1. Общая характеристика, понятие и система преступлений в сфере экономической деятельности

Глава 22 УК РФ предусматривает ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Некоторая часть составов преступлений, входящих в эту главу, существовала и в УК РСФСР 1960 г. и относилась к разряду хозяйственных преступлений. В гл. 22 УК РФ входит 35 видов преступных деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности. Одиннадцать из них были представлены и в Уголовном кодексе 1960 г. За 6 лет действия УК РФ в эту главу было внесено около 30 изменений и дополнений. Это свидетельствует о том, что экономическая основа общества постоянно усовершенствуется, приводится в соответствие с политическими и социальными реалиями. Родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, являются общественные отношения, составляющие содержание всей экономики в целом. Видовым объектом выступают отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей и услуг[1].

В качестве непосредственных объектов преступлений этой главы фигурируют конкретные общественные отношения, интересы в различных сферах экономической деятельности, на которые происходят преступные посягательства.

Кроме того, необходимо отметить, что преступления данной категории причиняют вред и дополнительным непосредственным объектам[2].

Исследуя объективную сторону указанных преступлений, следует отметить, что диспозиции многих правовых норм, предусматривающих за них уголовную ответственность, сформулированы законодателем как бланкетные. Иными словами, для правильного понимания сути преступления необходимо изучить немало нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность различных субъектов. Что касается непосредственно уголовно-правового деяния как признака объективной стороны, то в составах преступлений, входящих в гл. 22 УК РФ, оно выражается как в виде действия (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов), так и в виде бездействия (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).

Законодательная конструкция составов преступлений, посягающих на нормальную деятельность в экономической сфере, достаточно неоднородна. Одни из них сформулированы как материальные (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство), которые считаются оконченными только в случае наступления преступных последствий, состоящих в причинной связи с общественно опасным деянием, другие - как формальные, окончание которых связывается лишь с совершением самого деяния (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем).

Субъективная сторона преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, характеризуется исключительно умышленной формой вины.

Кроме того, в качестве обязательного признака некоторых составов выступают мотив и цель.

Субъект преступлений рассматриваемой главы общий или специальный, если характеризующий его признак прямо указан в диспозиции статьи Особенной части УК или вытекает из смысла последней[3].

В зависимости от непосредственного объекта посягательства, преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, можно подразделить на следующие шесть групп.

1. Преступления, посягающие на общественные отношения, интересы в сфере предпринимательской деятельности: воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169 УК); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК); незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК); лжепредпринимательство (ст. 173 УК); легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК); недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК); принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК); незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК); подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК).

2. Преступления, посягающие на общественные отношения, интересы, складывающиеся в кредитно-финансовой сфере: незаконное получение кредита (ст. 176 УК); злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК); злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК); злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 185.1 УК); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК); изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК).

3. Преступления, посягающие на монополию государственного регулирования в определенных сферах общественных отношений: нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК); незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК); нарушение правил сдачи государству в оборот драгоценных металлов, драгоценных камней (ст. 192 УК).

4. Преступления, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу перемещения ценностей через таможенную границу: контрабанда (ст. 188 УК); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК).

5. Преступления, посягающие на общественные отношения, интересы, складывающиеся по поводу порядка исчисления и уплаты налогов и иных платежей: уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК).

6. Преступления, посягающие на общественные отношения, интересы, обеспечивающие процедуру банкротства: неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК); преднамеренное банкротство (ст. 196 УК); фиктивное банкротство (ст. 197 УК)[4].

1.2 Проблемы конструирования мотивов и целей преступлений в сфере экономической деятельности

Правоохранительные органы при квалификации преступлений испытывает значительные трудности в оценке признаков субъективной стороны. Общеизвестно, что субъективная сторона - это внутренняя сторона преступного деяния, и она характеризуется виной, мотивом, целью и эмоциями. Мотив преступления представляет собой обусловленные потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление, и которыми оно руководствовалось при его совершении[5]. Цель преступления - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления. Эмоции - это субъективные переживания внешнего воздействия, переживания по поводу собственного состояния, совершаемого деяния или события окружающей действительности.

Вина является обязательным признаком субъективной стороны состава преступления и представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом и последствиями этого деяния. УК РФ 1996 г. закрепляет две формы вины: умышленную (ст. 25) и неосторожную (ст. 26).

Законодатель при конструировании главы 22 УК РФ эмоциональному состоянию лица, совершившего деяние, не уделяет должного внимания, так как оно не влияет на квалификацию. В свою очередь, мотивы и цели имеют здесь двоякое значение: выступают в качестве основных (ст. ст. 170, 171.1, 173, 174, 174.1, 181, 184, 186, 187, 196, 199.1 или квалифицирующих (ч. 3 ст. 183) признаков состава.

Преступления, предусмотренные главой 22 УК РФ, совершаются по следующим мотивам: корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 170, ст. 181); корыстная заинтересованность (ч. 3 ст. 183); личные интересы или интересы иных лиц (ст. 196); личные интересы (ст. 199.1), а также преследуют следующие цели: сбыта (ст. ст. 171.1, 186, 187); получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности (ст. 173); придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом (ст. 174); для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 174.1); оказания влияния на результаты соревнований или конкурсов (ст. 184); введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов (ст. 197).

Из 35 статей, включенных в главу 22, только в пяти из них упоминается мотив преступления и в восьми - цель, а в остальных двадцати двух нормах факультативные признаки субъективной стороны состава преступления не учитываются при квалификации.

Из вышеизложенного видно, что законодатель не употребляет в обозначенной главе термин "мотив", а при определении цели преступления использует в некоторых случаях предлог "для". Следует отметить, что в отдельных нормах мотив и цель носят конкретный характер, а в других - абстрагированы. Мотивы и цели - явления динамические, подверженные постоянным изменениям, и никто точно не сможет ответить, сколько видов мотивов и целей существует в реальности. Поэтому законодателю необходимо использовать обобщенные формулировки при определении мотивов и целей, чтобы охватить все возможные варианты.

Все мотивы и цели преступлений в сфере экономической деятельности имеют корыстную природу. Есть мнение, согласно которому корыстный мотив предполагает стремление получить материальную выгоду помимо виновного не для всяких, а только для близких лиц[6].

Очевидно, что при описании мотивов и целей преступления законодатель прибегает к двум возможным способам: прямое указание на мотив и цель (большинство статей главы 22); цель экономического преступления, как правило, не совпадает с преступным последствием в виде крупного ущерба или иных тяжких последствий.

Другими словами, квалификация преступления определяется не реализацией цели, а постановкой самой цели, входящей в диспозицию нормы. Специальная цель, как и мотив преступления, включенный в субъективную сторону конкретного состава, является предметом доказывания. В преступлениях, совершенных в сфере экономической деятельности, таких составов семь: ст. ст. 171.1, 173, 174, 184, 186, 187, 197 УК РФ. Включение специальной цели в субъективную сторону конкретного преступления отражает целенаправленный характер действий субъекта и, следовательно, указывает на прямой умысел деяния. Во всех перечисленных составах специальная цель является необходимым условием наступления уголовной ответственности. Прямое указание на мотив или цель представляется более приемлемым, поскольку практически не оставляет возможности для разночтений при толковании правовой нормы.

Мотивы и цели преступлений имеют важное значение для определения общественной опасности деяний, характеристики личности виновного, определения формы вины, а также для дифференциации ответственности и индивидуализации наказания.

Анализ норм главы 22 УК РФ показал, что в ней нет единой системы конструирования мотивов и целей, что вызывает определенные трудности при квалификации преступлений. Игнорирование сформулированных выше положений приводит к нарушению системности норм в УК РФ, к противоречиям при их применении. Исходя из этого, думается, что законодателю необходимо внести коррективы в главу 22 УК РФ и использовать общие технико-юридические приемы построения субъективной стороны преступлений в сфере экономической деятельности[7].


Глава 2. Характеристика видов преступлений в сфере экономической деятельности

 


Информация о работе «Преступления в сфере экономической деятельности»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 71331
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
47236
0
0

... последних, а также подвергающийся негативным изменениям аспект этих отношений определяются по-разному. Превалирующей является точка зрения, согласно которой родовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.[4] Непосредственными объектами преступлений ...

Скачать
32842
0
0

... обусловливает изменения других. Например, рост хищений взаимообусловлены изменениями преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности и т.д. Практика показывает, что экономическая преступность тесно связана с организованной преступностью. Если раньше организованные группы действовали только в уголовной направленности или только в сфере "теневой" экономики, то в ...

Скачать
31420
0
0

... научные труды таких авторов как Яблоков Н.П., Корноухов В.Е., Крылов И.Ф., Васильев А.Н., Пантелеев И.Ф., Селиванов Н.А., Наумов А.В. и др., затрагивающие вопросы изучения особенности расследования преступлений в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство) с современной точки зрения. Законодательной основой данной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 ...

Скачать
53385
0
0

... отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на развитие рыночной экономики.ЧАСТЬ 4 Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономической деятельности Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) То обстоятельство, что глава о преступлениях в сфере экономической деятельности открывается ...

0 комментариев


Наверх