1.1 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
Известно, что Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности 1995 года (ниже ОРД) в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности в интересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно [2, c. 43].
В данной статье указывается, что для успешного выполнения тактических целей целесообразно учитывать не только личные качества субъекта оперативно-розыскной деятельности, но необходимо руководствоваться и морально-этическими нормами взаимоотношений между этим субъектом и лицами, вовлекаемыми в его сферу деятельности. Кроме этого, требуются серьезные знания о криминальной ситуации в стране в целом, о региональной криминальной ситуации, включающей в себя сведения обо всех факторах, влияющих на успешность борьбы с преступностью [3, c. 54].
Оперативно-розыскная тактика — это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по осуществлению совокупности действий, операций, производимых субъектами оперативно-розыскной деятельности, учитывающих особенности складывающейся криминальной ситуации, основанных на требованиях Федерального закона об ОРД и на нормах Морально-этического кодекса оперативного работника и направленных на решение задач, стоящих перед оперативным сотрудником на данном этапе [1, c. 56].
Все действия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона об ОРД и соответствовать положениям морально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами, содержателями явочных квартир. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника.
Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскной деятельности являются законность, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Эти принципы имеют прямое отношение к оперативно-розыскной тактике, они нашли свое отражение в Федеральном Законе об ОРД 1995 года [2, c. 30].
Поэтому одно из непременных условий оперативно-розыскной тактики производство всех действий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшего соблюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовыми принципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесно увязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств достижения цели).
Под конспирацией понимают комплекс методов, используемых субъектом оперативно-розыскной деятельности для сохранения в тайне определенных аспектов своей работы. В Федеральном Законе об ОРД не только закреплена система гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, но и предусмотрены положения, не подлежащие разглашению.
К ним относятся [2, c. 49]:
1) сведения об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12 Федерального Закона об ОРД),
2) сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе (ст. 18 указанного Закона).
Эти и другие положения позволяют определить оптимальный уровень, пределы негласности в оперативно-розыскной деятельности.
Представляется, что без такого сочетания общеправовых и специальных принципов разработка оперативно-тактических рекомендаций потеряла бы свой смысл, поскольку затруднительно выполнять возложенные на оперативные подразделения задачи, используя лишь гласные методы работы.
Значение оперативно-розыскной тактики состоит в том, что ее рекомендации способствуют решению стратегических задач борьбы с преступностью, и в первую очередь — с организованной. Существует ряд объективных факторов, предопределяющих необходимость существования оперативно-розыскной тактики и указанных в Федеральном Законе об ОРД..
К ним, в частности, можно отнести следующие [5, c. 34]:
· наличие достаточно развитой криминальной и преступной среды, проникновение в которую осложняется в силу специфичности взаимоотношений между лицами, входящими в них;
· стремление лидеров преступного мира к насаждению норм поведения и отношений, которые возбуждают и поддерживают чувство страха у причастных к преступлениям и осведомленных о них лиц, толкают их на сокрытие истины;
· обеспечение конфиденциальности сведений, полученных о личной жизни граждан, случайно вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности;
· исключение фактов опубликования сведений об участии лица в преступной деятельности до вступления приговора суда в законную силу и т.п.
Иными словами, использование оперативно-розыскной тактики обусловлено не только существованием преступной среды и специальных средств противодействия ее развитию, но и морально-этическими нормами поведения сотрудников оперативных аппаратов.
Также в Федеральном Законе об ОРД выделены задачи оперативно-розыскной тактики [2, c. 32]:
· изучение практики организации преступных групп. В частности, как и кем, подыскиваются члены этого формирования, как распределяются между ними роли, функции, как оформляется членство в группах (устное или письменное закрепление в форме клятвы, договора), как организуется единая психологическая установка членов сообщества на совершение преступления;
· получение сведений о том, как финансируется преступная труппа;
· определение способов разработки общей стратегии и тактики деятельности как одной отдельно взятой организованной преступной группы, так и совокупности подобных групп на определенной территории или в криминальной отрасли (распространение наркотиков, оружия, проституции и т.п.);
· изучение практики отдачи указаний о совершении преступлений и форм отчета исполнителей. Как правило, лидер, организатор преступной деятельности в группе, имеющей трехзвенную систему, лично не отдает указаний. Эту функцию выполняет так называемый " изолирующий слой ", состоящий из лично преданных лидеру членов группы, не участвующих в непосредственных преступных акциях;
· изучение способов дальнейшего пополнения организованной преступной группы новыми членами. Это могут быть мероприятия в уголовной среде, в спортивных секциях, в расформируемых войсковых частях, в молодежной среде. Как известно, представители именно этих категорий в основном пополняют число " боевиков ". Кроме того, лидеры преступной деятельности нередко организуют целые школы " боевиков ", легендируют их существование под военно-патриотические, спортивные центры и обучают профессиональной преступной деятельности;
· определение того, какова схема воспроизводства преступной деятельности. В частности, отыскание форм и способов легализации преступных доходов. Лишение организованной преступности финансовой поддержки — одна из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами в целом.
Решение перечисленного комплекса задач позволит активизировать борьбу с лидерами (организаторами) преступной деятельности в регионе. Эти задачи ранее перед оперативными подразделениями также ставились и касались изучения деятельности какой-либо одной конкретной группы, что явилось одной из причин явного провала в изобличении лидеров (организаторов) преступной деятельности.
Уже на современном этапе борьбы с преступностью сотрудники правоохранительных органов, использовавшие негласные методы, выступают в судебных заседаниях в качестве свидетелей и в соответствии со ст. 12 Федерального Закона об ОРД подробно информируют о своей деятельности, не раскрывая конкретные источники получения информации и другие сведения, в частности [6, c. 23]:
1) силы, средства, методы и планы, используемые при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий;
2) организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий;
3) данные о финансировании оперативно-розыскной деятельности;
4) методы и средства защиты секретной информации.
Также в Федеральном Законе об ОРД указывается список оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.
Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся [2, c. 43]:
· опрос граждан;
· наведение справок;
· изъятие образцов для сравнительного исследования;
· проверочная закупка;
· исследование предметов и документов;
· наблюдение;
· отождествление личности;
· обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
· прослушивание телефонных переговоров;
· съем информации с технических каналов связи;
· оперативное внедрение;
· контролируемая поставка;
· оперативный эксперимент.
Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.
Эти мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации [1, c. 45]:
1) о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;
2) о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;
3) о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);
4) о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
5) о без вести пропавших гражданах.
К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.
Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.
Принятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным.
Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД обстоятельства [5, c. 87]:
· наличие возбужденного уголовного дела;
· сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
· данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
· информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
· данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с п. З ст.7 Федерального Закона об ОРД являются указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве. Однако, по мнению ряда ученых, это положение Федерального Закона об ОРД противоречит требованиям Уголовно-процессуального закона, согласно которому прокурор наделен правом дать указание следователю любого ведомства (МВД, ФСБ, органа налоговой полиции и т.п.) по находящемуся в его производстве уголовному делу, в том числе и о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому предлагаем привести в соответствие с уголовно-процессуальным законом положения " Закона об оперативно-розыскной деятельности " в части, касающейся полномочий прокурора о даче обязательных для исполнения указаний о производстве оперативно-розыскных мероприятий [1, c. 54].
Указания прокурора или решения суда не должны касаться места времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их осуществлении. Все эти вопросы руководитель оперативного подразделения, на чье имя поступило указание прокурора или решение суда, решает самостоятельно.
По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:
· Закон Российской Федерации " О федеральных органах государственной безопасности'';
· Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ";
· Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";
· Закон Российской Федерации " О государственной границе Российской Федерации '';
· Закон Российской Федерации " О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц ";
· Закон Российской Федерации " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации ";
· Закон Российской Федерации " О Федеральных органах налоговой полиции ".
силия, воспитывать их и т. д. 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, ...
... дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Глава 2. Розыскная версия Информация, служащая основой для розыскной деятельности следователя, по своей природе неоднородна. Во-первых, она возникает как изменение среды по воздействием расследуемого преступления. По своему содержанию эта информация о возможном местонахождении объекта розыска, содержащаяся в нем самом или иных « ...
... , постановка косвенных вопросов, использование “слабых мест” допрашиваемого, неожиданное предоставление обличающих доказательств, повторный допрос и др[4]. 1.2 Психология в оперативно-розыскной деятельности В Федеральном законе “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются: выявление, предупреждение, пресечение и ...
... и психологических особенностях, о том, что все эти свойства и особенности могли сформироваться в определенной криминогенной среде, где его и следует искать. Для практики оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью исключительно важен криминологический подход к изучению преступного поведения как процесса, развивающегося в пространстве и времени и включающего не ...
0 комментариев