4. Право на социальные пособия
Большой интерес представляет практика Суда в области прав на различные социальные пособия. С одной стороны, Суд систематически отклоняет жалобы на недостаточный размер зарплат, пенсий, других социальных выплат, так как в Конвенции не содержатся положения, гарантирующие их минимальный уровень. С другой стороны, права на социальные пособия могут косвенно гарантироваться иными положениями Конвенции. Так, Суд неоднократно подтверждал, что право в смысле статьи №1 к Конвенции.
В этой связи Суд отметил, что "хотя право на пенсию как таковое не включено в Конвенцию, внесение регулярных взносов в пенсионный фонд может в определенных обстоятельствах рождать право собственности на выплаты из такого фонда". Более того, в одном из самых последних решений Суд отказался ставить имущественное право на пенсионные выплаты в прямую зависимость от предварительных взносов в пенсионный фонд. Оставляя этот вопрос открытым, Суд имплицитно не исключил, что имущественное право на социальные выплаты может возникнуть и в системе, организованной не на принципе закрытого страхования, а на принципе солидарности при условии, что субъект права удовлетворяет критериям, предусмотренным действующим законодательством.
Наконец, не исключено, что косвенная защита прав на минимальные социальные пособия может осуществляться посредством применения статьи 3 Конвенции, которая запрещает унижающее достоинство обращение. Суд неоднократно утверждал, в том числе в российских делах, возможность применения данной статьи к жалобам на недостаточный размер пенсий и других социальных пособий. Несмотря на то, что прецедентов констатации подобных нарушений в практике Суда на сегодня пока нет, некоторые исследователи не без оснований отмечают скрытый потенциал Конвенции в этой области по аналогии с развитием судебной практики в отношении минимальных условий содержания заключенных.
Запрет дискриминации в области социальных выплат.
В практике Суда множество примеров гарантии важнейшего права не быть подвергнутым дискриминации в области социальных выплат. В деле Гайгузус против Австрии Суд констатировал дискриминацию в отношении турецкого гражданина, которому было отказано в выплате срочного пособия по безработице, так как по закону оно полагалось только австрийским гражданам. Как посчитал Суд, только веские причины могут оправдать ограничение прав лица исключительно на основании его гражданства, а поскольку такие основания государство-ответчик не представило, Суд решил, что ограничение прав заявителя не имело "объективного и разумного оправдания" и констатировал нарушение статьи 14 Конвенции в сочетании со статьей 1 Протокола №1. В ходе исполнения этого решения австрийский парламент принял новое законодательство, которое гарантировало получение таких пособий всем лицам, платившим взносы в фонд, независимо от их гражданства.
Не далее как в июне 2002 года Суд вынес два решения: в них констатировалась дискриминация по признаку пола при выплате пенсии. В первом решении по делу Весселс-Бергервут против Нидерландов, Суд констатировал дискриминацию по признаку пола в результате того, что по закону размер пенсии, выплачиваемой женщине за работавшего за границей мужа, мог быть значительно меньше размера пенсии, выплачиваемой мужчине за работавшую за границей жену. Суд признал, что заявительница была поставлена в менее благоприятные условия по признаку пола без всякого на то разумного основания. В деле Виллис против Великобритании дискриминация констатировалась в обратном смысле: овдовевшему мужчине было отказано на основании закона в выплате пособий в связи со смертью его супруги, в то время как тот же закон предусматривал право на выплату пособий овдовевшим женщинам, находящимся в аналогичной ситуации. Суд счел подобный отказ необоснованным с точки зрения статьи 14 Конвенции и констатировал ее нарушение в сочетании со статьей 1 Протокола №1.
Примеры гарантии других социальных прав.
Можно привести ряд других социальных прав, подлежащих защите через Суд, в частности, путем применения положений, предполагающих позитивные обязательства государств, без которых закрепленные в Конвенции права не были бы "конкретными и реальными".
Так, в деле Эйри Суд констатировал нарушение Ирландией статьи 8 Конвенции, так как ирландское право не предусматривало оплаты государством услуг защитника в бракоразводном процессе, что нарушило право заявительницы как на доступ к суду, так и на уважение ее частной и семейной жизни.
В деле Лопез Остра Суд установил нарушение Испанией той же статьи 8, так как власти не приняли мер по предотвращению губительного промышленного загрязнения окружающей среды, которое нанесло ущерб праву заявителей на уважение их частной жизни и жилища. В деле Гуэрра против Италии государство нарушило это же положение тем, что не проинформировало заявителей и их семьи о рисках проживания вблизи опасного промышленного объекта.
Перечень примеров прямой и косвенной защиты социальных прав в рамках Конвенции может быть продолжен. Несомненно, однако, что даже приведенный краткий обзор ярко демонстрирует широкие возможности Конвенции в этой области, а также непосредственный интерес, который представляет правовая позиция Страсбургского суда по соответствующим вопросам для конституционного и общего правосудия.
5. Сделайте обзор трех актуальных научных статей на международно-правовую тематику
Статья Плюгина И.В. «Понятие мигранта и основные категории мигрантов» (Журнал российского права, 2007г., К
Нормативное закрепление понятия “мигрант и его категорий способствовало бы их единообразному применению и исключению разночтений. В целях правового регулирования данное понятие должно включать не только основной критерий отнесения лица к категории мигрантов (пространственное перемещение лица), но и ряд дополнительных критериев, таких, как, гражданство, место жительства, территория перемещения и др. Учитывая дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов, следует отметить важность нормативного закрепления их классификации. При этом в классификацию не следует включать все теоретически и практически существующие категории мигрантов, следует ограничиться лишь теми из них, для которых предполагается осуществлять специальное правовое регулирование.
Статья Мамонова А.С. «Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания» (Транспортное право, 2007г., 1).
Автор пишет, что наиболее эффективным путем решения проблемы человеческого фактора в морской аварийности является путь последовательной унификации в международном плане правил безопасности, квалификационных и технических стандартов, языка общения, технологии судовождения, правил перевозки грузов, инструкций мореплавателям по использованию технических средств, правил ведения судовых навигационных и машинных журналов, руководств по расследованию, классификации и учету морских аварий и других элементов деятельности человека на море. Таким образом, безопасность мореплавания нельзя сводить только к предотвращению аварий путем совершенствования конструкций судов и методов судовождения. Эта проблема является многоаспектной и требует комплексного подхода, включающего принятие на международном уровне правовых, технических, организационных, экономических и социальных мер, направленных на обеспечение безопасности мореплавания, и применение всех этих мер в совокупности.
Статья Самхарадзе Д.Г. Роль международных организаций в современных международных отношениях» (Международное публичное и частное право, 2ОО7г.)
Автор пишет, что на современном этапе наблюдается увеличение числа проблем, решение которых возможно лишь совместными усилиями государств и на постоянной организационной основе. Глобализация усиливает необходимость решения актуальных проблем совместными усилиями в рамках многосторонних действий и на многосторонней основе. Роль многостороннего сотрудничества государств при решении глобальных проблем отмечается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
С каждым днем международные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами. На сегодняшний день международные организации приобретают огромное значение как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Организации создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширный спектр жизни международного сообщества.
Литература
1) Конвенция о труде в морском судоходстве от 23 февраля 2006 года;
2) Постановление Европейского Суда по правам человека от 15.03.2007, 1921 5/0411”Бюллетень Европейского Суда по правам человека”, 2007;
3) Постановление Европейского Суда по правам человека от 13.03.2007, 23393/05/1 “Бюллетень Европейского Суда по правам человека”, 2007;
4)Постановление Европейского Суда по правам человека от 08.03.2007, 2324 1/04//”Бюллетень Европейского Суда по правам человека”, 2007;
5) Мамонов А.С. «Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания»//Транспортное право, 2007г.
... и условия прямо предусмотрены договором. Аннулирование – отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами Венской конвенции о праве международных договоров основания, а именно: существенное нарушение международного договора другими участниками; невозможность исполнения договора из-за утраты или уничтожения его объекта; коренное изменение обстоятельств. ...
... к изучению исторической обстановки заключения договора, различных подготовительных материалов, дипломатической переписки и т.д. Такое толкование - историческое. Основания недействительности международных договоров Действительность международных договоров. Венские конвенции 1969 и 1986 годов исходят из презумпции действительности международных договоров, поскольку действительность договора или ...
... себя обязательства по договору, Должно точно знать, каково же окончательное текстуальное его содержание. Процедура установления аутентичности текста определяется или в самом тексте, или путем соглашения между договаривающимися государствами. Раньше эта подстадия заключения международного договора не выделялась отдельно. Причина состояла в том, что установление аутентичности текста во времени ...
... регулирования), то правоспособность производных субъектов международного права ограничена их учредительными документами. В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров: - межгосударственные, от имени государства, - межправительственные, от имени правительства, - межведомственные, от имени ведомств – органов исполнительной власти. ...
0 комментариев