2. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления
Статья 2 части I Европейской Хартии о местном самоуправлении содержит «Конституционные и законодательные основы местного самоуправления»:
«Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по мере возможности в Конституции государства».[2]
Официальный комментарий
Принцип права на местное самоуправление должен быть записан в законодательстве страны, подписавшей Хартию, и по возможности в национальную Конституцию. Однако его включение в Конституцию по различным причинам, изложенным в официальном комментарии, возможно не во всех странах. Например, опыт показывает, что это оказывается затруднительно в тех странах, где «процедура изменения Конституции требует одобрения квалифицированного большинства депутатов законодательного органа или всего населения, выраженного на референдуме» (по причинам политического и культурного характера). Аналогичная проблема, совершенно очевидно, возникает в тех странах, которые не имеют писаной Конституции, а располагают лишь конституциональными положениями, разбросанными в текстах различных законов.
В федеральных государствах имеются случаи регулирования местного самоуправления федеральным законодательством, а не актами правительства, что делает невозможным включить принцип местного самоуправления в национальную Конституцию. Необходимо отметить, что Хартия не преследует цель оказать влияние на взаимоотношения между субъектами Федерации и федеральным государством. Хартия лишь формулирует принципы «разделения полномочий и компетенции» и «субсидиарности». Основополагающая цель Хартии – зафиксировать важнейшие принципы местного самоуправления в качестве рекомендаций для выполнения, а не вмешиваться каким бы то ни было образом в вопросы функционирования или структуру государственной политики.
Российский комментарий
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление (Ст. 3, 12, 130–133 и др.). Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) констатирует в ст. 1: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».[3]
Закрепляя местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция Российской Федерации гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных, нежели в условиях централизации и концентрации власти, основ взаимоотношений федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Верховенство закона и иерархия правовых норм
В демократических государствах непосредственное осуществление власти физическим или юридическим лицом по отношению к другому физическому или юридическому лицу существенно ограничено. Основой власти выступает закон и другие нормативные акты или положения. В самом низу этой иерархической лестницы находятся прямые специальные приказы.
Иерархическая лестница правовых актов, как правило, выглядит следующим образом:
Ø конституционные положения;
Ø законы;
Ø приказы министерств;
Ø оперативные директивы;
Ø прямые приказы.
Предполагается, что нормативные акты, принимаемые нижестоящими органами власти, призваны разъяснять положения актов, принятых вышестоящими органами, и не должны противоречить им.
Если какая-либо юридическая норма, принятая нижестоящим органом, противоречит положению акта, принятого вышестоящим органом, то применяется последняя. Только в случае, когда этот закон противоречит конституционным положениям и находится на рассмотрении Конституционного суда, местные власти могут не исполнять его.
Должностные лица администрации центрального правительства (в том числе работники местных администраций) обязаны подчиняться распоряжениям своих руководителей и оперативным распоряжениям, даже если они противоречат положениям, принятым вышестоящим органом.
Российский комментарий
В России на конституционном уровне закреплен основополагающий принцип верховенства закона и вытекающая из него иерархия правовых актов. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты является закон. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни.
Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации выглядит следующим образом:
1. Конституция РФ (Основной Закон)
2. Федеральные нормативно-правовые акты:
а) законы (конституционные и обыкновенные);
б) указы Президента Российской Федерации;
в) иные федеральные подзаконные акты (правовые акты палат Федерального собрания, Правительства Российской Федерации);
3. Региональные нормативно-правовые акты:
а) конституции (уставы) субъектов Федерации;
б) законы субъектов Федерации;
в) региональные подзаконные акты (правовые акты региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, а также государственных должностных лиц).
4. Муниципальные подзаконные нормативно-правовые акты (уставы муниципальных образований, правовые акты представительных и иных органов, а также должностных лиц местного самоуправления).
Нормативные предписания органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех лиц, проживающих на соответствующей территории.
... местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления. Во-вторых, нормативные правовые ...
... . Он является выборным, и только прямыми выборами избирается, одновременно по должности после избрания возглавляет два органа местного самоуправления. Глава 2. Сравнительный анализ местного самоуправления в РФ и смешанной модели местного самоуправления на примере Германии 2.1 Компетенция, права и гарантии МСУ На первый взгляд может показаться, что между ФРГ и РФ в рамках конституционных ...
... самоуправления должна определяться через компетенцию конкретного муниципального образования, особенности которого определяют все основные параметры содержания компетенции. [17] 3 Проблема исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Учитывая существенные различия в условиях осуществления местного самоуправления на разных территориях, огромные различия ...
... отличных от государственных собственных интересов. Поэтому между государством и его органами немыслимы юридические отношения. Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников в дореволюционной России, осуществившей в XIX веке земскую и городскую реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили свое обоснование в работах В.Н. Лешкова, А.И. ...
0 комментариев