1.1 Правовой статус иностранных лиц в российском гражданском процессе
В настоящее время Конституция Российской Федерации (ст.46) гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод и предусматривает, что «решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Эти конституционные положения распространяются как на граждан России, так и на иностранных граждан.
Это относится и к защите прав организаций, несмотря на то, что ст.46 конституции РФ прямо указывает на судебную защиту только прав человека. Равное право организаций с равным правом граждан на судебную защиту основывается на положениях ст. 8 Конституции РФ, согласно которым в России признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности, т.е. судебная защита права собственности, гарантируется как гражданину, так и организации. Свидетельством тому является судебная практика. Так, например, Президиум Верховного Суда РФ от 9 ноября 1994 года при рассмотрении материалов дела о защите интеллектуальной собственности иностранной компании, оспаривающей решение апелляционной палаты Комитета РФ по патентам и товарным знакам по поводу регистрации товарных знаков, основываясь на ст.8 и 46 Конституции РФ, признал право компании на судебную защиту, отменил ранее вынесенные судебные постановления, которыми ей было отказано в принятии заявления по мотивам неподведомственности суду, и направил дело на новое рассмотрение в суд.[1]
Правило о гражданской процессуальной правоспособности иностранных лиц закреплено в действующем ГПК РФ (ст.399). Содержание правила гласит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные организации и международные организации имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов и пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с гражданами и организациями Российской Федерации. Таким правом обладают как постоянно проживающие иностранные граждане, так и временно пребывающие, т.е. находящиеся по служебным, торговым, общественным, частным делам, на учебе, в качестве туристов и с другими целями. Следовательно, предоставления иностранным гражданам национального режима в области гражданского судопроизводства наше законодательство не связывает с проживанием их в России.
ГПК РФ не содержит каких-либо ограничений или условий, выполнение которых необходимо для обращения в суд. Между тем законодательство некоторых государств предусматривает внесение залога в обеспечении судебных расходов. Например, законодательство Аргентины обязывает вносить залог лиц, не проживающих в данной стране не имеющих в ней имущества.[2]
Вопрос об освобождении иностранных лиц от внесения залога в обеспечении судебных расходов регулируется договорами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, многосторонней Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года. Так ст. 17 Конвенции устанавливает, что от граждан одного из договаривающихся государств, живущих в одном из этих государств и выступающих в судах другого государства в качестве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране.
Россия является участницей Гаагской Конвенции по вопросам гражданского процесса с 1967 года.
В зависимости от вида гражданского судопроизводства процессуальными средствами защиты прав и законных интересов иностранных граждан являются иск, заявление.
Реализовать право на судебную защиту может только лицо, обладающее гражданской процессуальной дееспособностью. ГПК РФ 2002 года, в отличие от ГПК РСФСР 1964 года, содержит нормы, касающиеся процессуальной дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, ст. 399 ГПК РФ устанавливает, что:
o Гражданская процессуальная дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется по их личному закону;
o Личным законом гражданина является право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если гражданин наряду с российским гражданством имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства;
o В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право;
o Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства;
o Лицо не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.
Включение в Гражданский процессуальный кодекс РФ специальной статьи, посвященной гражданской процессуальной дееспособности, служит реальной гарантией осуществления права иностранный граждан и лиц без гражданства на судебную защиту в Российской Федерации.
Имеет эта статья и практическую значимость, поскольку договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам тоже не регулируют вопросы гражданской процессуальной дееспособности. Они включают только норму о гражданской дееспособности, которая определяется по закону страны, гражданином которой является это лицо.[3]
Аналогичное правило определения гражданской дееспособности лица и в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Согласно ст. 400 ГПК РФ личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность.
Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом.
Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.
Принцип соблюдения основных прав и свобод человека является одним из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним каждое государство обязано обеспечить всем лицам основные права и свободы. Указанный принцип международного права получил свою конкретизацию в ряде международных актов, таких, как:
· Всеобщая декларация прав человека;
· Пакт о гражданских и политических правах;
В частности, Всеобщая декларация прав человека закрепляет следующее правило: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (ст.8).[4]
Обязательства же государств, участвующих в Международном пакте о гражданских и политических правах, носят следующий характер:
1. Обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
2. Развивать возможности судебной защиты.
Конституция Российской Федерации по сравнению с указанными актами более расширила сферу судебной защиты, закрепив в ст.46 такие положения:
«Каждому гарантируется защита его прав и свобод.
Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».
Положения Конституции в равной мере относятся как к российским гражданам и организациям, так и к иностранным.
Итак, регламентирование правового статуса иностранных лиц относится к национальной компетенции конкретного государства, что обусловлено общепризнанным в международном праве принципом государственного суверенитета. В России принципами правового статуса иностранных лиц являются:
· Принцип национального режима;
· Принцип равенства перед законом;
· Принцип единства прав и свобод, их гарантированность.
Они закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года.
Итак, право на судебную защиту субъективных прав и законных интересов иностранных граждан является составной частью их общего правового статуса. От, того насколько эффективно это право реализуется на практике, зависит демократизм нашего государства, развитие международных отношений.
... (ст. 1122). Учитывая важность этой категории дел, Президиум Высшего Хозяйственного Суда утвердил Методические рекомендации по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров с участием иностранных лиц. В названном документе высказаны рекомендации для хозяйственных судов Республики Беларусь по важным для судебной практики вопросам, каким образом должна производиться оценка подсудности спора с ...
... суда, позволяет взыскателю возбудить исполнительное производство по общим правилам. Таким образом, исполнение решения третейского суда происходит либо на добровольной основе, либо в процессе исполнительного производства по общим правилам. Вопрос №2. Подсудность дел с участием иностранных лиц Термин "международная подсудность" несколько отличен от принятого толкования понятия подсудности в ...
... ответственности". 12. В раздел XVIII части пятой УПК РФ необходимо включить новую главу "Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в Российской Федерации", которая будет содержать нормы, касающиеся особенностей возбуждения и предварительного расследования уголовных дел, с участием иностранных граждан. Библиографический список Нормативный материал: 1. Конституция РФ. ...
... предписаний. Поскольку принципы гражданско-процессуального права осуществляются в процессуальной деятельности, постольку они не только принципы права, но одновременно и принципы гражданского процесса. Каждая отрасль права строится на основе своих собственных (кроме общих и межотраслевых), присущих только ей правовых принципах. Практически принципы определяют самостоятельность отрасли наравне с ...
0 комментариев