2. Причины агрессивного поведения на разных стадиях подросткового возраста
Агрессивность следует понимать как "свойственную личности черту характера, особенность нрава субъекта, обусловленную биологически-конституциональными особенностями и имеющую во многом важное эволюционное значение для выживания вида". Агрессия "базируется на агрессивности и направлена на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира". Враждебность, в отличие от агрессии и гнева, как поведенческого и эмоционального феномена, имеет в основе когнитивный компонент и представляет собой "длительное и устойчивое негативное отношение или систему оценок, применяемую к окружающим людям, предметам и явлениям" (С.Н. Ениколопов). Детская агрессивность — это "биопсихосоциальный феномен, который в зависимости от уровня возрастного психического развития проявляется определенным стереотипом реакций или устойчивого поведения с совершением детьми и подростками осознанных и произвольных насильственных действий, причиняющих вред или ущерб окружающим, живым существам или предметам, включенным в конфликтные взаимоотношения ребенка с окружающим его миром". Выделяется девиантная, делинквентная и криминальная формы агрессивного поведения подростков (5, 221-222).
Проявления агрессии у подростков крайне разнообразны — от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессии — вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек (P.M. Масагутов) (10, 19). В зарубежных исследованиях широко пользуются терминами косвенной и открытой агрессии провели разграничение между реактивной ("импульсивной-враждебной-аффективной") и проактивной ("контролируемой-инструментальной-хищнической") агрессией подростков. В то же время идея разделять эти виды агрессивного поведения не нова. Так, реактивная агрессия близка к понятию "импульсивной", а проактивная — к "преднамеренной" агрессии. Реактивная агрессия у подростков обычно провоцируется окружающими и часто коррелирует с низким статусом среди сверстников и виктимизацией с их стороны. Проактивная агрессия — попытка доступа к ресурсам (объекту, привилегиям, территории). Она связана с деструктивным поведением, но положительно коррелирует с лидерством и наличием чувства юмора. В то же время у некоторых детей могут встречаться оба типа агрессии. Проактивная агрессия у мальчиков предсказывает в будущем делинквентность, употребление психоактивных веществ, оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения. Реактивная агрессия также представляет определенный риск для негативных последствий, поскольку ассоциируется с изоляцией, отвержением сверстниками, импульсивной природой и коморбидностью с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Вполне вероятно, что проактивная и реактивная агрессия могут представлять различные пути формирования антисоциального поведения. В целом выделение различных форм агрессии у подростков оправдано не только клиническими особенностями, но и их взаимосвязанностью с определенными психическими нарушениями, а также их прогностической значимостью (11,81-83).
Известно, что наиболее яркое проявление открытой физической агрессии у подростков — участие в драках. С возрастом частота участия в актах физической агрессии уменьшалась. Агрессивные фантазии, жестокие игры и увлечения, уродование кукол, встречающиеся в детском возрасте, могут служить проявлением патологических влечений с частичной или символической реализацией (И.Г. Морозова) (1, 202). Весьма специфично для подросткового возраста такая форма агрессии, как жестокое отношение к животным. Некоторые авторы отрицают существование значимой связи между зоосадизмом и антисоциальным поведением. Одна из наиболее распространенных форм подростковой агрессии — аутоагрессия.
Лонгитюдные исследования показали возрастную последовательность возникновения у детей "оппозиционно-вызывающего поведения", а позднее "расстройства поведения". К 11 годам нарастает склонность к насилию, а к 13 годам учащаются эпизоды воровства и побегов из дома. Сочетание оппозиционно-вызывающего расстройства с систематической физической агрессией надежно предсказывает формирование расстройства. Почти половина молодых делинквентов воздержатся от криминальной активности после 18 лет. Именно поэтому многие исследователи предпринимают попытки выделить специфические подтипы агрессивного поведения или клинически значимые подгруппы агрессивных детей. Такие классификации базируются на коморбидности агрессии с другой дисфункцией, учитывают возраст начала поведенческих нарушений, а также связаны с функциональными, биологическими, интрапсихическими или личностными критериями.
Так, подростки с ранним началом нарушений в поведении (до 12 лет) имели более высокие уровни почти всех типов делинквентного поведения в течение подросткового возраста, чем подростки с более поздним началом. Подростки с началом делинквентного поведения до 12 лет с большей вероятностью совершали тяжкие правонарушения в течение последующих трех лет после первых деликтов. Данный факт позволил выдвинуть гипотезу о наличии как минимум двух различных путей формирования делинквентного поведения. Рано возникшее делинквентное поведение в большей степени обусловлено генетическим влиянием. Значимость каждой из множественных причин антисоциального поведения можно варьировать.
В 11 лет несколько учащались проявления физической агрессии у девочек. Проявления вербальной агрессии с возрастом также учащались, как у мальчиков, так и у девочек. Косвенная агрессия у мальчиков наблюдалась в основном в виде порчи игрушек и предметов. У девочек такое поведение встречалось в два-три раза реже, чем у мальчиков. Реже у мальчиков наблюдались игры с агрессивным содержанием сюжета. В целом у мальчиков отмечена тенденция к преобладанию косвенной агрессии, проявления которой с возрастом становились значительно реже (10, 30-31).
Некоторые подростки совершали агрессивные действия противоправного характера. Из аутоагрессивных форм наиболее часто встречаются суицидальные намерения (частые мысли и преставления о собственной смерти, нереализуемое желание покончить с собой).
Одной из наиболее часто встречающихся форм подростковой агрессии оказалась косвенная агрессия. Так, частые эпизоды смещенной агрессии ("срывали зло, плохое настроение на посторонних людях, членах семьи, домашних животных, неодушевленных предметах"), также наблюдались случаи увлечения "условно агрессивного" характера (предпочтение фильмов, компьютерных игр, содержащих сцены насилия, жестокости, увлечение боевыми единоборствами и пр.). Подростки часто употребляют ненормативную лексику и используют вербальную агрессию (крик, оскорбления) как стереотип поведения в конфликтных ситуациях. В отличие от смещенной, вербальной агрессии и агрессивных хобби, широкое распространение получили случаи вандализма, агрессивных фантазий и представлений выглядело более тревожным симптомом, характеризующим современную популяцию подростков (17, 17-18).
Тревожит высокая распространенность враждебности, агрессивного отношения к окружающим людям у современной молодежи. Наиболее часто встречающиеся формы агрессии у подростков 12—17 лет в общей популяции — агрессивная предиспозиция личности и эпизодическая физическая агрессия. Также широко распространены смещенная и вербальная формы агрессии, вандализм и агрессивные увлечения. Реже наблюдаются аутоагрессия, делинквентная и групповая агрессия.
В целом агрессивное поведение более типично для подростков мужского пола, за исключением суицидальных тенденций и смещенной агрессии. Среди девочек систематическая физическая агрессия наблюдается меньше и имеет тенденцию к уменьшению с возрастом. Эпизодическая физическая агрессия, напротив, с возрастом становится чаще в 12— 15 лет и в 16— 17 лет. Примерно такая же динамика физической агрессии (рост эпизодической и снижение систематической физической агрессии) характеризовала процесс взросления мальчиков. При этом систематическая физическая агрессия у мальчиков наблюдалась почти в три раза чаще, а эпизодическая физическая агрессия — в два раза чаще, чем у девочек (16, 15).
В настоящее время распространены различные формы агрессии подростков значительное преобладают косвенные либо негрубые формы выражения агрессии. Подростки чаще имели агрессивные хобби и установки, а также проявления вандализма, смещенной аффективной и вербальной агрессии. Перечисленные формы поведения, несмотря на широкую распространенность, не имели антисоциальной направленности, серьезных негативных последствий для окружающих и не нарушали успешного социального функционирования детей и подростков.
В отличие от этих форм частое участие в драках, совершение насильственных правонарушений, зоосадизм и аутоагрессия, свидетельствуют о расстройстве поведения патологической либо микросоциальной обусловленности. Такие формы агрессии наблюдаются значительно реже.
Основные тендерные различия заключались в значительном преобладании практически всех форм агрессии среди мальчиков. Исключение составили враждебное и оппозиционное поведение, а также аутоагрессия и смещенная агрессия (12—17 лет), чаще наблюдавшиеся среди девочек.
В научной литературе существуют данные относительно возрастной динамики различных форм агрессии в детском и подростковом периодах. Так, X. Хекхаузен сообщает, что с возрастом во всех культурах происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм, таких как оскорбление или борьба. У девочек имеются три основных возрастных "пика" агрессии — в 12—15 лет. Относительно низкий уровень агрессивности наблюдался в 11 лет. Начиная с 12 лет заметно возрастала частота проявлений косвенной, вербальной и аутоагрессии. Физическая агрессия, напротив, становилась реже к 16 годам (24, 370-373).
У мальчиков в общих генденциях возрастной динамики основных форм агрессии в целом наблюдалась схожая картина. Кроме того, ауго- и вербальная агрессия у девочек к пубертатному возрасту значительно возрастали, в отличие от физической агрессии. У мальчиков, напротив, физическая агрессия наблюдалась примерно с одинаковой частотой с вербальной и аутоагрессией. Указанные различия согласуются с литературными данными о том, что девочки-подростки чаще выражают агрессию в виде сплетен или ссор (вербальная агрессия), а также значительно чаще совершают суицидальные попытки.
При сравнении мальчиков с агрессивным поведением, впервые возникшим до 10 лет и значительно позже, в 12—17 лет, результаты выявили значительную неоднородность клинико-психопатологических и ряда социально-психологических параметров выделенных групп. Так, мальчики с рано возникшим расстройством поведения достоверно чаще воспитывались в неблагополучных семьях — малообеспеченных; с отягощенной наследственностью алкоголизмом и суицидами у близких родственников; родительскими конфликтами между собой, пренебрежением и/или серьезным насилием по отношению к детям. Проявления физической агрессии у таких подростков характеризовались немотивированной жестокостью, длительностью, частотой, широким ареалом проявления, садистическими компонентами. Также наблюдались патологические симптомы агрессии — нарушение сознания в момент драки, импульсивность, немотивированность, неадекватная эмоциональная реакция. Групповая агрессия таких подростков была более частой, принимая форму вымогательства, избиения других подростков и даже издевательств над пожилыми или беспомощными (БОМЖи, лица в алкогольном опьянении, дети) людьми. Мальчики данной группы, помимо систематической физической агрессии и насильственных правонарушений, значительно чаще проявляли и другие формы агрессии, такие как вандализм, зоосадизм, смещенную и вербальную агрессию, аутоагрессию, агрессивно-садистическое фантазирование. У мальчиков чаще наблюдалось систематическое употребление наркотических веществ и алкоголя. Они значительно чаще имели признаки психических отклонений в виде дисфорических, дистимических, астено-депрессивных состояний, нарушения сна и аппетита. У них наблюдались признаки резидуально-органического поражения ЦНС. Во второй группе драки отмечались реже, чаще под влиянием сверстников, в группах с большим количеством участников. Мальчики этой группы достоверно чаще отмечали нерешительность как черту своего характера и положительную реакцию матери (похвалу) за "умение дать сдачи". Достоверно чаще их драки мотивировались потребностью самоутверждения.
Наиболее важными факторами, способствующими трансформации детской агрессии в агрессивно-делинквентное поведение в подростковом и юношеском возрасте, оказались коморбидная психическая патология в эмоционально-волевой сфере, преимущественно резидуально-органического генеза, и употребление психоактивных веществ. Агрессивное поведение, наблюдаемое с детского возраста, достоверно чаще характеризовалось патологическими признаками (жестокость, импульсивность, эмоциональная неадекватность, нарушение сознания); возникало на патологической почве (резидуально-органическое поражение головного мозга с дисфорическими, астено-депрессивными и неврозопо-добными реакциями); сочеталось с другими формами агрессии и антисоциального поведения. Полученные результаты не только подтверждали опубликованные данные о корреляции рано возникшего агрессивного поведения с нейропсихологическим дефицитом, но и показали тесную связь детской агрессии с признаками серьезной психической патологии, прежде всего в эмоционально-волевой сфере.
Проявления девиантной агрессии у мальчиков-подростков с возрастом становились более редкими. Причинами такого снижения могли быть как повышение адаптационных возможностей, так и непопулярность агрессивных действий среди сверстников в старшем подростковом возрасте. Проявления физической агрессии, особенно возникающие в ответ на насмешки или обидные клички ("реактивная" агрессия), у старшеклассников начинают ассоциироваться с отсутствием чувства юмора и некоммуникабельностью, что вызывает изоляцию и отвержение таких подростков. Таким образом, девиантная агрессия, проявляющаяся преимущественно в инициировании драк, повышенной физической агрессивности, с возрастом становится непопулярной в глазах ровесников (11, 73).
Напротив, проявления делинквентной агрессии (совершение незначительных правонарушений насильственного характера) с возрастом становились чаще.
Увеличение проявлений делинквентной агрессии среди подростков старшего возраста может объясняться следующими факторами. Во-первых, делинквентное агрессивное поведение, имея антисоциальную направленность, создает ореол "взрослости", смелости, неконформности. Это может восприниматься определенной частью ровесников вполне благосклонно, что увеличивает вероятность имитации подобных образцов поведения другими. Во-вторых, к 14—15 годам значительно возрастает роль специфических подростковых реакций эмансипации и группирования, способствующих антисоциальным поступкам. При неблагоприятных обстоятельствах, затрудняющих естественный ход социализации подростка, временный всплеск его делинквентности может быть попыткой активного воздействия на окружающих. Кроме того, делинквентная агрессия, имея преимущественно "инструментальный" характер, способна служить также способом удовлетворения возросших материальных потребностей подростка. Во всех этих случаях можно говорить о делинквентности, "ограниченной подростковым возрастом", имеющей временный характер и благоприятный прогноз о том, что после 10 лет агрессивный синдром уменьшается, а делинквентные проявления учащаются до 17 лет.
У девочек наблюдается сходная тенденция возрастной динамики девиантной и делинквентной агрессии. Однако распространенность делинквентной агрессии у мальчиков в 2,2 раза превышала аналогичный показатель у девочек этого возраста (10, c. 45-47).
Таким образом, наиболее важный, "переломный" момент пубертатного криза, который сопровождается резким "всплеском" делинквентной агрессии, приходится на 14—15 лет. Вместе с тем с этого возраста у подростков обоего пола проявления изолированной физической агрессии в виде участия в драках становятся все реже.
... Постановка проблемы и организация её исследования Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната. Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте. Объектом исследования - дети подросткового возраста из школы - интерната (5 человек) ...
... позволяет выявить корреляционные отношения между переменными и оценить зависимость одной переменной от другой. Результаты изучение взаимосвязи социально-психологического статуса подростка в группе и агрессивности поведения представлены в таблице 1 (приложение 3). Анализ обнаруженных корреляционных связей позволил выявить определенные особенности влияния социально психологического статуса ...
... сопровождается неуверенностью в себе, высокой тревожностью и неадекватной самооценкой. Проведенный нами констатирующий эксперимент, позволил нам увидеть необходимость проведения социально-психологического тренинга ассертивности в работе с подростками. Формирующая часть нашего исследования показала эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие у подростков ...
... трех этапов: - констатирующий; - формирующий; - контрольный. Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить возможность использования игровых упражнений с целью коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Сроки проведения констатирующего этапа исследования - 18.02.2008 по 29.02.2008г. Цель: выявить уровень агрессивного поведения у младших ...
0 комментариев