административной (дисциплинарной) или уголовной.
Права и здоровье гражданина охраняются «Конституцией Российской Федерации, 1993 г. (ст. 21, 22, 41), «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 1993 г.» (раздел IV), «Законом о медицинском страховании в Российской Федерации, 1993 г.» (ст. 28, 76), «Уголовным Кодексом Российской Федерации, 1996 г.». В случаях опасных для жизни последствий анестезии или интенсивной терапии виновный в этом медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.
При лечении больных анестезиологи-реаниматологи и медсестры ОАРИТ должны обеспечивать выполнение не только основных прав пациента, но и обязанностей медицинского работника как гражданина и должностного лица, а также соблюдать этические нормы, которые регламентированы «Этическим кодексом российского врача» и «Клятвой российского врача, 1994», «Международным кодексом медицинской этики, 1983», «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 1993», «Этическим кодексом медицинской сестры России, 1997».
В своей профессиональной деятельности анестезиологи-реаниматологи и медсестры-анестезисты должны также руководствоваться другими нормативными документами, которыми являются инструкции и методические указания, утвержденные МО или МЗ РФ, а также приказы и директивы, стандарты МО или МЗ РФ и другие документы.
Характер правонарушения и степень уголовного наказания определяет только суд на основании результатов, представленных следственным органом и экспертной комиссией. В экспертную комиссию включают ведущих специалистов (в т. ч. анестезиолога-реаниматолога), имеющих хорошую подготовку и достаточный опыт клинической работы.
Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности (ст. 24 УК РФ). Умышленным признается преступление, при котором лицо, совершившее его, желало (не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично), осознавало и предвидело общественную опасность своих действий (бездействий).
Совершенным по неосторожности признается преступление, при котором лицо, совершившее его, предвидело, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно опасных последствий своих действий (не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности могло предвидеть последствия).
Степень наказания за правонарушения возрастает, если преступление по неосторожности совершено вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
При отсутствии профессиональной неосторожности (небрежности или легкомыслия) ответственность за некачественную медицинскую помощь может нести медицинское учреждение и (или) государство в случае необеспечения ими своего работника всем необходимым для нормальной трудовой деятельности (ст. 1068 Гражданского кодекса).
Не является преступлением причинение вреда при обоснованном риске для достижения полезной цели и при других ситуациях.
Анестезиолог должен исчерпывающе информировать пациента о своих действиях, вероятном прогнозе, риске и последствиях избранного вида помощи, после чего получить у него добровольное информированное (осознанное) согласие на предполагаемое вмешательство (метод анестезии, инвазивные манипуляции). Все это должно быть зафиксировано в истории болезни. Объем представляемой информации зависит от необходимости и состояния больного, а также неотлагательности предлагаемого вмешательства. Разъясняет врач, который проводит вмешательство. Пациент должен быть уверен, что анестезиолог сделает все достаточно компетентно и со знанием дела. Судопроизводство при определении полноценности разъяснения ориентируется на информационную потребность среднего по интеллектуальным возможностям пациента.
При плановых вмешательствах (анестезии) разъяснение должно быть дано не позже, чем в последний вечер перед вмешательством.
При вмешательствах, выполняемых в амбулаторно-поликлинических условиях, пациента необходимо спросить в конце разъяснительной беседы, нуждается ли он во времени для обдумывания решения и не помешает ли ему в принятии решения уже предстоящая подготовка к анестезии. Это должно быть зафиксировано в истории болезни.
Отношения между анестезиологом и пациентом должны основываться прежде всего на взаимном обмене информацией, которая должна быть соразмерной, непротиворечивой, достаточной и понятной, способствовать принятию правильного решения.
Волеизъявление пациента может быть дано письменно или устно. Подпись больного в истории болезни обязательна в случае отказа от лечения, если такой отказ опасен для жизни, и больной об этом информирован, а также при использовании методов диагностики и лечения, имеющих реальных риск осложнений.
Пациенту, отказывающемуся от предложенного вмешательства или анестезии (в том числе от переливания крови), необходимо разъяснить возможные жизненно опасные следствия их решения или предлагать альтернативный метод лечения, на который также должно быть получено его согласие.
При совместной работе нескольких специалистов каждый отвечает юридически только за свои действия или бездействие. Юридические взаимоотношения работающих вместе представителей самостоятельных специальностей строятся на основании юридической концепции совместной деятельности, определяющей равноправие специалистов и их ответственность за свои профессиональные действия, строгое соблюдение принципов труда и доверия. Процессуальные нормы при лечении больного не допускают преимуществ одного перед другим вне сферы их специальности, дачи указаний и выполнения действий в области, относящейся к компетенции другого специалиста, несмотря на возможное различие в их служебном положении.
... службы В соответствии с приказом министра здравоохранения СССР "О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению" № 841 от 11 июня 1986 г. служба анестезиологии и реаниматологии получила дальнейшее развитие и распространение в лечебных учреждениях, где ее раньше не было. Изменился и статус службы. Сейчас ее организация не зависит от числа хирургических коек. В ...
... и лечебных мероприятий, необходимых для поддержания жизненно важных функций пациента. Чтобы представить характер работы персонала отделения анестезиологии-реанимации №2, необходимо знать контингент пациентов. Отделение реанимации является отделением смешанного профиля – хирургического и терапевтического. Хирургический профиль составляют пациенты с урологической, гинекологической и ...
... необходимым комплексом медицинских услуг. Создается сеть религиозных, благотворительных, меценатских и общественных организаций и фондов, которые содействуют расширению комплекса медико-социальных услуг. В страховой медицине осуществляется принцип солидарности “здоровый платит за больного, богатый — за бедного”. Медицинское страхование позволяет застрахованным получить дорогостоящую медицинскую ...
... отражения в бухгалтерском учете и отчетности движения средств ОМС. Приведем пример проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования. Осуществление медицинской деятельности государственному учреждению здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» разрешено Комиссией по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности ...
0 комментариев