1. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 История развития института усыновления (удочерения) детей по семейному российскому законодательству
В этом подразделе мы сделаем попытку раскрыть основные этапы становления и развития института усыновления (удочерения) детей по семейному российскому законодательству.
И так, усыновление является старейшим, классическим, но довольно сложным институтом семейного права. Реально определить возникновение его первичных форм достаточно трудно. Упоминание усыновления имеет место уже во 2–3 веках нашей эры в трудах Ульпиана – известного римского юрисконсульта.
Усыновление, как «искусственное сыновство», совершалось в Древней Руси еще во времена язычества, на смену которому пришло христианство с особым церковным актом «сынотворения», утвержденным епархиальным архиереем[1].
В период реформ Петра 1, также как и в эпоху царствования Екатерины 2, специального внимания усыновлению не уделялось. Наиболее активная разработка норм об усыновлении нашла отражение в Уставе гражданского судопроизводства 1864 года (Ст. 1460 –1461) и в Своде законов гражданских (ст.145–151). Следует обратить внимание на то, что Устав гражданского судопроизводства 1864 года различал узаконение и усыновление детей.
Заметной вехой в законодательстве об усыновлении стал Закон от 12 марта 1891 года «О детях усыновленных и узаконенных», который разделил усыновление на несколько категорий: усыновление по обещанию – самое ценное усыновление; усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей; усыновление за награду[2].
Процедура усыновления конца XIX века имела некоторые особенности: запрет на усыновление христиан нехристианами и наоборот; усыновитель должен быть не моложе тридцати лет и старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать; усыновление женщиной практически не имело места, ввиду финансовой и экономической зависимости. Наиболее сложная поэтапная процедура ожидала дворян: составление акта об усыновлении у нотариуса, представление этого акта на разрешение окружного суда, утверждение этого акта судебной палатой. Отличалось узаконение тем, что узаконить можно только своих внебрачных детей, а усыновить можно и своих и чужих. Римское частное право знало три способа узаконения (путем представления внебрачного сына и наделения его имущественным цензом, путем последующего брака родителей, путем издания специального императорского указа) и три вида усыновления путем издания отдельного закона, путем заявления перед судом, путем указания в завещании усыновителя). Что же касается усыновления российских детей иностранными гражданами, то в Российской империи, особенно в конце XIX века, этот вопрос относился к числу принципиальных; иностранцы подлежали действию российских законов. При этом также неукоснительно соблюдался принцип сословности. В целом усыновление конца XIX – начала XX века законодательно было изменено[3]. Следующей вехой стало введение в действие Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 года. Согласно кодексу усыновленные дети приравнивались в правах к родным, однако на будущее время институт усыновления отменялся[4].
Легальное усыновление было восстановлено Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 года «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Новый Кодекс законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 года имел главу «Усыновление», регламентирующую административный порядок усыновления. Наибольшую актуальность усыновление приобретает во время и после Великой Отечественной войны. Так, 8 апреля 1943 года принимается Постановление СНК РСФСР «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей», установившее обязательное обследование социально–бытовых условий усыновляемого и усыновителя. Кроме того, 24 декабря 1945 года принимаются инструктивно–методические рекомендации «Об усыновлении», провозгласившие усыновление лучшим видом устройства детей, оставшихся без попечения родителей[5].
Отметим, что административный порядок усыновления был сохранен и в Кодексе о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 года, который был введен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 года «О порядке и введение в действие Кодекса о браке и семье РСФСР», и который в главе 12 «Усыновление (удочерение)» впервые употребил двоякое название процедуры. Разграничение понятий в зависимости от пола ребенка для самой процедуры не имеет значения[6].
Давать подробную характеристику административному порядку нет надобности, так как не он является предметом исследования, а судебный, который был установлен ст. 125 СК и введен в действие Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 21 августа 1996 года № 124-ФЗ, и действовал в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 года № 90-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР». Нормы об усыновлении содержались в гл. 29 Гражданского процессуального кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года с изменениями и дополнениями (далее – ГПК). Новый ГПК РФ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ сохранил многие традиционные нормы, оправдавшие свою целесообразность, и в тоже время привнес в процесс защиты прав граждан ряд новаций. В свете этих новшеств, процедура усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, дополнена уточняющими, конкретизирующими и ранее не известными ГПК нормами. Прежде всего, следует отметить иное название гл. 29 – «Усыновление (удочерение) ребенка». Само по себе данное название гл. 29 ГПК новацией не является, в виду того, что в международных актах, касающихся вопросов усыновления, эта процедура именуется лаконично – усыновление. Таким образом, в конкретном случае законодатель привел нормы ГПК в терминологическое соответствие с нормами Семейного кодекса РФ и международными актами. На этом фоне удивительным выглядит упоминание «установления» усыновления в современных комментариях[7].
Необходимо отметить, что современные материальные и процессуальные нормы усыновления осложнили лейтмотив этого правового действия: обязательное соблюдение интересов обеих сторон (усыновителей и усыновленных), то есть – паритет этих интересов, который достаточно трудно сохранить[8].
Значительное число злоупотреблений, совершаемых должностными лицами, стало одним из оснований отказа от административного порядка усыновления и введения судебного, что объяснимо с точки зрения исторического развития норм об особом производстве, а также тем обстоятельством, что в большинстве зарубежных стран усыновление осуществляется в судебном порядке, содержащем значительные гарантии защиты прав детей и усыновителей[9].
Таким образом, можно сказать, что данный краткий исторический обзор имел своей целью не только привести временную последовательность становления и развития правового института усыновления, но и весь спектр характерных черт усыновления, которые были ему свойственны на каждом конкретном историческом этапе, а также осветить роль государства в этом процессе, его интерес к детям и признание их прав. Хотелось бы согласиться с положением о том, что «институт усыновления... является весьма гибким и подвижным, то есть изменяется под влиянием определенных событий и жизненных реалий», при том, что усыновление, на первый взгляд, носит частный характер.
И действительно обострившаяся в последние годы проблема международного усыновления в РФ носит комплексный характер, однако, изменение законодательства в этой сфере продиктовано скорее причинами политическими, нежели социально–экономическими… Подробнее данную проблему необходимо исследовать в последующих главах дипломной работы[10].
... по международному частному праву // Журнал российского права, 2003, №3. С.115-123. 30. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданин и право, 2002, № 3. С.49 - 56. 31. Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права, 2006, ...
... в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить отсутствующего родителя, сделать свой брак более прочным, а семейные отношения более полнокровными. Глава 2. Порядок усыновления (удочерения) ребенка в Российской Федерации 2.1 Порядок усыновления (удочерения) ребенка Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка[53] и статья 123 Семейного кодекса РФ устанавливают, что приоритетной формой устройства ...
... в других органах, не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения. Глава 2. Порядок усыновления (удочерения) ребенка в особом производстве Подача заявления об усыновлении или удочерении устанавливает территориальную подсудность рассмотрения заявлений об усыновлении или удочерении. Граждане Российской Федерации, пожелавшие усыновить ребенка, ...
... Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ. 1.6 Правовые последствия установления усыновления (удочерения). Усыновление – это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, но и юридический факт. В результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их ...
0 комментариев