2. Фридрих действовал по тщательно обдуманному плану!

Фридрих превращал свои реальные цели в ясные, обдуманные планы, которые он неуклонно и последовательно проводил в жизнь. Об этом он писал так: «Нужно следовать один раз выбранной признанной системе, не обращая внимания на стрекотание кузнечиков и кваканье лягушек в стороне от дороги».

Когда одна из многочисленных горестных вестей чуть не повергла его в отчаяние, он написал своему брату принцу Генриху: «Я не позволил этому несчастью сокрушить себя. Я твердо следую своим путем по намеченному плану». И тут же раскрыл ключевую идею своих планов — тайну своего успеха.

В 1758 г. Фридрих писал де Капу. «Если желаешь хоть чего-то добиться в этом мире, в частности одержать военную победу, нужно строить грандиозные планы, чтобы постоянно было к чему стремиться. Если и не достигнешь всего намеченного, то кое-что все же сбудется. А тому, кто строит близорукие или половинчатые планы, не удастся ничего... Такие люди почти лишены честолюбия, а его нужно очень много, чтобы делать большие дела».

Строить планы — это для Фридриха означало тщательно продумывать будущее, предусматривать все возможные исходы. Такое прогнозирование оттачивало в нем сознание цели, снижало вероятность шока, вызываемого неожиданностями, снимало стрессовую блокировку мысли и действия, усиливало сопротивляемость. «Nil admirari — ничто не должно застать врасплох» — такова была основополагающая идея Марка Аврелия, любимого философа Фридриха.

3. Действия Фридриха исходили из твердых моральных принципов!

Эти принципы входили в его систему ценностей и служили ему мерилом всех его действий. Они в решающие моменты являлись сдерживающим началом, а в конфликтных ситуациях помогали прояснить суть дела. В конце своей жизни Фридрих писал: «Не следует убаюкивать себя иллюзорными представлениями о будущем, нужно, пока еще остается время, обдумывать возможные препятствия и смертельные угрозы. Ни в коем случае нельзя жертвовать принципами, на которых основана моральная и политическая система».

Еще больший упор на моральные основы и на абсолютную необходимость выявления жизненной задачи делает он в следующем высказывании: «Я постиг, что для счастья нужно иметь твердые моральные основы, ясно сознавать задачу своей жизни и выполнять ее по мере сил, что нужно умерять свои стремления и не требовать от жизни слишком многого».

Каким образом конкретизировались эти моральные принципы, Фридрих описал в том ужасающем 1757г. своей сестре Ульрике: «Жизнь имеет смысл лишь тогда, когда ею можно гордиться; лучше смерть, чем угнетение и позор».

И в этом проявилось сходство Фридриха с его соперницей Марией Терезией. Если императрица действовала по принципу «честь и долг совести», то для Фридриха основами жизни стали «честь и долг». Оба использовали такие краткие формулы, как моральные настрои. Ясные, весомые моральные сентенции придают уверенность. А уверенность обеспечивает силу! Так нравственное поведение, добродетель, как того давно требовали последователи Сократа, для обоих правителей сделались источником силы и счастья.

4. Фридрих умел выходить из трудных положений!

В ситуациях, порождающих депрессию, он применял «домашние средства», известные ему лучше, чем любому врачу, и при необходимости неимоверно увеличивал дозы таких «лекарств». Только это помогало ему вынести убийственные удары судьбы, сравнительно быстро восстановить душевное равновесие, сохранить верность своей основной цели: держаться, никогда не сдаваться, никогда не предавать своей чести и своей страны.

Шесть мотивационных методов правителя

Как выглядели эти «домашние средства», эти настраивающие методы мотивации?

1. Рифмовать и версифицировать

Фридрих стремился духовно переработать и выразить в слове свое душевное состояние. Вместо того, чтобы погружаться в печаль и бесконтрольно теряться в негативных, разрушительных мыслях, он пытался избавиться от излишнего давления чувств, способных повергнуть в отчаяние, заключить проблему в слова, а тем самым в такую форму, которая содействовала бы обретению нужного настроя, т. е. в соответствии с принятыми принципами должного настроя.

В то же время такое рифмоплетство было своего рода успокаивающим средством, помогало забыть обо всех горестях. Фридрих писал принцессе Амалии: «Часто мне хотелось напиться, чтобы забыть свои горести, но я не способен пьянствовать, поэтому ничто так не успокаивает меня, как сочинение стихов. Пока я охвачен стихотворной горячкой, несчастья для меня не существуют».

2. Декламировать речи знаменитых людей

Когда у Фридриха умерла любимая сестра и он от горя был не в состоянии писать и сочинять стихи, казалось, отчаяние сломит его, но Фридрих обрел еще одно средство побороть депрессию: заучивать наизусть знаменитые надгробные речи и произносить их перед де Каттом, который был придворным чтецом. С точки зрения мотивационной психологии было сделано все, чтобы не позволить мрачным мыслям завладеть сознанием и ослабить его.

А это было самое главное! Фридрих делал все, он должен был все делать, чтобы избежать опасных последствий длительной, глубокой депрессии: укоренения в личности ощущения бессмысленности бытия и беспомощности человека, т. е. в конечном счете чувства утраты контроля над действительностью. Для правителя это имело громадное значение, ведь такие чувства (что подтверждается новейшими исследованиями) неизбежно приводят к расслаблению, к истощению и бездействию.

Фридрих выявил собственную склонность к депрессии, общую для многих великих людей, и понял, что все будет потеряно, если он безвольно поддастся таким мрачным настроениям. Поэтому он сделал все, чтобы и в последней степени отчаяния не пасть жертвой «черных собак» (так называл свои депрессивные настрои Черчилль). Сочинение стихов и декламация речей все-таки означали возврат к активной деятельности. И только так удавалось Фридриху, часто через три-четыре дня, при первом проблеске надежды вновь расцветать и обретать всю полноту сил.


Информация о работе «Искусство самомотивации Фридриха Великого»
Раздел: Психология, педагогика
Количество знаков с пробелами: 18621
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх