2. Способы и методы мануальной терапии и остеопатии
Исторически теоретические воззрения и практические приёмы лечения хиропракторов и остеопатов существенно отличаются [7, с. 38].
В основе взглядов хиропракторов лежит теория подвывиха.
Под этим они понимают не настоящий подвывих, принятый в научной медицинской литературе, а задержку движения сустава в физиологически экстремальном положении [7, с. 38]. Если бы это было так, то после лечения наблюдалась бы репозиция – сустав бы возвращался в нормальное положение. Но это происходит крайне редко и не влияет на восстановление функции и улучшение самочувствия больного.
Другая расхожая теория – репозиция межпозвонковых дисков. Предполагается, что выпятившийся межпозвонковый диск после манипуляции возвращается в свое прежнее нормальное положение. Возможно, это бывает, но крайне редко. Даже во время операции трудно вправить выпятившийся или выпавший диск [7, с. 38].
В Европе популярна теория ущемления менискоида – маленького хрящевого узелка между мелкими суставами [7, с. 38].
Если он заклинивается происходит якобы блокирование сустава. С этим же хрящем и его расклиниванием связывают и характерный хруст при манипуляции. Среди других причин этого странного звука, пугающего больных, называют также смещение суставной жидкости. Но иногда после него действительно снимается блокирование суставов и больной чувствует облегчение. Диагностика хиропракторов чисто визуальная. Манипулятор на глаз, пальпаторно или используя примитивный инструментарий типа подвешенной на верёвочки гирьки, устанавливает положение остистых и поперечных отростков и их взаимоотношение. Обращается внимание на небольшие искривления позвоночника (видимое искривление – сколиоз).
Для диагностики также используется пальпация мышц, позвоночника, рёбер. Такими способами хиропрактор судит о положении позвонка: его смещении, повороте.
Рентгенограммы делаются, но больше для того, чтобы исключить остеопороз (хрупкость суставов из-за недостатка кальция) и другие тяжёлые заболевания. Так называемые подвывихи на рентгенограммах не видны. При компьютерной томографии можно получить ценную информацию: увидеть грыжи дисков, их взаимоотношения с корешками спинного мозга и т.п. Но американские врачи большее значение придают ядерно-магнитному резонансу (MRI), считая его одним из самых точных методов диагностики.
В лечебном арсенале хиропракторов вначале были рывки, энергичные смещения мышц и остистых отростков, и особенно удары. Одним из них является «направленный удар» [1, с. 46].
Для его производства вначале расслабляют мягкие ткани (кожу, мышцы, связки), окружающие позвонок. Для этого проводят массаж, психотерапевтическое словесное внушение. Добиваются расслабляющей позы. Иногда это достигается с помощью массажных столов. В позиции больного на животе накладывают пальцы на остистый и поперечный отростки. Проводя на них давление, выбирают по визуальному и пальцевому наблюдению правильное направление в отношении блока сустава позвоночника и наносят короткий удар ребром другой руки по остистому или поперечному отросткам. При умелом выполнении этой процедуры больной не чувствует боли, а наоборот испытывает облегчение вследствие устранения блокады позвоночного сустава. Он фиксируется в более физиологичной позиции. Успешная манипуляции обычно сопровождается мягким щелчком, который чувствуют и слышат и больной, и врач.
Эта методика требует исключительного мастерства и удаётся лишь единичным манипуляторам. Тогда бывает достаточно одной или нескольких процедур. И совершенно не оправданы длительные курсы в несколько десятков манипуляций, часто ведущих к привыканию. И у таких людей появляется своеобразная мания (потребность) к манипуляциям. Другой приём хиропракторов – метод поперечного толчка. Он более техничен и в нём могут участвовать и помощники врача. Проводится он на фоне горизонтального вытяжения помощниками врача. А сам манипулятор ставит свои указательный и средний пальцы по обе стороны остистого отростка на поперечные отростки подлежащего манипуляции позвонка. Боковой поверхностью ладони врач упирается в свои наложенные на позвоночник больного пальцы и производит быстрый короткий толчок. Слышен всё тот же благотворный щелчок и больной испытывает облегчение. Процедуру повторяют 2–3 раза. Конечно, такие манипуляции можно проводить лишь у сравнительно молодых людей при отсутствии остеопороза и смещения позвонков.
И совсем уж редко выполняется излюбленная процедура на шейном отделе позвоночника, когда проводятся его быстрые одновременные ротация (поворот) и тракция (вытяжения) [7, с. 39].
При этом с помощью другой руки укрепляется позвоночник ниже места фиксации всеми пальцами или двумя пальцами врача (обычно большим и указательным) в виде вилки. При неумелом проведении процедуры больному кажется, что ему оторвали голову, у него наступает затемнение в глазах, головокружение, иногда тошнота.
Несомненно, что такие осложнения связаны с раздражением позвоночной артерии и чреваты тяжёлыми последствиями. Возникает также опасность воздействия на спинной мозг или ствол головного мозга, что может повести к внезапной смерти.
Но я не оговорился в начале этого абзаца об излюбленности этой процедуры и не только мной, но и некоторыми другими мануалистами и хиропракторами. Да, процедура опасна, но лишь для неумелых рук. А выполненная правильно очень быстро иногда за один реже несколько сеансов даёт необыкновенный эффект при ряде патологических состояний.
В условиях коммерциализации медицины происходит изменение агрессивных методик хиропракторов. Они тоже начинают использовать щадящие методики, заимствованные у остеопатов, а также массаж, лечение положением, растяжением мыщц, тракции (вытяжение) головы и поясничного отдела позвоночника и др. Враждебное отношение хиропракторов к официальной медицине в последнее время сменилось тенденцией к сотрудничеству с ней. Но и отдельные врачи-невропатологи начинают доверять хиропракторам лечение своих больных, особенно при болях, связанных с поражением нижнего отдела позвоночника. При поражении шейного отдела позвоночника невропатологи чаще предпочитают лечить таких больных сами. И это оправдано, так как неосторожные манипуляции на шее могут привести к раздражению позвоночных артерий и нарушениям спинного и головного мозга.
Далее рассмотрим методы американских остеопатов и некоторые их теоретические построения. Так как какой-нибудь серьёзной теории им выдвинуть не удалось, существует несколько идей, на которые они опираются. Среди них важное место занимает положение о соматической дисфункции позвоночника.
В Европе и России используется более точный термин «позвоночная дисфункция». Она бывает двух видов и касается или одного позвонка или группы позвонков. В первом случае имеется в виду смещение позвонка в какую-либо сторону или (и) вокруг своей оси. Во втором – происходит смещение нескольких позвонков в сторону – это называется сколиоз, или назад – кифоз, а также «скручивание» позвоночника в определённом отделе. Причём, имеются в виду не грубые изменения с теми же названиями, когда при истинном сколиозе позвоночник искривляется подобно дуге лука, а при кифозе – грудной отдел начинает прогибаться назад.
Иногда такие изменения ведут к образованию настоящего горба. При соматической дисфункции речь идёт о небольших изменениях, которые определяются специальными приёмами, например положением остистых и поперечных отростков, их соотношением между собой, ребрами, тазом.
Другое фундаментальное положение остеопатии – это учение о триггерных точках или пунктах мышц. Аналогичное название – «миогенный триггерный пункт». В Европе больше принято наименование «мышечный гипертонус». Иногда указанные изменения и для краткости называют просто «триггеры» [3, с. 41].
В данное понятие остеопаты вкладывают представление о наличии в поражённых мышцах болезненных точек или уплотнений. Якобы там имеется скопление рецепторов и небольшое количество рубцовой ткани. В возникновении болезненных мышечных уплотнений придают значение многим факторам и среди них нарушению кровообращения в мелких сосудах отдельных участков мышц, травме, перерастяжению, перетруживанию.
Российским авторам больше импонирует теория рефлекторного мышечного спазма, связанного с остеохондрозом позвоночника, а остаточные явления этого спазма трансформируются в болезненное уплотнение.
Но болезненна, может быть не только мышца и её триггер, но и окружающая их фасция. Положения о триггерах и так называемых миофасциальных болях, выдвинутые американскими исследователями и врачами J.G Travell и D.G. Simons, очень популярны не только в Америке, но и в России.
Европейские мануальные терапевты в своих теоретических построениях на первое место ставят так называемые функциональные блоки. Под ними подразумевается обратимое ограничение подвижности в суставах. В том числе, и в мелких суставах позвоночника.
В СССР (России) исторически так сложилось, что в период проникновения в страну методики мануальной терапии, она упала на благодатную почву теории дегенеративных и дистрофических поражений позвоночника, объединенных в понятии остеохондроз.
Функциональный блок межпозвонковых суставов часто является его началом. Его мышечно-дистонические и нейро-дистрофические рефлекторные проявления сомкнулись с теорией мышечно-фасциальных болей и дисфункций [3, с. 42].
С точки зрения невропатолога, любая мануальная (от слова manus – рука) терапия в широком смысле, включая массаж, есть ни что иное, как дозированное механическое раздражение тела. Оно может проводиться руками врача, но и специальными аппаратами и приспособлениями, например, японцы создали специальный стол, который может воздействовать дозировано на любые сегменты позвоночника.
Механическая энергия мануального воздействия превращается в энергию нервного возбуждения. А далее по нервным путям эта энергия передаётся в головной мозг и вызывает различные реакции в организме.
Выявив всё сказанное, врач приступает непосредственно к более глубокому обследованию, которое может явиться и началом лечения – пальпации. Различают поверхностную и глубокую пальпацию. С помощью их исследуют мягкие и плотные ткани, в том числе, позвоночник, его поперечные и остистые отростки (они направлены назад и при пальпации наблюдают за их позицией и смещениями), а также промежутки между остистыми отростками, околопозвоночные мышцы и связки.
Пальпацию обычно соединяют с массажем, и она является не только диагностической, но и лечебной процедурой. Важнейшим компонентом пальпации является определение болевых уплотнений мышц – триггеров – и выведение их в позицию, когда они перестают давать болевое раздражение. Достигается это обычно с помощью специально разработанных движений, и тогда уже все манипуляционные процедуры выполняются вне этой точки.
Но есть и другие подходы: введение в триггер анестезирующего раствора (новокаин, прокаин), разминание болезненной точки или уплотнения (что иногда нецеленаправленно делают массажисты), прокалывание её акупунктурной или любой сухой иглой, прикрепление к ней акупунктурной баночки или магнитного шарика, и просто «растягивание» этого уплотнения. Близко к пальпации стоит и так называемая мягкая техника. Она касается мягких тканей: мышц, их покрытия – фасций, связок. При этом проводятся манипуляции близкие к разминанию при массаже. Одним из её приёмов является «протяжение» околопозвоночных мышц. Для данной процедуры мышечный валик захватывается пальцами врача и его как бы отставляют в стороны от остистого отростка. Пальцы при этом почти прилипают к коже, протягивая мышечную ткань.
Таким образом, можно сделать вывод, что лечебные приёмы в остеопатии и мануальной терапии складываются из релаксации, мобилизации, манипуляции. Иногда они проводятся именно в такой последовательности, но нередко и как самостоятельные процедуры.
Релаксация обеспечивает возможность проведения манипуляций, направленных непосредственно на устранение функциональных блокад.
Её проводят для расслабления напряжённых мышц и их локальных напряжений – гипертонусов. Это достигается психотерапевтическими приёмами, массажем.
Мобилизация – это процедуры, направленная на снятие функциональных блокад.
Они могут касаться не только суставов, но и мышц. При воздействии на суставы снимаются их функциональные блоки до восстановления полного объёма их движений.
Манипуляции – основной завершающий приём остеопатов и мануальных терапевтов – снятие функционального блока сустава. Эта процедура называется деблокированием. Оно проводится разными путями. Но чаще всего как продолжение мобилизации.
Достигнув упора при движении в блокированном суставе и обнаружив пружение или легкое сопротивление, врач старается его преодолеть, и в этом состоит основное искусство опытного мануального терапевта.
... для массажа, для врачей 4. МЕДЛАБ, ООО Манжеты, массажеры 13. Источники финансирования Собственный вклад: для финансирования внедрения новых услуг в медицинском центре "Счастье жизни" мануальной терапии и массажа для реабилитации инвалидов боевых действий и военной травмы первостепенное значение приобретает различное сочетание собственных и заемных средств. Этим определяется не только ...
... усилие не способно вызвать в мышце пространственные перестройки сократительного субстрата, что в лечебном отношении неэффективно. Считается, что методика постизометрической релаксации (ПИР) является сравнительно "молодой" технической разновидностью мануальной терапии. В 1979 году в Америке эта методика была описана под названием Muscle Energy Procedures. Она применялась для мобилизации суставов ...
... от поражений последнего. Приверженцы этого взгляда («остеопаты») признают главным образом мануальную терапию, применяемую на скелете. Т. Виноградова. Рентгенодиагностика остеопатии. В рентгенологической номенклатуре заболеваний костей понятие «остеопатия» не является столь широким, как у патологоанатомов, и частично соответствует понятию «остеодистрофия» патологоанатомов. Главным и основным ...
... мышц и составляет основу прикладной кинезиологии . Джон Тий, основатель другой базовой системы кинезиологии «Целебное прикосновение», сделал возможным использование этой системы любым человеком, интересующимся выздоровлением. На основе прикладной кинезиологии получили свое развитие и такие крупные системы, как «Три в одном» (основатели Гордон Стоукс, Дэниэл Уайтсайд и Кэндис Кэллауэй) и « ...
0 комментариев