В советской науке гражданского права проблема юридического лица традиционно относилась к числу сложных методологических[1].
Вместе с тем проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института в отечественной цивилистической науке по праву относятся к числу центральных[2].
По мнению О.А. Красавчикова, назначение правового института юридического лица заключается в том, что его нормы:
закрепляют организационно-структурное, имущественное и функциональное единство субъекта права,
определяют границы его правосубъектности, формы и порядок её осуществления,
определяют порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц,
устанавливают ряд иных предписаний, определяющих в общей совокупности правовое положение организаций как юридических лиц[3].
Что же понимается в современной отечественной цивилистике под термином “юридическое лицо”?
Исходя из традиционного определения юридического лица[4], обычно отечественные цивилисты выводят признаки юридического лица. Так, например, И.В. Елисеев в учебнике “Гражданское право” (под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого) указывает: “Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности – достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом”. К этим признакам И.В. Елисеев относит:
1. Организационное единство.
2. Имущественную обособленность.
3. Самостоятельную гражданско-правовую ответственность.
4. Выступление в гражданском обороте от своего имени[5].
С нашей точки зрения указанное выше определение юридического лица не совсем удачно. Исходя из легального определения, можно, например, сделать вывод, что для того чтобы организация была признана юридическим лицом, она должна иметь право выступать в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечать по своим обязательствам. Но ведь такие права возникают у организации только после соответствующей регистрации в качестве юридического лица (п.3 ст.49 и п.2 ст.51 ГК РФ). Таким образом, для того чтобы организация была признана и зарегистрирована в качестве юридического лица, необходимо (исходя из легального определения), чтобы она обладала конкретно определёнными признаками, половину из которых это образование приобретёт только при условии признания указанного образования юридическим лицом. О какой же “необходимости и достаточности” может тогда идти речь? Всё это напоминает известную логическую загадку – “что первично – курица или яйцо? ”.
Но ведь традиционно понятие юридического лица в нашей науке выводится именно через признаки этого субъекта правоотношений. Для того чтобы разобраться в понятии “юридическое лицо” с точки зрения современной отечественной цивилистики, проанализируем признаки юридического лица более подробно.
Что же понимается в современной науке гражданского права под признаками юридического лица?
“Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права” [6].
Обычно цивилистическая наука выделяет традиционный ряд признаков юридического лица:
организационное единство (организационный признак);
обладание обособленным имуществом (экономический признак);
способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, т.е. способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам (материально-правовой признак);
способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуально-правовой признак) [7].
Как уже отмечалось выше, в качестве первого признака учёные-цивилисты выделяют организационное единство. Рассматриваемый признак не включён в ст.48 ГК РФ, но, видимо, предполагается законодателем упоминающим в начале легального определения, что "юридическим лицом признаётся организация... ". Понятие организации при этом в самом ГК РФ не раскрывается. К сожалению, на наш взгляд, недостаточно глубоко анализируется это понятие (так же, как и соответствующий признак) и в многочисленных работах цивилистов, посвящённых юридическим лицам, хотя ещё в начале века известный российский цивилист В.Б. Ельяшевич, исследуя происхождение и функции юридических лиц в римском частном праве, отмечал: “Организация, объединяющая отдельных лиц в одну группу, необходима, ибо без этого невозможно выступление во вне в качестве единства”[8].
Анализ понятия организации с точки зрения социальной психологии[9] и отечественной цивилистики позволяет выявить следующие характерные черты этого явления:
1. Наличие общих целей членов организации. (Интересы при этом могут быть различны, но связаны именно с достижением общей цели организации). Именно эти цели являются целями организации.
2. Задачи организации (обусловленные её целями) распределяются среди различных позиций в ней, как официальные обязанности должностных лиц. Тем самым обеспечивается чёткое распределение труда по достижению целей организации.
3. Иерархическая структура власти (обычно имеющая форму пирамиды), в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящими и располагает властью над теми, кто находится ниже его.
4. Наличие системы норм и правил, регулирующих режим работы и внутреннюю деятельность организации.
5. В отношениях с "внешним миром" по делам организации должностные лица выступают от имени организации.
Перечисленные выше черты можно объединить одним понятием - внутреннее организационное единство.
Необходимость организационного единства для признания какого-либо образования юридическим лицом признаётся всеми юристами и ни у кого не вызывает сомнений. Но достаточно ли организации только организационного единства (в качестве свойства, отражающего требование к организационной структуре), для того чтобы она могла быть признана юридическим лицом? Если да, то получается, что любое структурное подразделение организации (филиал, цех, бригада, отдел и т.п.) по своим структурно-организационным свойствам может быть признано юридическим лицом (при наделении обособленным имуществом и соответствующей регистрации). Формально это действительно так.
Ранее гражданским законодательством СССР в отдельных случаях допускалось наделение статусом юридического лица структурных подразделений организаций.
Некоторыми цивилистами вносились предложения в интересах развития хозрасчёта усилить правоспособность отдельных структурных подразделений юридических лиц. Достаточно показательна в этом отношении точка зрения Е.В. Макаровой:
“Существенной особенностью правового статуса автономных внутрипроизводственных фирм, наделённых гражданской правосубъектностью, может стать следующее: став юридическим лицом с ограниченной гражданской правоспособностью, такая фирма не должна утрачивать своей подчинённости предприятию, в состав которого она входит. Такое положение объясняется необходимостью сохранения единства производственного процесса на предприятии”[10].
Указанная точка зрения представляется достаточно спорной. Учитывая саму сущность юридического лица (как правовой конструкции специально созданной для обозначения самостоятельных субъектов гражданских правоотношений), введение дополнительно каких-либо иных субъектов (“квазиюридических” лиц) может только усложнить гражданский оборот, усилить неопределённость в отношениях между контрагентами. В гражданских правоотношениях должны участвовать только их участники, а не “будто бы” - участники или “почти участники”. Каждый участник нормальных правоотношений должен чётко представлять себе с кем он имеет дело, чтобы отношения между субъектами не напоминали ситуацию из монолога А. Райкина, когда пуговицы к костюму пришивал один, карманы – другой, рукава – третий, общий результат безобразен, а отвечать некому.
Кроме того, самостоятельность и юридическое равенство сторон вытекает из самой сути гражданских правоотношений. “Юридическое равенство сторон в гражданском праве означает, что ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределять поведение другой стороны только в силу занимаемого ею в правоотношении положения, как это имеет место, например, в административном правоотношении. Применение метода юридического равенства сторон обеспечивает участникам гражданских правоотношений независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещённые законом, что имеет чрезвычайно важное значение для развития гражданского оборота в условиях рыночной экономики”[11].
О какой самостоятельности и независимости может идти речь, если одни субъекты правоотношений будут организационно входить в состав других в качестве структурных единиц?
Участниками гражданских правоотношений должны быть самостоятельные субъекты (или, по крайней мере, самостоятельные в вопросах выступления в гражданском обороте).
Таким образом, рассматривая организацию в качестве юридического лица, представляется важным отметить необходимость наличия ещё одного компонента организационного единства - автономии (суверенитета) организации.
Так, например, О.А. Красавчиков[12] к необходимым материальным признакам юридического лица относит следующие свойства:
1. Внутреннее организационное единство и внешняя автономия (самостоятельность организации).
“Наличие внутреннего организационного единства позволяет рассматривать юридическое лицо не как “социальную сумму” его элементов, а как единое организационное целое”[13].
... техники, с помощью которой возможно удовлетворение интересов стоящих за юридическим лицом подлинных дестинаторов (пользователей) его субъективных прав. В корпорации не юридическое лицо как таковое, а отдельные ее члены являются действительными субъектами права, поскольку создание корпорации направлено на удовлетворение их интересов, а правовая защита последних осуществляется при помощи иска, ...
... лицом. Коллективные образования, которые не являются юридическими лицами, не вправе выступать в гражданском обороте ни от своего, ни от чужого имени. На мой взгляд, последняя трактовка признаков юридического лица является наиболее полной и раскрывающей все характерные особенности данного субъекта гражданско-правового оборота. Источники и литература Ø Гражданский кодекс Российской ...
... цивильного права для публичной пользы. Таким образом, в римском частном праве существовали довольно развитые инструменты устранения пробелов и исправления недостатков системы права. 2. Способы устранения и преодоления пробелов в русском дореволюционном гражданском праве Для начала рассмотрим систему русского гражданского права. Известно, что кодификация русского права была проведена под ...
... , нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету». В работе изучена нормативная база по вопросам создания и регистрация юридического лица, проведена характеристика действующего и перспективного законодательного регулирования порядка создания и регистрации юридического лица. Одним из институтов требующих совершенствования, ...
0 комментариев