1.1 Период до создания Лиги Наций.
Первые попытки защиты меньшинств были предприняты уже в XVI в., хотя в то время проблема меньшинств и тем более их защиты в международно-правовом плане еще не стояла. Речь скорее шла о статусе отдельных групп подданных одного или обоих договаривающихся государств, т. е. об объеме гражданских прав. Международные договоры того времени касались главным образом религиозных меньшинств и оговаривали право на свободу вероисповедания.
К первым договорам, которые касались регулирования статуса меньшинств, относятся Оснабрюкский и Мюнстерский договоры 1648 г., заключенные в рамках Вестфальского мира, который знаменовал собой окончание тридцатилетней войны (1618—1648)1. По Вестфальскому миру, немецкие князья получили право вести самостоятельную политику и иметь самостоятельные дипломатические сношения с другими государствами, и, что особенно важно, в Германии была провозглашена религиозная свобода, т. е. предоставлялась свобода вероисповедания всем жителям Германии (за исключением населения австрийских наследственных владений).
По Оснабрюкскому и Мюнстерскому соглашениям, Швеция и Франция (Франция эти соглашения не подписала) выступили в качестве гарантов свободы и равноправия религиозных меньшинств в Германии. На самом же деле ими преследовались иные цели, чем защита меньшинств: они стремились ослабить Германию путем ее расчленения. Инструментом для достижения данной цели были проблемы религиозных меньшинств в Германии, которые находились в неравноправном положении по сравнению с основным населением страны[1]
Со второй половины XVII в. вопрос о религиозных меньшинствах какого-либо государства не раз выступал как средство международной политики, при помощи которого одно государство пыталось подчинить своему влиянию другое суверенное государство, прикрывая свое вмешательство во внутренние дела последнего защитой своих единоверцев. Данное утверждение подтверждается отношениями между Турцией и европейскими державами. Поражение Турции в войне с Россией, Польшей, Австрией и Венецией во второй половине XVII в. привело к заключению в Карловицах австро-турецкого, польско-турецкого и турецко-венецианского мирных договоров и перемирия между Московским государством и Турцией. В тексте мирных договоров того времени нашло отражение стремление европейских держав ослабить Оттоманскую империю и подчинить ее своему влиянию посредством уже испытанного способа — обязав Порту охранять свободу вероисповедания своих подданных. Защита интересов единоверцев — подданных другого государства — использовалась и российской дипломатией. Ярким примером того могут служить взаимоотношения России и Оттоманской империи. Народы, находящиеся под властью турков на Балканском полуострове и в придунайских провинциях, исповедовавшие религию, общую с Россией, народы, преимущественно славянские, рассматривали Россию в качестве покровительницы. Данное обстоятельство было эффективно использовано в Кучук-Кайнарджийском мирном договоре 1774 г., который содержал положения, посвященные правам христиан и христианской церкви в Оттоманской империи. Из смысла данного договора вытекает, что нарушение вышеуказанных прав могло рассматриваться как нарушение условий мирного договора и давало России эффективный инструмент для воздействия на Порту.
Проблемы меньшинств и необходимость их международной защиты были предметом рассмотрения на Венском конгрессе. Перекраивая карту Европы, государства — участники антинаполеоновской коалиции, разумеется, меньше всего заботились о защите меньшинств. И то обстоятельство, что проблемы меньшинств все-таки нашли свое отражение в Генеральном акте Венского конгресса от 28 мая 1815 г., а также в приложениях к нему, являлось прежде всего политическим, экономическим и даже стратегическим вопросом, а не гуманным порывом и зависело от усмотрения стран-победительниц. Это иллюстрирует тот факт, что подход к проблемам меньшинств в разных государствах был различным. Великие державы в своих политических целях все чаще прибегали к навязыванию международных обязательств отдельным государствам в отношении их религиозных меньшинств. При этом необходимо подчеркнуть, что наряду с религиозными меньшинствами в международных договорах упоминаются и национальные меньшинства.
В первой половине XIX в. в Оттоманской империи существовал строй, державшийся на угнетении и порабощении многих европейских и азиатских народов. Данный факт позволил государствам Европы использовать для вмешательства во внутренние дела Оттоманской империи проверенный инструмент: они потребовали от Турции уважать христианскую религию на своих вассальных территориях. Такое требование касалось прежде всего балканских народов. И как результат, Парижский мирный трактат от 30 марта 1856 г., подписанный после окончания Крымской войны, наряду с признанием христианской религии наравне с исламской устанавливал равенство всех подданных султана независимо от их национальной принадлежности.
Заметим, что соглашения, заключенные с Турцией, не содержали не только коллективного, но и индивидуального механизма контроля за осуществлением Турцией своих обязательств. В результате этого ни одно соглашение и ни одно обязательство Турции в отношении меньшинств не были выполнены.
В период с 1914 по 1919 г., предшествовавший созыву Версальской мирной конференции и созданию Лиги Наций, был заключен целый ряд соглашений, касающихся прав меньшинств. Например, секретное русско-румынское соглашение о передаче Румынии некоторых частей территории Австро-Венгрии от 18 сентября 1914 г. гласило, что Россия обязуется признать за Румынией право присоединения тех местностей Австро-Венгерской монархии, которые населены румынами. В отношении Буковины принцип большинства населения должен был лечь в основу территориального разграничения между Россией и Румынией.
Пункт 2 Манифеста Совета старейших Эстонского Земского Собора ко всем народам Эстонии о провозглашении независимости от 24 февраля 1918 г. гласил: "Проживающим в пределах республики национальным меньшинствам — русским, немцам, шведам, евреям и другим – гарантируются права на национально-культурную автономию".
... такого населения как коренного является важным критерием признания в качестве коренных жителей, как отдельных народов, так и их отдельных представителей.[2] Далее приводится обзор международных стандартов, имеющих отношение к защите прав национальных меньшинств и коренных народов. Основной упор делается на те международные договора, которые ратифицированы Россией, тем не менее, обсуждаются ...
... защиты прав человека, неотъемлемой составляющей которых является дифференциация на отдельные уязвимые категории населения. Список используемой литературы. Нормативные правовые акты: 1. Устав Организации Объединенных Наций; 2. Всеобщая декларация прав человека; 3. Международный пакт о гражданских и политических правах; 4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, ...
... области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. 3. Система защиты прав человека в рамках ОБСЕ 3.1 История создания СБСЕ (ОБСЕ). Деятельность ОБСЕ Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжившееся в Женеве с 18 сентября 1973 года ...
... . Для осужденных несовершеннолетних установлены особый порядок условно-досрочного освобождения, сокращённые сроки давности и погашения судимости. *** Сборник составлен в соответствии с Программой по основам государства и права для поступающих в Московскую государственную юридическую академию и примерным перечнем экзаменационных вопросов за 2000 год. Федеральное законодательство приводится по ...
0 комментариев