3.2 Разработка предложений и рекомендаций по борьбе с инфляцией на основе анализа печатных и электронных изданий России
Центробанк ожидает значительного замедления инфляции и укрепления реального эффективного курса рубля по итогам года на 3,5-4,5%. Об этом заявил глава ЦБ Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме. Эксперты упрекают Центробанк в чрезмерной увлеченности рецептами монетаризма: рост денежной массы действительно замедлился, но цены вверх будут толкать другие факторы: ускоренная индексация тарифов на услуги естественных монополий и девальвация рубля. Некоторое замедление роста цен, по их мнению, возможно лишь с середины 2009 года из-за сокращения занятости и доходов населения.
«В ближайшие месяцы мы ожидаем значительное замедление роста потребительских цен», – сказал глава Центробанка. Свой оптимизм он объяснил замедлением роста денежной массы, а также антиинфляционными мерами ЦБ по повышению процентных ставок и норматива обязательного резервирования. Сдерживать инфляцию должно также снижения мировых цен на нефть и продовольствие, заверил г-н Игнатьев. По итогам года, по его словам, реальный эффективный курс рубля вырастет на 3,5-4,5%.
Выплаты компаний по внешнему долгу в четвертом квартале (49 млрд. долл.) будут давить на рубль, отмечает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. При текущих ценах на нефть счет текущих операций России в октябре-ноябре может стать дефицитным. В этом случае девальвация реального эффективного рубля будет 10—15%. «Это означает, что в реальном выражении рубль может откатиться к уровню 2005—2006 годов, когда баррель нефти стоил около 60 долл., – говорит г-н Гавриленков, - В таком случае номинальный курс при переходе к плавающему режиму валютного курса на начальном этапе упадет приблизительно на 30%». Девальвация рубля повышает инфляционные ожидания, отмечает ведущий эксперт Центра развития Оксана Осипова: «Если девальвация не остановится, цены продолжат расти. Несмотря на то что внешние цены падают, наши внутренние – не снижаются. Значит, при более высоких темпах девальвации цены будут расти».
Причин для торможения инфляции нет, уверены эксперты. Ключевым фактором остается ускоренный рост тарифов на услуги естественных монополий. Потребительский спрос снижается, в такой ситуации должны снижаться цены, как это происходит в Европе, рассказывает партнер ФБК Игорь Николаев: «Но у нас из-за повышения тарифов этого не происходит». Быстрее всего цены будут расти на продукты питания, уверены эксперты. Оставшиеся без работы или с более низкими зарплатами россияне будут перераспределять свои расходы в пользу продовольствия. Несколько притормозить инфляция может лишь во второй половине 2009 года.
Правительство готово в очередной раз пересмотреть прогноз по инфляции на 2008 год – на сколько, станет известно по итогам октября, когда ее рост, как ожидает Министерство экономического развития, впрямую приблизится к верхнему порогу действующего прогноза. Инфляция, по данным МЭР, по итогам десяти месяцев может составить 11,7% при прогнозе в 11,8%. Независимые эксперты не сомневаются, что в заданные параметры роста цен в 2008 году наша экономика не уложится и уже скоро инфляция получит новый стимул – скажутся меры по поддержанию ликвидности через вливания государственных денег в финансовый рынок. А вот шансов на дефляцию, по мнению экспертов, немного.
Инфляция в России в октябре составит 0,8-1% по сравнению с 1,6% год назад, а за десять месяцев – 11,5-1,7% против 9,3% в тот же период прошлого года. Такой прогноз сделало Минэкономразвития. При этом цены на продовольственные товары, по оценке министерства, в октябре вырастут на 1,3-1,5%, что даст 13,6-13,8% роста с начала года. Непродовольственные товары подорожают на 0,6-0,8% (7,1-7,4%), платные услуги населению – на 0,4-0,6% (14,6-14,8%).
После небольшого замедления темпов – 0,5% в июле и 0,4% в августе, осенью рост цен набирает скорость – 0,8% в сентябре, в октябре ожидается еще выше. Правительственные органы не успевают оперативно реагировать и пока только готовятся пересмотреть прогноз по году в 10,5 – 11,8%. Что это наверняка придется сделать, стало понятно после того, как ЦБ и Минфин предприняли ряд мер для устранения проблем с ликвидностью в финансовой системе. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сразу заявил, что эти меры могут добавить 1-2 процентных пункта к годовой инфляции. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина подтвердила в конце прошлой недели, что уже в октябре будут готовы новые цифры прогноза.
Эксперты еще с начала года считали правительственные предсказания слишком оптимистичными. «Наш прогноз на октябрь 1,1%, по году 15%, – говорит Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. – Что касается мер по поддержанию ликвидности, то значительная часть финансового пакета пока словесные интервенции, они еще требуют законодательного оформления». По словам эксперта, пока инфляция растет за счет ослабления рубля по отношению к доллару, а эффект от масштабных вливаний на рынок также обязательно будет, но чуть позже, возможно, в течение полугода. На этом фоне замедлится рост реальных доходов населения, но, по мнению г-жи Орловой, говорить об их падении пока рано и «неоправданно пессимистично». «На оценке доходов может скорее сказаться состояние рынка недвижимости, в случае падения возникнет эффект падения благосостояния», – полагает экономист.
Схожие цифры прогноза по месяцу и году дает и Мария Катаранова, эксперт Экономической экспертной группы при правительстве – прогноз на октябрь 1,1-1,2%, по итогам года 14,7%. Она согласна, что меры по насыщению ликвидности в настоящий момент пока не сказываются на инфляции, а главный фактор, который уже начал проявляться, – это падение реального курса рубля. «Кроме того, по-прежнему оказывают влияние и цены на продовольственные товары, а также ожидания населения. Инфляция скажется и на реальных доходах населения, темпы роста которых будут замедляться и в связи с ростом цен, и в связи с кризисными явлениями, которые будут распространяться на реальный сектор экономики. Темпы роста зарплат также упадут», – говорит г-жа Катаранова.
«Несмотря на снижение цен на сырье и металлы, дефляции в России мы не увидим. Максимум, на что можно рассчитывать, – это замедление темпов роста цен», – уверен Владимир Тихомиров, старший экономист финансовой корпорации «Уралсиб». Замедление, по его мнению, будет связано с двумя факторами: во-первых, с падением мировых цен, во-вторых, обусловлено чисто статистической причиной – очень высокой базой прошлого года, когда именно в последние месяцы у нас наблюдалась очень высокая инфляция. По сравнению с ней конец этого года будет не столь инфляционным.
По мнению г-на Тихомирова, говорить о влиянии экстренных финансовых вливаний государства в банковский и реальный сектор можно лишь теоретически – «практически эти меры пока никак не сказываются, деньги по-прежнему не доходят до межбанковского сектора и реальной экономики».
Как кризис скажется на реальных доходах населения, зависит от сценария, по которому продолжат разворачиваться события. «В случае резкого снижения цен на нефть, падения доходов бюджета государство не сможет и дальше такими же темпами увеличивать пенсии, зарплаты госсектора. И хотя рост доходов сохранится, он будет отставать от роста цен, а значит, произойдет реальное ухудшение благосостояния населения», – полагает г-н Тихомиров.
31 января 2008 года Правительство РФ одобрило пакет мер по борьбе с инфляцией в 2008 году. Глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что основная нагрузка по сдерживанию инфляции ляжет на Банк России, так как правительство уже приняло основные решения, которые влияют на инфляцию, в частности, по росту регулируемых тарифов.
В числе мер контроля за инфляцией Кудрин назвал улучшение обеспечения населения товарами и продовольствием с точки зрения борьбы с монополизмом, развитие производственной базы, проведение проверок на всех сегментах рынка, где цены выросли более всего.
В то же время, по мнению А.Кудрина, высоким остается прирост денежной массы: в 2007 году он составил 47%, в то время как российская экономика могла бы выдержать 33-35%. «Это главный фактор сохранения высокой инфляции», – сказал Алексей Кудрин.
... и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана. 3. Социально-экономические последствия. Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс ...
... которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как закон Оукена: Y - Y*=-X(U-Un), где У - фактический ВВП, У* - потенциальный ВВП, U - фактический уровень безработицы, Un - естественный уровень безработицы, А (в ...
... издержек, что носит опасный характер и угрожает тяжелыми социально-экономическими последствиями. В развивающихся странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития. Поэтому в Чили, также как и ...
... от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на ...
0 комментариев