2.1.3. законный интерес и юридическая обязанность

Правовое регулирование общественных отно­шений предполагает целенаправленное воздей­ствие различных правовых средств на социаль­ные процессы, среди которых основное место принадлежит субъективным правам и юридиче­ским обязанностям.[10] Обозначенные средства яв­ляются результатом нормативных обобщений, которые, сочетая в себе разнообразные стимулы и ограничения, выполняют значительную часть "регулятивной" правовой нагрузки. В то же время эти средства взаимообусловли­вают друг друга: субъективное право не может не поддерживаться конкретной юридической обя­занностью, обязанность же без корреспондирую­щего субъективного права - искусственно создан­ное понятие.[11]

Вместе с тем, механизм взаимодействия субъ­ективных прав и юридических обязанностей с не­обходимостью поддерживает импульс к суще­ствованию законных интересов, которые служат своеобразным "переходником" между разрешен­ным и незапрещенным в праве, нормативным и ненормативным, казуальным.

Только субъективному праву с необходимо­стью корреспондирует юридическая обязанность. Однако в теснейшей взаимосвязи с последней на­ходятся и законные интересы, будучи обуслов­ленными нормативной обобщенностью с одной стороны, и "духом права", - с другой.

А.И. Экимов справедливо утверждает, что "реализация нормы начинается с того, что у субъ­екта появляются права и обязанности, но как дальше будет протекать этот процесс, будет зави­сеть от интересов субъекта"[12]. Приведенное вы­сказывание можно дополнить лишь тем, что за­конные интересы участников правоотношений влияют не только на реализацию нормы права, но и на использование принадлежащих субъекту прав, а значит, и на "координацию" существую­щих в обществе обязанностей. Между законным интересом и юридической обязанностью суще­ствует достаточное количество общих черт. Как первая, так и вторая категории обусловлены ха­рактером и уровнем сложившихся социальных отношений, взаимосвязью и взаимозависимостью различных участников правоотношений. Закон­ный интерес и юридическая обязанность высту­пают необходимыми подспособами правового ре­гулирования, влияют на развитие и совершен­ствование общественных отношений.

Законный интерес это - не только интерес участника правоотношения, попавший в сферу действия праворегулятивных механизмов, но и эффективное средство юридического воз­действия на социальные процессы. достижения поставленных целей правового регу­лирования.

Тем не менее, необходимо заметить, что если "законный интерес" как правовой инструмент яв­ляется непосредственной формой опосредования интересов и потребностей участников правоотно­шений, отражая их стремление к обладанию определенным социальным благом, то юридиче­ская обязанность опосредует интересы лишь кос­венно.

Если законный интерес напря­мую опосредует стремление субъекта, то юриди­ческая обязанность делает это стремление воз­можным, реальным, благодаря устанавливаемым ею правилам поведения, определенным "рамкам долженствования", которые распространяются не только на "заинтересованные лица" правоот­ношений. Смысл юри­дической обязанности в том, чтобы обеспечить функционирование соответствующей социально-политической системы. Обязанность нужна не только управомоченному. Она - элемент механизма саморегуляции сложной социальной системы. За­конные интересы дополняют данную саморегуля­цию производным от нормативности, но в то же время предполагающим незапрещенность, соот­ветствующую и норме, и духу права (что в рассмат­риваемом аспекте "подстегивает" правопримени­тельную деятельность) способом удовлетворения сложившихся потребностей. Однако именно обя­занности систематизируют борьбу стихийно возни­кающих из различных обстоятельств, связанных с действием нормы права, законных интересов.

Нарушение юридических обязанностей ведет к нарушению не только определенных субъектив­ных прав, но и законных интересов. Реализация же законных интересов связана с действующей системой юридических обязанностей.

Эти категории тесно взаимосвязаны между собой, что проявляется как в их взаимозависимости, так и взаимообуслов­ленности.  При этом законный интерес и юридическая обязанность - качественно различ­ные понятия, находящиеся в различных плоско­стях правового регулирования. Если первое пред­ставляет собой правовую дозволенность, незапрещенность, вытекающую из "духа права", его основ, то второе - правовая необходимость, име­ющая место в рамках существующих правоотно­шений.

2.2. субъекты правоотношений.

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя есть определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения — не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

Виды субъектов права. В большинстве отраслей российского законодательства субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федера­ции; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В част­ности, они не могут избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, например быть капитанами судов и т.д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответст­вующие обязанности.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

Само государство;

Государственные органы и учреждения;

Общественные объединения;

Административно-территориальные единицы;

Субъекты Российской Федерации;

Избирательные округа;

Религиозные организации;

Промышленные предприятия;

Иностранные фирмы;

Специальные субъекты (юридические лица) По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность и дееспособность субъектов права. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может бьп людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность — не естественное, общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости[13]. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество. Главное в правоспособности — не права, а принципиальная воз­можность или способность иметь их. Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а уже последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания быть равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она: а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить, б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств, в) непере­даваема, ее нельзя делегировать другим; г) по отношению к субъектив­ному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки, д) субъ­ективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е.А. Флейшиц, бланкетна.[14]

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различи в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее объем у всех одинаков. Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Даже значение роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности. Правоспособность — не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Сам термин «правоспособность» весьма точно передает смысл этого понятия.

Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т.д.). Это способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод.

Главное здесь — не смешивать способность к правообладанию с самим обладанием. «Правоспособность, — писал Н.М. Коркунов[15], — означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его».

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действу­ющим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, лишь при определённых условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Но в науке, в общей теории права, оно сложилось.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособ­ность — это такая правоспособность, при которой требуются специ­альные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача, уче­ного, артиста, музыканта и др.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях о них. Возникает в момент создания той или иной организации и прекраща­ется вместе с ее ликвидацией.

Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником пра­вовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от ука­занных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность — лишь с определенного возраста. Дее­способностью не обладают малолетние дети и душевнобольные лица, которые могут иметь права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители — родители опекуны, попечители гл (3 ГК РФ).

Дееспособность бывает, полная ст. 21 ГК РФ, частичная 26 ГК РФ и ограниченная 30 ГК РФ. Полная, как уже говорилось, насту­пает с совершеннолетием; частичная — с 14 лет; а ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах, необхо­димых для защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства. Допускается ограничение судом дееспособнос­ти лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это собиратель­ное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино. Например, у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны, и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

Многие права граждан носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т.д.). В отличие от имущественных прав, их должен реализовать сам обладатель.

С этой точки зрения все права можно подразделить на требующие личного участия при их осуществлении и нетребующие такого участия. В первом случае, т.е. в большинстве отраслей права, разделение правоспособности и дееспособности лишено практического смысла; во втором, т.е в сфере действия гражданского права, оно оправданно и необходимо.

Немыслимо положение, когда субъект обладал бы, к примеру, брач­ной, трудовой, избирательной правоспособностью, но был бы лишён аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают как единое целое. Напротив, в имущественных правоотношениях креди­тор может взыскать причитающийся ему долг необязательно лично, равно как и что-то купить, продать, исполнить обязательство, совер­шить ту или иную сделку. Здесь правоспособность и дееспособность могут не совпадать в одном лице.

В целом правосубъектность является одной из обязательных юри­дических предпосылок правоотношений. Правосубъектность — это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Информация о работе «Правоотношения»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 60718
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
132720
0
0

... бизнеса, поскольку именно эти предприятия наиболее чувствительны к каким-либо изменениям условий хозяйствования. Заключение Предметом данного исследования было изучение понятие налоговых правоотношений и систематизация их видов, а также раскрытие структуры и правового статуса участников налоговых правоотношений. В работе обосновывается возможность классификации налоговых правоотношений по ...

Скачать
110503
1
3

... -результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; -нематериальные блага; -информация. 2. Виды гражданских правоотношений   2.1 Классификация гражданских правоотношений. Абсолютные и относительные правоотношения Классификация гражданских правоотношений преследует не только теоретические, но и практические цели, заключающиеся в правильном уяснении прав и ...

Скачать
51133
0
0

... – Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. По общему правилу к ним применяются нормы, определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических лиц (п. 2 ст. 124 ГК). К понятию «субъекты гражданского правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего ...

Скачать
35962
0
0

... отношения в результате их правового регулирования не исчезают, а лишь приобретают правовую форму, с помощью которой упорядочивается их содержание. Поэтому содержание гражданских правоотношений образует взаимодействие их участников, осуществляемое в соответствии с их субъективными правами и обязанностями. Форма гражданского правоотношения. Субъективные права и обязанности, принадлежащие ...

0 комментариев


Наверх