1.2. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН НА
ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ.
Одно из основополагающих начал гражданского законодательства заключается в признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, что закреплено в п. 1 ст. 1 ГК. Далее, в п. 2, предусмотрено, что граждане осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Вместе с тем законодатель допускает ограничение гражданских прав, но лишь на основании федерального закона в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Наибольшие ограничения в свободной реализации прав установлены для отношений собственности, и прежде всего собственности на жилые помещения. Учитывая социальную значимость и специфичность данного вида недвижимости, законодатель с особой тщательностью подошел к правовой регламентации отношений, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением жильем, предусмотрел механизм, обеспечивающий необходимую устойчивость прав на это имущество как самих собственников, так и других лиц. Однако нынешний комплекс ограничений прав собственников жилья не всегда достаточно обоснован.
Так, В. П. Камышанский отмечает неудачную формулировку права собственности на недвижимость в жилищной сфере в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики»,[3] где «в отличие от общего правила, закрепленного в ст. 209 ГК РФ, собственнику... предоставляется право осуществлять правомочия не по своему усмотрению, а в порядке, установленном законодательством».
Представляется, что п. 2 ст. 6 названного Закона существенно ограничивает установленные Гражданским кодексом пределы осуществления права собственности применительно к жилищной сфере и нуждается в корректировке. Ведь одно дело по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего собственнику имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, и совсем другое, когда возможность действовать определяется не собственным интересом, а порядком, установленным законодательством, причем лишь постольку, поскольку это не нарушает действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Нормативное установление границ, определяющих свободу действий собственников, затрагивает прежде всего правомочия, входящие в состав права собственности. Установление правомочий основывается на вполне определенных целях, которые разнятся в зависимости от экономических и политических условий в различные периоды развития государства и законодательства.[4]
Правомочия по владению возникают в связи с приобретением права на жилое помещение, что предполагает наличие дополнительных обременений, накладываемых на владельцев недвижимости. К ним, по мнению С. П. Гришаева, можно отнести регистрацию перехода права собственности на жилое помещение, договора купли-продажи, а для возведения жилого дома, помимо отвода земельного участка и регистрации права на него за застройщиком, (получение разрешения на строительство дома, соблюдение целого ряда противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.[5] Однако такого рода обременения или уплату налогов на строение не следует рассматривать как ограничение прав собственников, хотя подобные обязанности и не характерны для права собственности на иное имущество.
По мнению В. П. Павлова, «целью правомочия пользования является законодательное ограничение мыслимых действий собственника по извлечению полезных свойств из вещи только прямым ее назначением».[6] Прямое значение жилого помещения заключается в удовлетворении потребностей граждан в жилье — только с этой целью им можно пользоваться. Статья 288 обязывает собственника жилого помещения использовать его для личного проживания или вселения других граждан на основании договора (п. 2); ни помещение в целом, ни его отдельные части не могут быть заняты под промышленное производство, офисы (п. 3). Все правила ст. 288 сформулированы как императивные нормы. Императивный характер носит большинство норм главы 18 ГК, призванной специально урегулировать особенности права собственности и других вещных прав на жилые помещения.
Исходя из того, что жилые помещения относятся к непотребляемым вещам, учитывая их особое целевое назначение, ГК требует от собственника рачительного отношения к этому имуществу. Собственник, допускающий нарушение жилого помещения, может быть принудительно лишен права собственности на жилье. Орган местного самоуправления вправе предупредить собственника о назначении соразмерного срока для ремонта помещения. Если же ремонт без уважительных причин не производится, может быть принято судебное решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (ст. 293). Возможность применения такой санкции вполне соответствует установленным ГК (п. 2 ст. 235) гарантиям недопустимости принудительного изъятия у собственника имущества иначе как по основаниям, предусмотренным законом. Кроме того, новое гражданское законодательство отказалось от конфискационной меры за нерачительное отношение к жилью (по ГК РСФСР 1964 г. бесхозяйственно содержимый жилой дом подлежал безвозмездной передаче в фонд местного Совета).
Законодательно не урегулирован вопрос о судьбе собственника жилого помещения, проданного с публичных торгов. Члены его семьи в соответствии с п. 2 ст. 292 ГК не теряют права пользования жилым помещением в связи с переходом права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу. Очевидно, что с новым собственником данные лица должны заключить договор найма, вероятнее всего коммерческого. Может ли остаться в этой квартире бывший собственник или он подлежит выселению? Прямого ответа на этот вопрос законодательство не дает. Скорее всего, он может разделить судьбу членов своей семьи, став сонанимателем. Если же, изменив правовой статус, бывший собственник и члены его семьи не прекратят бесхозяйственного отношения к жилому помещению, они могут быть выселены в соответствии с нормами Жилищного кодекса, если заключен договор социального найма, или Гражданского кодекса, если заключен договор коммерческого найма. Однако длительность судебной процедуры выселения оставляет под большим вопросом сохранность жилого помещения. Да и вообще маловероятна реализация такого помещения с публичных торгов. В нынешних условиях у муниципальных образований, как правило, нет средств для приобретения жилья, требующего ремонта. Также и в частную собственность нерационально покупать жилые помещения, где проживают пользователи, выселение которых затруднительно, а если среди них есть несовершеннолетние дети, то практически и невозможно. Таким образом, ст. 293 ГК не будет широко востребована.
Правомочие пользования жилого помещения его собственником должно быть скорректировано таким образом, чтобы не создавались помехи в реализации аналогичных прав других граждан, особенно это касается собственников квартир в многоквартирных жилых домах, где необходимо соблюдать тишину, не допускать загрязнения и захламления общих помещений дома.
Вообще праву собственности на квартиру в многоквартирном жилом доме как новому явлению, порожденному приватизацией, ГК посвятил ряд статей. Собственник квартиры в таком доме является одновременно владельцем доли в праве собственности на общее имущество дома: общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры. Однако такое право долевой собственности не вполне вписывается в конструкцию общей долевой собственности, где каждый из сособственников, независимо от других, может распорядиться своей долей. В п. 2 ст. 290 ГК предусмотрено, что собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру. Здесь ограничения в реализации права собственности вполне разумны, поскольку сама долевая собственность на общее имущество дома производна от права собственности на квартиру, а в натуре одно с другим неразрывно связано.
Определенные ограничения установлены и в отношении распоряжения жилыми помещениями. Они касаются свободы в решении собственником судьбы жилья путем продажи, мены, дарения, составления завещания.
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКА ЖИЛОГО
ПОМЕЩЕНИЯ И ИНЫХ ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ
ЕМУ ПОМЕЩЕНИИ ГРАЖДАН.
... , которая произведет оценку соответствия помещения нормам, содержащимся в положении. Далее составляется заключение комиссии и акт обследования помещения по результатам, которых орган местного самоуправления принимает решение. Задача 11 Если учетная норма равна 16 кв. метрам, то соответственно супруги Воробьевы могут быть признаны в качестве нуждающихся в жилых помещениях и согласно гл. 7 ГК РФ ...
... кодекса РФ, в зависимости от формы собственности ЖК РФ закрепляет три вида жилищного фонда: 1) частный (находящийся в собственности граждан и юридических лиц); 2) государственный (принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации); 3) муниципальный (находящийся в собственности муниципальных образований). В зависимости от целей использования Жилищный ...
... в общую собственность" и в скобках - "совместную и долевую", т.е. речь и шла, и идет о договоре между приватизационными органами и гражданами, проживающими в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда, о приобретении в собственность жилого помещения. Следует еще раз подчеркнуть - имеется в виду договор, между тем ГК РФ говорит о случаях, установленных законом (а не ...
... жилое помещение (кК и сам собственник) по назначению, а также обеспечивать его сохранность. В ч.3 ст.31 ЖК РФ закреплено, что дееспособные граждане несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, возникшим из пользования жилым помещением. Это означает, что, например, задолженность по техническому обслуживанию жилого помещения может быть взыскана не только с собственника, но и ...
0 комментариев