1.2. Международные монополии
Международная монополия – крупная фирма с активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства с целью максимизации прибыли. По своим формам международные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транснациональные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).
Транснациональные тресты и концерны – компании, находящиеся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Компании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.
В отличие от транснациональных монополий хозяевами многонациональных трестов и концернов являются предприниматели не одной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.1
1.3. Монополизация экономики
Монополизация экономики – это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.
Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).
Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными формами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тресты и концерны.
Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою собственность на средства и результаты производства, вступая между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынков по потребителям и продукции и т. п.
Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.
Концерн – корпорация, возникающая на основе акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой головной компании («холдинга») формально независимые предприятия путем установления финансового контроля над ними.
В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рассматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как выражение полной монополии.
§ 2. Монополизм и конкуренция
2.1. Баланс «монополия» – «конкуренция».
Анализируя взаимную роль конкуренции и монопольно-регулирующих сил в рамках высококонцентрированных олигополистических рынков, необходимо учитывать их двойственную роль. Конкуренция воплощает в себя прежде всего стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к ряду тяжелых – экономических, социальных и других последствий. Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны, ограничивать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и в этом смысле способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного ограничения конкуренции, например, ценовой – на базе сговоров ведущих производителей, ведет к застойным явлениям, в том числе к сдерживанию научно-технического прогресса и понижению эффективности производства. Наиболее ярко такие отрицательные процессы проявляются в условиях монопольного господства в отрасли одного или нескольких производителей.
Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодателство является основным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрезмерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохранения в «оптимальном режиме» механизма олигополии.
В основе современного промышленного законодательства лежит концепция антимонопольного регулирования отраслевых промышленных рынков на базе подхода "структура-поведение-функционирование".
При этом:
- Структура – это организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсоюзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через вертикальную или конгломеративную интеграцию).
- Поведение – это преобладающая в отрасли стратегия конкуренции и специфическая тактика предприятий в области ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.
- Функционирование – это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, ползя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.
Баланс «монополия – конкуренция» заметно изменился в антимонопольном законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовлекаются все факторы повышения эффективности производства: экономия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы деятельности, экономия транзакционных издержек, связанных с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отождествляться с ростом концентрации производства, в ряде случаев монополия получила «теоретическую санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней повышение эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции. Все большее внимание уделяется определению экономической категории монопольной рыночной власти, границ продуктовых и географических рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы на отраслевом рынке рассматривается через методологическую призму взаимодействия целого ряда факторов. В частности, М. Портер выделяет пять основных факторов или «сил», определяющих состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли.
Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов в рамках несовершенной конкуренции в анализ вовлекается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потенциальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг – заменителей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия поставщиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономики, которые заслуживают специального изучения в отдельном докладе. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие «концентрация» автоматически не ассоциируется с понятием «монополизм».
Это и не удивительно, учитывая, что в развитых странах преобладают именно высококонцентрированные олигополистические рынки со сравнительно небольшим числом производителей.
В западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип антимонопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказанием в связи с обвинениями в монополизации является расформирование компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 - 70-е годы.
Представленный выше анализ свидетельствует о необходимости известной осторожности в отношении возможностей практического использования западного антимонопольного законодательства в наших условиях. Это законодательство рассчитано на уже существующую множественность производителей, оформившихся в олигополию. Именно по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых устойчиво не складывается олигополистическая структура (сельское хозяйство), либо, наоборот. единство является обязательной основой их производственной организации (транспорт, производство и распределение электроэнергии и пр.).
Что касается большинства остальных отраслей, то предварительный вывод, который может следовать из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления конкурентной составляющей в экономическом поведении российских предприятий может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.
В то же время, очевидно, что ряд отраслей может не выдержать конкуренции иностранных производителей, по крайней мере в течение какого-то периода необходимой адаптации. Игнорирование минимальной длительности такого адаптационного периода неизбежно приведет к дезинтеграции промышленности и будет означать деиндустриализацию народного хозяйства, сопровождающуюся безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство экономистов обычно рекомендуют применение государством антимонопольных мер другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных производств; 2) использование в качестве средства преодоления монополистических тенденций импорта аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производств, разукрупнение некоторых предприятий-гигантов; 4) использование методов прямого и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности, заработной платой, а отчасти и за распределением производимой продукции.
... явления. В ней рассмотрены сущность и виды монополий, соотношение и проблемы взаимодействий монополии и конкуренции, последствия и методы борьбы. В ней рассматриваются такие актуальные вопросы, как: антимонопольная политика (изложены проблемы правового регулирования монополизма и ограничения конкуренции на основе действующего законодательства РФ). Также в первой части данной работы раскрыты ...
... что в России уже назревает дефицит генерирующих мощностей, при котором освобождение цен на электроэнергию будет просто невозможным. 3. Российский опыт регулирования и реструктуризации электроэнергетики 3.1 Современное состояние отрасли, ее регулирование в российской экономике В результате проведенных реформ электроэнергетика России, за исключением атомной, была приватизирована. На базе ...
... выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли. Монополизм в современных условиях Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение ...
... рынка и соответствия программно- реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре; обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов. 2. Положительные стороны монополизации экономики 2.1. Эффективность производства. Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в ...
0 комментариев