2. Общественная опасность коррупции
Трудно переоценить ту опасность, которую представляет собой коррупция для государства, общества и каждого конкретного человека в отдельности. В стране, пораженной коррупцией, резко снижается эффективность экономики, усиливается нищета и социальное неравенство, расширяется пропасть между обществом и властью, политика превращается в сферу дележа национального богатства, разлагаются нравственные устои общества, наносится непоправимый ущерб престижу страны на международном уровне.
Коррупция демонстрирует полное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она представляет собой слияние монополии власти, неограниченных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников.
Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода. Доходы от нее после "отмывания" включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Активная транснациональная борьба с коррупцией в мире и в отдельных странах развернулась в основе своей в последнюю четверть века, когда коррупция стала приобретать стойкие институциональные черты. Она угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает моральные устои общества, доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. В ряде стран она стала одной из основных причин кризиса внешней и внутренней задолженности. Коррупция вновь и вновь, как зловещий феникс, встает на пути развития мирового сообщества, стран, народов, законодателей, правительств, правоохранительных органов и научных учреждений.
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И к этому есть достаточно оснований, объективных и субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия обычно совершаются в очень сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться трудно. Поэтому ни в одной стране мира нет полных данных об этом явлении. Налицо мировой парадокс: все говорят и даже кричат о разрушительной и растущей коррупции, но официальная криминальная, судебная статистика, как мировая, так и национальная, свидетельствует лишь о единичных случаях доказанной продажности. По имеющимся данным, правоохранительные органы выявляют не более 1—2% реальной коррупции, еще меньше виновных лиц предстает перед судом и лишь единицам, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.
Несмотря на это, определенную информацию о масштабах распространенности коррупции в различных странах можно получить из некоторых достаточно авторитетных источников. Одним из основных требований, предъявляемых к таким источникам информации, является их независимый статус. В этом контексте информация, которой располагает «Transparency International» - крупнейшая международная организация, занимающаяся борьбой с коррупцией, заслуживает доверия. Упомянутая организация не занимается расследованием конкретных проявлений коррупции. Ее основная задача – проведение независимых исследований в этой области. На основании проведенных исследований в области управления, принятия решений, прозрачности бизнеса «Transparency International» рассчитывает индекс восприятия коррупции, который отражает восприятие положения дел с коррупцией в отдельных странах бизнесменами и аналитиками, как зарубежными, так и представляющими сами страны. Выбор целевой группы не случаен: как правило, аналитики и бизнесмены гораздо лучше осведомлены об уровне коррупции на высшем уровне, в то время как обычные граждане, если проводить среди них опрос, смогут поделиться знаниями лишь о единичных случаях коррупции на низовом уровне. Для оценки таких случаев у организации есть отдельный «Барометр мировой коррупции», опросы в рамках которого проводятся с 2003 г. Индекс восприятия коррупции (ИВК) представляет собой рейтинг 159 стран, каждая из которых получает определенный балл: 10 баллов соответствуют наименьшему уровню коррумпированности, 0 - наибольшему. В странах с показателем ниже 5 баллов уровень коррупции считается высоким. Организаторы исследования призывают сравнивать страны не столько по позиции в списке (которая может меняться из-за исключения или добавления новых исследуемых стран), сколько по баллам, которые они получают.
«Transparency International» отмечает, что коррупция остается серьезной проблемой, в первую очередь, для бедных и развивающихся государств. Согласно последним данным, опубликованным этой организацией, в пятерку самых коррумпированных стран попали Афганистан, Ирак, Мьянма, Сомали, Судан, Чад. Странами с самым низким уровнем коррупции традиционно стали Новая Зеландия (9,4 балла), Дания (9,3 балла), Сингапур и Швеция (по 9,2 балла) и Швейцария (9 баллов).
... и коррупцией. Координацию деятельности министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и общественных объединений по борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, в нашей стране осуществляет Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики ...
... . юрид. наук. Н. Новгород., 2003. - 216 с. 45. Мурадьян О.М. Истина как проблема судебного права. М., Былина. 2002. – 418 с. 46. Никулина В.А. Отмывание "грязных" денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М., Юрлитинформ. 2001. – 468 с. 47. Новое об экономических преступлениях. Уголовно-правовой анализ: Научно-практическое пособие / Под общ. ред. Куриева ...
... 80-х годов XX в. поразила значительную часть государственных служащих и в известной степени была передана по наследству, ныне действующему аппарату государственного управления. 4. Противодействие коррупции в современной России Советский опыт "борьбы с коррупцией" в значительной мере был воспринят новой Россией. Российский государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так же как ...
... имущества, а за счет его неправомерного использования " либо получения предоставляемых льгот, или, как самое крайнее проявление данного общественно опасного деяния, — занятия запрещенными видами деятельности. Получение выгод имущественного характера применительно к составу лжепредпринимательства не предполагает завладение чужим имуществом. Извлечение материальной выгоды может происходить за счет ...
0 комментариев