2.2 Проблемы развития дистанционного образования в России и пути их решения
Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий создает реальные предпосылки для формирования глобальной системы дистанционного образования, открытой информационной среды без границ с возможностью свободного, выходящего за пределы государственных границ и национальных контекстов распространения знаний и информации. Активно развивающиеся в этой связи новые технологии обучения, в том числе дистанционного обучения, в совокупности с другими факторами привели к возникновению и широкому распространению новой формы получения образования — дистанционного образования.
Учитывая, что определения и уточнения смысла , смысл, содержания терминов «открытое образование», «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «e-learning » влечет за собой доработку нормативных актов, регулирующих отношения в системе открытого и дистанционного образования, следует уделить особое внимание, раскрытию этих понятий
Анализ ряда источников показал, что в настоящее время превалируют следующие позиции по этому направлению :
- дистанционное образование — это давно известная самостоятельная форма образования, существующая в виде заочного обучения.
Как форма образования она легализована в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» (в ред. ФЗ от 10.11.2009 N 260-ФЗ), но нуждается в регламентации как понятие на уровне подзаконного акта. Более того, сегодня дистанционная форма образования наполнилась новым содержанием и нуждается в соответствующем нормативно-правовом обеспечении.
Для легализации других (помимо заочного) моделей дистанционного образования (к примеру, трансляционной), как разновидности установленных законом форм получения образования, необходимо разработать их полноценное нормативно-методическое обеспечение, включая требования к лицензированию и аттестации;
- дистанционное образование (обучение) — самостоятельная новая форма обучения, а не педагогические и (или) информационные технологии. Для придания этой системе обучения легального статуса необходимо дополнить, внести изменения в закон РФ «Об образовании».
Реализация концепции единой системы дистанционного образования, как новой перспективной формы обучения осуществляется и в БГПУ им. Акмуллы , где в 2010 г. открыт электронный доступ к комплексу соответствующих программных продуктов (электронный класс , личные странички , программы , книги , тесты и т. д. )
Вместе с тем существует и проблемы в этой сфере. Так статьей 10 Закона РФ «Об образовании» «Формы получения образования» определено, что эти образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в очной, очно-заочной (вечерней), заочной; вне его - в форме семейного образования, самообразования и экстерната . Законом допускается и сочетание этих форм[44, с. 178].
Такая конструкция нормы закона ввела в заблуждение ученых, занимающихся проблемами дистанционного образования, сделавших вывод о классификации образования по формам образования, перечисленным выше. Закон же установил принцип, способ получения образования, который реализуется через обучение.
На наш взгляд, в Законе речь идет именно об обучении как способе освоения образовательной программы. Этот дуализм понятия также должен быть устранен уточнением соответствующей статьи Закона «Об образовании»
Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. И хотя концепции системы обучения по традиционной и дистанционной формам получения образования могут сильно и принципиально отличаться (целями и задачами, организацией учебного процесса, содержанием и структуризацией образовательной программы, педагогическими, информационными технологиями и необходимыми для их реализации научно-педагогическими и материально-техническими ресурсами), все-таки существенную роль в них играет психолого-педагогический аспект.
Изучение ряда работ в области открытого и дистанционного образования позволяет, на наш взгляд, сделать следующие выводы.
Дистанционное образование можно определить как форму (принцип организации) получения образования в «институте открытого образования», а не как способ существования содержания полученного образования, и не как внешнее выражение содержания, которое при всех формах должно быть одно и соответствовать государственному стандарту.
Дистанционное образование — новая развивающаяся перспективная форма образования, в основном бесконтактная, в основе которой лежат принципы открытого образования, и базирующаяся на дистанционном обучении, целью которого является развитие личности, ее совершенствование, воспитание и адаптация в открытое постиндустриальное общество.
Дистанционное обучение — форма обучения, реализуемая как бесконтактная форма освоения образовательных программ, представляет собой систему педагогических, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), характерных для дистанционного образования, обеспечивающих оптимальное (эффективное) управление процессом интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, независимого к их расположению в пространстве и времени.
Из данного определения следует, что дистанционное образование отличается от традиционного не только формой взаимодействия преподавателя и обучающегося, но и дидактикой, организацией учебного процесса (формами организации обучения и самого обучения), а также и возможностями участников, т.е. содержанием.
Видовым отличием дистанционного образования является то, что эта «форма образования на расстоянии и без отрыва от основной деятельности учащегося [3]. Не менее важное отличие в содержании этой новой развивающейся формы заменяется в новой дидактике, формирующейся на дистанционных образовательных технологиях. Наиболее распространенной организационной формой системы открытого дистанционного образования вуза является трехуровневая структура:
— базовое образовательное учреждение, в котором создан центр дистанционного обучения;
— филиалы базового вуза (структурные подразделения, имеющие преподавательские кадры) или образовательные учреждения, состоящие в партнерских отношениях с базовым вузом;
— представительства (обособленные подразделения института, не имеющие собственных преподавателей и занимающиеся организационными вопросами).
Дистанционное образование это вид родового понятия открытого образования, а не образования как понятия индустриального общества XX века. Как философская категория «образование», безусловно, едино и объединяет все формы образования. Кроме того, наблюдается явление активного влияния новой формы на содержание традиционного образования: трансформацию в дистанционное, а по мере его развития — в открытое и, наконец, в образование с новым содержанием [60].
Характерной особенностью дистанционного обучения является возможность реализовывать образовательные программы вне зависимости от
места нахождения учащегося. Однако действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действия образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять полноценное обучение).
В практику организации учебного процесса прочно входят новые структурные единицы системы дистанционного образования: межрегиональные кафедры и виртуальные университеты. Учитывая особенности организации учебного процесса дистанционного образования, необходимо совершенствовать его организационные формы и развивать сеть образовательных учреждений, в том числе представительств и виртуальных университетов, осуществляющих подготовку специалистов как с использованием дистанционных технологий, так и полностью обучающих по дистанционной форме обучения. Эта сеть должна стать неотъемлемым элементом системы образования в Российской Федерации.
В настоящее время четко не сформулирована основная стратегическая идея государственной политики в области образования и поэтому неясно, в каком направлении развиваться дистанционному образованию, какая отводится ему роль в общей системе российского образования.
В настоящее время к нормативно-правовой базе дистанционного образования и дистанционного обучения относятся более 400 нормативных правовых актов: международных (конвенций, деклараций, соглашений) и отечественных (Конституция РФ, Законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, приказы, распоряжения, инструктивные письма, рекомендации, программы отраслевых министерств и ведомств) [61].
Анализ показал, что, несмотря на обилие нормативных актов, действующая правовая база системы дистанционного образования не систематизирована и не отвечает требованиям, необходимым для эффективного его.
Действующее российское законодательство не в полной мере способствует расширению использования информационных технологий в области образования и науки, не определяет полномочный правовой статус субъектов образовательной деятельности, создающих или использующих информационные образовательные технологии.
В настоящее время пока не разработана эффективная система психолого-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения, отсутствует контроль качества обучения, учебно-методического обеспечения подготовки кадров в системе открытого дистанционного образования, слабо изучены вопросы применения здоровьесберегающих технологий.
Недостаточная поддержка дистанционного образования государством в условиях глобализации образовательного рынка ослабляет позиции всего российского образования. Отсутствие государственного интереса к этой тематике не позволяет разработать и внедрить единый стандарт качества дистанционных образовательных продуктов и технологий.
Существующие лицензионные условия, аккредитационные требования, разработанные для традиционных форм получения образования, и процедуры оценки качества подготовки выпускников в отношении образовательных учреждений (организаций), использующихся при дистанционных технологиях обучения, без учета специфики дистанционного образования требуют изменений.
Необходимо осознать, что внедрение в повседневную деятельность вузов дистанционных образовательных технологий породит новые социально- экономические и информационно-технологические условия, проблемы, связанные с нормативно-правовым и методическим обеспечением дистанционного образования, что неизбежно приведет к трансформации учебных заведений, потребует оперативного решения вопросов управления этой системой.
В первую очередь, необходимо правовое регулирование изменение порядка организации труда преподавателей и работников вуза в системе дистанционного образования (формирование штатного расписания, нормирование и оплата труда сотрудников, участвующих в реализации образовательной программы в рамках дистанционного образования), а также дальнейшее развитие информационных коммуникаций в вузе. Международный опыт показывает, что для решения этой проблемы необходима серьезная финансовая помощь извне, в том числе частно-государственное партнерство. Российские вузы, в этом числе и БГПУ, развивающие дистанционные образовательные технологии, пока в значительной степени сами пытаются решать вопросы финансирования развития и поддержки информационных коммуникаций с помощью своих ограниченных ресурсов. К примеру за работу над проектом дистанционного образования назначаются премии , но такими локальными действиями невозможно обеспечить широкомасштабную работу и соответствующую оплату за труд . Исторически вузы, осуществляющие дистанционный образовательный процесс, действовали автономно и к настоящему времени создали достаточно эффективные системы дистанционного образования, значительно отличающиеся по используемым моделям, технологиям, формам организации и использования образовательных материалов. Это значительно затрудняет (а часто и делает невозможным) эффективный информационный обмен между ними. К тому же одной из наиболее острых проблем в развитии системы дистанционного образования является проблема авторского права, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, как разработчиков новых электронных, в том числе сетевых учебно-методических материалов, так и преподавателей, использующих их в учебном процессе. Так в БГПУ им. Акмуллы защита авторских прав осуществляется путем ограничения круга лиц к ресурсам, но это не решает проблему незаконного копирования . Мы предлагаем кроме создания локальной нормативно – правовой базы (что и делается в данное время) , разработать средство электронных водяных знаков , делающий невозможность копирования .
В рамках совершенствования нормативной правовой базы этого образования представляется целесообразным осуществить следующее:
- изучить концепцию трансформации вузов, осуществляющих дистанционное обучение, провести экспертизу их систем качества, в том числе содержания учебного процесса, программ, форм получения образования и ресурсное обеспечение с учетом специфики дистанционного обучения.
- на основе этих и ранее проведенных исследований, с учетом зарубежного опыта, уточнить глоссарий системы дистанционного образования, научно обосновать и легитимизировать понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение», разработать классификацию дистанционного образования как базы нормативного правового обеспечения системы открытого дистанционного образования;
- организовать широкое обсуждение собранного материала на форумах, конференциях, семинарах, различных образовательных порталах с участием органов управления образованием, научной и педагогической общественности, организаций, занимающихся вопросами общественно- профессиональной аккредитации, и работодателей.
- с использованием рекомендаций и обсуждений разработать предложения по внесению изменений и дополнений: а) в действующее законодательство об образовании (федеральные законы, ведомственные нормативные правовые акты, постановления Правительства, приказы); б) в нормативные требования к вузам, осуществляющим подготовку специалистов по разным формам получения образования (в зависимости от объема используемых дистанционных образовательных технологий и (или) модели дистанционного образования), при их лицензировании и аккредитации (нормы, индикаторы и критерии), к их ресурсному (материально-техническому, кадровому, учебно-методическому, технологическому, информационному и др.) обеспечению и сопровождению.
- в целях дальнейшего развития дистанционного образования целесообразно организовать эксперименты в форме научно-методических проектов (или НИР) по наиболее важным проблемам использования дистанционных образовательных технологий. Для разработки индикаторов, критериев и норм, регламентирующих порядок лицензирования и аккредитации образовательных учреждений на право реализации образовательных программ на базе дистанционного обучения, необходимо продолжить эксперимент по изучению деятельности ведущих в области открытого дистанционного образования учебных заведений по различным моделям дистанционного обучения. В ходе эксперимента необходимо выделить существенные отличия дистанционных моделей организации учебного процесса от традиционных, а также факторы, обусловливающие эти отличия и влияющие на трансформацию образовательной деятельности образовательных учреждений (организаций) и системы их качества. К примеру, разработка индикаторов и критериев материально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения реализации образовательных программ с использованием ДОТ для традиционных форм обучения; создание системы технологических стандартов на компоненты и технологии учебного процесса, интегрированной с международными системами технологических стандартов; разработка модели дистанционного образования и нормативно-правового обеспечения для ее реализации в области дополнительного профессионального образования;
- разработать систему обучения и контроля качества подготовки специалистов, привлекаемых для аккредитации образовательных программ, осваиваемых при помощи дистанционного обучения, и оценки систем качества вузов, реализующих эти программы.
Таким образом, разработка законопроектов и нормативных актов потребует широкого обсуждения и экспертизы с участием академической общественности вузов, представляющих качественно различные образовательные модели и технологии, а сами нормативные акты должны содержать процедуры классификации технологий конкретных вузов, предваряющей собственно проверку на соответствие нормам. Поэтому крайне важно обеспечить обсуждение и оглашение результатов эксперимента и разработанных на их базе проектов нормативных актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих дистанционное обучение.
Глава 3. Опытно – экспериментальная часть
... для самопроверки: 1. Сущность блочно-модульного принципа построения содержания академика С. Я. Батышева. 2. Виды и содержание блоков. 3. Сущность бизнес-блока. 4. Специальный блок, специальная и контекстная подготовка преподавателя профессионального обучения.4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования Внедрение и бурное развитие системы "Интернет" ...
... должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при анализе материалов уголовного дела. Глава III. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) Проблема преступности несовершеннолетних определенным образом связана с проблемой их психического здоровья. Психический дизонтогенез ...
... характеристикой. Министерство образования Российской Федерации Регистрационный № 06-0613-ВР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯк минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0613 Государственное и муниципальное управление (базовый уровень среднего профессионального образования) Квалификация - ...
... Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988. Ковалева Олеся Ивановна Ставропольский государственный университет, г.Ставрополь КООНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Коонтогенез личности - взаимосогласованное развитие системы человеческого организма с окружающим его миром в опосредованно общей структуре связей при сохранении ...
0 комментариев