2. Правовая социализация и правопослушное поведение
Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психологической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Такое выделение типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации. И.С. Кон отмечает, что личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.[1]
Социальная роль не сводится только к правовому статусу индивида, его служебному положению и т.д., хотя эти категории – существенная характеристика социальной роли индивида. В формировании роли участвуют не только требования формальной структуры общества (в том числе и права), но также требование и ожидание соответствующего поведения со стороны неформальных структурных элементов (групп, обществ и т.д.). Социальная группа, как правило, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.
Психологами установлено, что влиянию группы (конформности) в большей или меньшей мере подвластны все люди. Конформность – явление социально-психологического характера – постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий и от возраста.[2]
Конформизм – понятие неоднородное. Очень часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, А. М. Яковлев выделял следующие ситуации:
· человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием;
· не одобряет, но подчиняется;
· не одобряет и не подчиняется;
· согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им.[3]
Если личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм, когда она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка – то это подчиняющий конформизм. Сознательный конформизм характеризует моральную зрелость личности, ее способность критически оценить нормы права и в случае их несовершенства добиться их улучшения законным путем. Подчиняющийся конформизм таит в себе возможность сближения с поведением противоправного типа, так как лицо, используя «благоприятную» ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели.
Овладение способами поведения, соответствующими нормами права, является правовой социализацией личности. Правовая социализация – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом.
По социальной направленности группы социальной психологией разделяются на социальные и антисоциальные. Следует отметить, что возможны случаи деградации нормальной социальной группы, например, алкоголик – отец разрушает семью, в рамках производственного коллектива консолидируются расхитители имущества. Между социальной и антисоциальной группами существует взаимосвязь. Установлено, что дефекты в отношениях внутри социальной группы часто влияют на возникновение антисоциальной группы. Большое значение для любого человека, а для несовершеннолетнего, имеет ближайшая социальная группа, так как реакция со стороны окружающих является источником поведения индивида.
В повседневной жизни случается, что участник обычной нормальной социальной группы избирает в качестве своей референтной группы группу правонарушителей. Определив эталон поведения такого лица, удается объяснить те случаи, когда его поведение расходятся с нормами его социальной группы. Влияние отрицательных групп на поведение отдельного индивида бывает сильнее влияния нормальной социальной группы. Жажда товарищества, внимания, взаимного обмена эмоциональными настроениями иногда эффективнее удовлетворяется в антисоциальной группе, тем самым, определяя дальнейшее поведение членов. Разобраться, что повлияло на совершение правонарушения конкретным лицом, помогает и знакомство с психологической структурой группы, которая, безусловно, представляет собой сеть взаимосвязей и взаимозависимостей членов этой группы.[4]
Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.
Психологическая структура группы служит мощным катализатором индивидуального поведения, например, группировки рецидивистов, где все связи и взаимоотношения подчинены аморальным преступным целям. Нормативными считаются отношения, когда рядовой участник обязан выполнить любой преступный приказ главаря.
По мере развития личности меняются жизненные условия, происходит смена требований. Для подавляющего большинства людей эти новые социальные требования служат стимулом для дальнейшего совершенствования, достижения равновесия со средой на новом, более высоком уровне. В жизни часто бывает так, что это не всем под силу: наиболее часто отрицательная реакция на изменившиеся социальные условия наблюдается у подростков. Возникшее несоответствие требованиям школы, трудового коллектива подросток пытается компенсировать самоутверждением случайно организовавшихся в группу подростков, таких же, как он сам. Нормы поведения, бытующие в таких «уличных» группах подростков, значительно отличаются в худшую сторону от прививаемых норм поведения семьей и школой. Чаще всего именно члены этих группировок совершают такие преступления, как кража, грабеж, хулиганство.
Правовая социализация личности – это не только формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости. Для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен усвоить основные нормы поведения в данном обществе, а в дальнейшем правовые представления, знания и оценки могут быть сформулированы лишь на этой основе.
Законопослушное поведение – это поведение, приспособленное к условиям жизнедеятельности конкретной социальной общности. Для устойчивого законопослушного поведения необходима стереотипная готовность действовать в определенных обстоятельствах правомерным образом. Человеческое поведение формируется не правом, а социальными устоями данного общества. Если же среда не создает достаточных предпосылок для реализации тех или иных норм права, то они остаются малоэффективными.
Социальные нормы являются важнейшими средствами социального на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности. Специфика такого действия социальных норм и должна быть выявлена в психологическом анализе содержания и структуры внутреннего мира личности и поведения человека в ситуациях, на которые распространяется действие тех или иных социальных норм.
Законопослушное или законоисполнительное поведение является, безусловно, результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что в свою очередь определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др. Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону – это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона. При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном правосознании. У человека формируется механизм социального саморегулирования, то есть привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.
... с докладами и сообщениями представители всех республик и регионов Советского Союза. В этих докладах широко обсуждались проблемы методологии и структуры судебной психологии, задачи ее отдельных отраслей (криминальная психология, психология потерпевшего, психология предварительного следствия и др.), а также предполагаемая структура вузовского курса этой дисциплины и методика ее преподавания. ...
... разделе рассказывается о закономерностях правопослушного поведения, правовом сознании и интуиции личности, их роли в формировании иммунитета личности к криминогенной ситуации. Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, ...
... допустимые приемы воздействия на обвиняемого невозможно перечислить*. Важно только отметить, что следователь не должен прибегать к запугиванию, унижению человеческого достоинства, необоснованным обещаниям и т. д. Задача юридической психологии как науки заключается в подведении теоретической базы к творческим находкам следователей. 71. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА НА ОЧНОЙ СТАВКЕ. , Очная ставка – ...
... определенные требования. Прежде всего, эти вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированными, поставленными в логической последовательности. 1. Судебно-психологическая экспертиза по вопросу соответствия возраста психического развития хронологически достигнутому. Вопрос о соответствии возраста психического развития хронологически достигнутому возрасту возникает при ...
0 комментариев