2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Согласно ч.1 ст. 181 УК Республики Беларусь торговлей людьми признается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека.
Из анализа вышеназванной нормы видно, что часть первая этой статьи устанавливает в настоящее время ответственность за "куплю-продажу человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенных в целях эксплуатации вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения человека".
Непосредственным объектом этого преступления является личная свобода человека, а точнее, свобода его волеизъявления.
Потерпевшим в рамках ч. 1 ст. 181 УК является любое совершеннолетнее лицо. В случае торговли несовершеннолетним ответственность наступает по п. 1 ч. 2. ст. 181 УК.
В зависимости от характера совершаемых деяний и наличия либо отсутствия цели эксплуатации новая редакция ч. 1 ст. 181 УК определяет торговлю людьми в двух возможных вариантах преступного поведения:
1. Купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его;
2. Совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека.
Понятие торговли людьми по сравнению с первоначальной редакцией ст. 181 УК в настоящее время определено значительно шире (ранее в ч. 1 ст. 181 УК шла речь о сделках, направленных на совершение купли-продажи или иных только в отношении зависимых лиц). Следует отметить, что новое определение торговли людьми как преступления в УК Беларуси значительно шире и понятия торговли людьми, которое указано в подпункте "а" ст. 3 Палермского Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (далее - Палермский Протокол).
Купля-продажа означает возмездную передачу человека (т.е. распоряжение им как вещью). Представляется, что использование гражданско-правовой терминологии в этом случае не совсем корректно.
Совершение иных сделок – это мена, дарение и совершение любых возможных сделок по передаче человека.
При первом названном варианте преступного поведения не обязательно, чтобы виновное лицо руководствовалось корыстной целью либо целью эксплуатации. Более того, лицо может руководствоваться и альтруистическими целями.
Второй вариант преступного поведения представлен в законе рядом альтернативных действий и обусловлен наличием цели - эксплуатации человека.
Вербовка человека представляет собой привлечение, наем человека для сексуальной эксплуатации.
Перевозка представляет собой перемещение человека в пространстве путем его транспортировки.
Передача человека – это распоряжение человеком как вещью посредством передачи его под контроль иному лицу. Передача фактически означает совершение какой-либо сделки. Но в контексте ст. 181 УК передача должна быть совершена в целях эксплуатации человека.
Укрывательство человека представляет собой совершение действий, направленных на сокрытие лиц, являющихся жертвами торговли людьми (потерпевших).
Получение человека – это противоправное завладение им.
В целом следует отметить, что конструкция состава, предусмотренного ст. 181 УК, весьма неудачна. Дело в том, что в подпункте "а" статьи 3 Палермского Протокола понятие торговли людьми обусловлено исчерпывающим перечнем способов совершения этого преступления. Эти способы учитывают объект посягательства – свободу волеизъявления человека. Поэтому в Палермском Протоколе выделены способы торговли, предполагающие ограничение свободы волеизъявления. Эти способы условно можно разделить на две группы:
1. способы, которые свидетельствуют о торговле человеком против его воли (применение силы или угрозы ее применения, иные формы принуждения);
2. способы осуществления торговли человеком помимо его воли (обман, злоупотребление доверием, использование уязвимого положения).
Исключением являются несовершеннолетние лица. Согласно подпункту "с" статьи 3 Палермского Протокола вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считается "торговлей людьми" даже в том случае, если они не связаны с применением каких-либо средств воздействия, указанных в подпункте "а" статьи 3 Протокола.
В определении основного состава торговли людьми, указанном в ч. 1 ст. 181 УК, эти способы не называются. Однако многие способы, которые указаны в Палермском Протоколе, с определенной модификацией выведены в квалифицирующие обстоятельства:
– п. 6 ч. 2 ст. 181 – должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;
– п. 9 ч. 2 - с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств потерпевшего;
– п. 10 - путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения.
Получается, что в рамках предлагаемого основного состава торговли людьми могут быть использованы любые иные способы. Но, учитывая специфику этого преступления, иные способы в отношении совершеннолетнего лица трудно представить.
Дело в том, что уголовно-правовые признаки вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения человека следует рассматривать с учетом важного признака субъективной стороны этих преступных деяний - цели эксплуатации. В части первой примечаний к ст. 181 УК дано понятие эксплуатации: "незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг в случае, если он по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством". Если преследуется цель незаконного принуждения, то как можно завербовать, перевозить, передавать, укрывать или получать совершеннолетнего человека способами, не ограничивающими его свободу волеизъявления? Конечно, это всегда будет сопряжено с обманом, использованием уязвимого положения, насилием и т.д. Но это означает, что при такой конструкции состава торговли людьми в практике к ответственности фактически всегда будут привлекать за квалифицированный состав торговли людьми (потому что принудительные способы или обман указаны в ч. 2 ст. 181 УК). А в случае осуществления данного преступления с распространенной в настоящее время целью сексуальной эксплуатации (это квалифицирующее обстоятельство согласно пункту 3 ч. 2 ст. 181 УК), с учетом способов торговли людьми, которые фактически всегда будут квалифицирующими, суд будет вынужден назначать еще более жесткое наказание в рамках санкции ч. 2 ст. 181. Представляется, что такой подход создает предпосылки для необоснованного ужесточения уголовной репрессии.
Следует отметить, что практически все исследователи и эксперты в области международного права сходятся в том, что торговля совершеннолетними людьми должна в обязательном порядке определяться только как акт, сопряженный с обманом или принуждением[10,с. 59].
Состав торговли людьми сконструирован по типу формального состава преступления. Данное преступление будет признаваться оконченным с момента совершения соответствующего действия (передачи, вербовки человека и т.д.). Представляется, что в прежней редакции ч. 1 ст. 181 УК этот состав людьми в превентивном аспекте был сконструирован более удачно, поскольку позволял признавать оконченным преступлением действия, предшествующие совершению кощунственной по своему характеру сделки (например, с момента предложения продать человека). По смыслу ныне действующей нормы все действия, которые предшествовали, например, факту передачи человека, будут образовывать приготовление к преступлению. Известно, что за приготовление к преступлению ответственность должна быть менее строгой, чем за оконченное преступление. Вместе с тем ответственность в целом за это преступление ужесточена. Так, в санкции ч. 1 ст. 181 УК за торговлю людьми установлено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества (исключены ранее указанные в ч. 1 ст. 181 альтернативные наказания). Максимальный предел лишения свободы увеличен до семи лет (ранее – до 6 лет). В соответствии с положениями статьи 12 УК это означает, что данное преступление отнесено к категории тяжких преступлений. Дополнительное наказание в виде конфискации имущества является обязательным.
Конструкция данной санкции вступает в противоречие с положениями части второй статьи 61 УК, в соответствии с которыми конфискация имущества может быть установлена только в отношении тех тяжких или особо тяжких преступлений, которые совершаются из корыстных побуждений. Однако торговля людьми далеко не всегда может быть обусловлена корыстными побуждениями.
При установлении санкции следует не забывать особый законодательный подход применительно к несовершеннолетним преступникам. Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 115 УК лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок наказания в виде лишения свободы не может превышать семи лет. Вместе с тем в санкции ч. 2 ст. 181 УК установлено наказание в виде лишения свободы от 10 до 12 лет с конфискацией имущества. Как суду назначать наказание несовершеннолетнему в таком случае?
В аспекте квалификации преступления возникает вопрос и об отграничении торговли людьми от некоторых смежных преступлений. В частности, это касается соотношения вербовки людей в целях сексуальной эксплуатации и вовлечения в занятие проституцией. Данный вопрос мы рассмотрим в следующей главе.
... виновного к наступившей смерти потерпевшего характеризовалось неосторожной формой вины в виде легкомыслия либо преступной небрежности. Пункт 2 части 3 статьи 181 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за торговлю людьми, совершаемую организованной группой. Понятие организованной группы дано в статье 18 УК Республики Беларусь: «Преступление признается совершенным организованной ...
... (в основном это страны бывшего Советского Союза) в уголовное законодательство внесены надлежащие статьи, предусматривающие уголовную ответственность за торговлю людьми (подобные изменения в уголовном законодательстве произведены в Литве, Латвии, Белоруссии, Грузии, Таджикистане, Казахстане и на Украине, и в некоторых других странах), что наиболее ярко подчеркивает сходство их правовой системы с ...
... законодательстве. Требует осмысления опыт иностранных государств. 5. Заключение В современных российских реалиях проблемы несоблюдения прав человека, в частности, такие вопиющие, как похищение, рабство и торговля людьми, не только не перестают быть актуальными, но и зачастую приобретают все более массовый характер. Поэтому борьба с данными негативными тенденциями должна занимать не ...
... возрастала степень общественной опасности и возникала угроза как личной безопасности конкретного человека, так и безопасности общества в целом. С развитием законодательной техники уголовная ответственность за преступления, посягающие на свободу личности подвергалась различным изменениям начиная с Судебника 1497 года и по сегодняшний день. 1.2. Понятие и основание уголовной ответственности ...
0 комментариев