4. Характеристика основных экономических теорий ХХ века
Между тем кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов (по прогнозам неоклассиков, они вот-вот должны были рассосаться), вылились в грандиозный по своим масштабам и глубине мировой экономический кризис («Великую депрессию») 1929-1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил и кризис микроэкономической теории, в частности, неоклассического направления как ее сердцевины.
На авансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) «Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены только лишь в рамках микроэкономического анализа[13].
Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения – «закона рынков» Сэя – и выводимой из него формулы рыночного механизма как идеальной саморегулирующейся системы. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. В дальнейшем значительный вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли американские ученые Элвин Хансен, Пол Самуэльсон, английский экономист Джон Хикс и другие.[10].
Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 1940-х и до 1960-х гг., когда он стал подвергаться критике сначала со стороны монетаристов, а затем со стороны представителей новой классической макроэкономической теории[11].
Монетаризм представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики.
Зачатки идей монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов.
Положения монетаристов относительно неэффективности денежной политики в краткосрочном периоде были подвергнуты критике сторонниками новой классической макроэкономической теории. Эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий, за которую ее автор – Роберт Лукас (род. 1937), профессор Чикагского университета, - удостоился Нобелевской премии по экономике за 1995 г. Согласно данной гипотезе, будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организаций, и даже для отдельных семей. До этого считалось, что подобные решения экономических субъектов строятся на произвольной или статической основе. Так, ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный. Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед и соотносить эти ожидания с постоянно изменяющейся информацией[13].
Еще одним важным направлением современного экономического анализа является теория экономики предложения, завоевавшая популярность в 1970-1980-е гг. Виднейшим ее представителем является американский экономист Артур Лаффер (род. 1941). Появление теории экономики предложения было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который с полной силой проявился в начале 1970-х гг. Западная экономическая мысль перешла к активному поиску новых методов оздоровления экономики, которые, как стало ясно в дальнейшем, опирались главным образом на неоклассические, в частности, на монетаристкие взгляды и подходы[2].
В самом названии теории – «экономика предложения» - авторы противопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С их точки зрения Лаффера и его сторонников, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение[15].
Один из основных постулатов теории «экономики предложения» - уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая роль при этом отводилась государственным финансам: уменьшению налогов, сокращению государственных расходов, уменьшению количества денег в обращении с помощью соответствующей политики в области государственного кредита[2].
Особое место в современной экономической теории занимает институционально-социологическое направление, представителями которого являются Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт. Буквально термин «институционализм» происходит от понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения). Представители институционализма подошли к исследованию экономических проблем с нетрадиционных позиций. Институционалисты предложили исследовать человека не изолированного, а в зависимости от его среды. Поэтому «человека экономического» они заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений, или «человеком в конкретной ситуации».
Метод институционально-социологической школы учитывает одновременно и эволюцию институтов, изменяющую условия хозяйственной жизни, и влияние экономики на сами эти институты[16].
В послевоенный период «чистый» институционализм пошел на убыль. Из отдельного течения институционализм превратился, с одной стороны, в элемент экономической теории, с другой – в метод метод общего анализа процессов и сдвигов в реальной экономической системе. Ко второму случаю можно отнести современный неоинституционализм, в рамках которого возникла экономическая теория прав собственности, теория экономической организации, теория общественного выбора и др. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек (издержек рыночной координации производства). На концептуальной основе трансакционных издержек была сформулирована новая роль прав собственности в механизме функционирования и развития рыночного хозяйства, дан ответ на вопрос, зачем нужна фирма, если есть рынок, разработан ряд других интересных проблем хозяйственной жизни. Теория общественного выбора исследует взаимосвязь экономических и политических явлений. Иначе выражаясь, эту теорию можно рассматривать как экономический анализ политической деятельности. Политическая сфера предстает как своеобразный рынок, причем общественные деятели при выработке тех или иных решений руководствуются тем же принципом максимизации частной выгоды, что и отдельный индивидуум или фирма. А это означает, что законодательными и исполнительными органами возможно принятие таких решений, которые максимизируют благосостояние выборных политиков и чиновников, но далеко не оптимальных с точки зрения максимизации общественного благосостояния[3].
В целом на протяжении XX века в экономической теории сложилось господствующее положение так называемого «основного течения» (mainstream). Этим термином принято называть неоклассическую теорию, в том современном ее виде, который наиболее отчетливо представлен в зарубежных стандартных учебниках и ряде ведущих теоретических журналов по экономической теории. Однако следует отметить, что «основное течение» не сводится только к фундаментальным положениям неоклассики. Важнейшая особенность mainstream состоит в его способности впитывать в себя, делать своей составной частью выдержавшие проверку временем постулаты кейнсианства, неокейнсианства, неоинституционализма и др.[5].
Таким образом, современная экономическая теория не является набором раз и навсегда установленных ею законов и теорем, а исключительно гибким и постоянно совершенствующимся инструментом познания, способным давать ответы на вопросы, возникающие при исследовании различных экономических систем[13].
... ). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики). Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, ...
... производства, где создается национальное богатство, - это сельское хозяйство, а единственной формой прибавочной стоимости признавали земельную ренту, их вклад в развитие экономической науки оказался весьма значительным. За всю историю развития экономической науки проблема характеристики общественного воспроизводства был впервые объяснен Ф. Кенэ в его знаменитых "Экономических таблицах" (1757). И ...
... его развития усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений, а разложение феодализма – возникновением буржуазной политической экономии. 2. Этапы становления и развития 2.1 Этап становления. Меркантилизм и физиократизм. Как наука экономическая теория возникла в XVI–XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения ...
... , согласно которой механизм свободной конку-ренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов; экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу совре-менной теории государственных финансов (П.Самуэльсон). Неоклассический синтез – это сочетание в единой системе кейнсианской макротеории и ...
0 комментариев