2. Субъекты, которые определяли и формировали решения в области внешней политики России в 90-е годы
Президент и президентский аппарат
После принятия новой Конституции в декабре 1993 года планирование и осуществление внешней политики стали прерогативой президента. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80, п. 4; Ст. 86, пп. «а»). Кроме того, он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом, утверждает военную доктрину Российской Федерации, формирует Администрацию Президента Российской Федерации и назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83, «ж», «з», «и», «л»). Наиболее важным правом Президента РФ является право издавать указы и распоряжения (ст. 90, п. 1).
31 октября 1996 г. Президент России утвердил аппарат Совета по внешней политике при Президенте РФ, укрепляя его функции и добавляя более серьезное право - информационное обеспечение президента и руководителя Администрации Президента в сфере внешней политики.
Администрация Президента РФ становилась органом, имеющим возможность оказывать огромное влияние на формирование внешней политики России. Совместно с МИДом она готовила зарубежные визиты российского президента и визиты в Россию высших иностранных государственных деятелей.
Министр иностранных дел и МИД.
В начале 1992 г., когда следом за распадом СССР было создано новое Российское государство, место в нем Министерства иностранных дел обозначалось весьма неопределенно, а действия его были довольно неуверенными. В Советском Союзе, как известно, деятельность МИДа впрямую зависела от внешнеполитической линии, диктуемой Политбюро и разработанной Международным отделом ЦК КПСС, ориентированным, главным образом, КГБ и Министерством обороны. При этом МИД был суборганом политической власти, а не государства, который не имел самостоятельности как субъект, активно участвующий в процессе формирования внешней политики.
В течение 1993 - 1994 гг. деятельность МИДа была направлена на вхождение России в мировое сообщество. Особенно важной оставалась роль МИДа в формировании благоприятной для российских реформ внешней атмосферы. 8-10 июля 1994 г. в Неаполе состоялась встреча на высшем уровне лидеров семи развитых стран, в которой принял участие президент России Б. Ельцин. В процессе встречи, которая проходила по формуле «7-Н», были изложены общие подходы «восьмерки» к ключевым проблемам международной жизни. При этом большая работа для интеграции России в «семерку» была проведена МИДом.
Министр обороны и Министерство обороны РФ.
В первую очередь Минобороны занялось укреплением отношений со странами СНГ для объединения в целях безопасности вооруженных сил. 18-19 июля 1994 г. на заседании министров обороны государств-участников многостороннее военное сотрудничество стран СНГ реализовалось, главным образом, в рамках уже существовавшего Договора о коллективной безопасности, который имел целью объединение вооруженных сил и был подписан в мае 1992 г. Он вступил в силу 20 апреля 1994 г. и имел срок действия пять лет[6].
Одновременно Минобороны расширяло сферу деятельности российской армии на международной арене через участие в миротворческих операциях в зонах конфликтов - в Боснии, Югославии и СНГ. В связи с этим первый заместитель Председателя Совета Министров Российской Федерации О. Сосковец в ноябре 1993 г. подписал Постановление «Об образовании Межведомственной комиссии по координации участия Российской Федерации в миротворческой деятельности». Б. Ельцин в связи с принятой Советом Безопасности ООН резолюцией 937 от 21 июля 1994 г. издал 7 октября 1994 г. «Распоряжение Президента Российской Федерации о направлении российских военных наблюдателей в состав миссии ООН по наблюдению в Грузии».
Законодательная власть.
Законодательная власть является одним из главных источников, даюших легальность осуществления внешней деятельности любого государства, в том числе России. Если говорить о практическом процессе формирования внешней политики, то надо признать, что российский парламент действует в этом процессе опосредованно. Потому что, по сути дела, его главной задачей являются формирование Конституции и законов, которые дают ориентиры для главного направления внешней политики, а также оценка работы, проведенной правительством, являющимся практическим рабочим органом, в том числе, его внешнеполитических структур.
Проекты решений по внешнеполитическим вопросам готовятся для принятия их законодательной властью в соответствующих комитетах как правило, депутатами, имеющими опыт работы в области международных отношений. Затем они обсуждаются на заседаниях Думы. Отработанные и принятые законы предлагаются правительству.
В России, как известно, окончательное слово в утверждении любого закона имеет президент.
У законодательной власти России имеются два пути для участия во внешней политике государства. Первый направлен на выработку системы собственной внешнеполитической деятельности, ориентированной главным образом на развитие и укрепление международных, т.е. межпарламентских, связей. Второй - влияние на курс внешней политики через давление на исполнительную власть, через формирование общественного мнения, согласие или отказ в ратификации международных соглашений, заключенных правительством, принятие или отклонение бюджета. В парламенте бюджет проходит четыре чтения в каждой палате (Государственной Думе и Совете Федерации). Детальное изучение проводится в основных комитетах парламента.
После распада СССР руководство Верховного Совета РФ во главе с Р. Хасбулатовым уделяло большое внимание развитию международных связей российских парламентариев, пытаясь обеспечить правопреемство с предшествовавшими высшими законодательными органами СССР и РСФСР.
Таким образом, парламент осуществляет свое участие в международной жизни страны посредством пристального наблюдения за политикой правительства, формирования общественного мнения, ратификации международных договоров, заключенных правительством. Еще одним важным средством, используя которое парламент участвует в процессе формирования внешней политики, является рассмотрение проекта бюджета, представленного правительством. Принятие или отклонение статей бюджета, направленных на расходы по обороне страны, на МИД, Администрацию Президента и другие ведомства, связанные с международными акциями, оказывает весомое влияние на направление внешней политики.
Когда в 1992 г. было объявлено о необходимости военной реформы, государство стремилось к уменьшению количества вооружения и общего объема армии, противопоставив старым канонам создание профессиональной армии. Очевидно, что это стремление до сих пор не увенчалась успехом, поскольку, как известно, военная реформа возможна только при поддержке государственного финансирования. Несмотря на активное лоббирование Минобороны, проводимое его газетой «Красная Звезда» и сторонниками в парламенте, окончательно выделенная сумма в бюджете не отличалась от указанной в первоначальном проекте Минфина.
В целом же, можно констатировать, что к 1997 г. наметился вполне определенный сдвиг в плане совместной выработки более сбалансированного и более эффективного курса России в международных делах. Активизировалась роль Федерального Собрания и особенно Государственной Думы во внешнеполитическом процессе в рамках становления новой государственной власти. Активизация эта, неразрывно связанная с внутриполитической борьбой, зачастую сопровождалась резкими столкновениями с исполнительной властью, с президентом РФ. Тем не менее, перспективная тенденция начала все более уверенно и последовательно прокладывать себе путь в сумятице во многом противоречивого, но необходимого и неизбежного в правовом государстве сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти при выработке и осуществлении внешней политики.
Заключение
Анализ внешней политики современной России и её поведения на международной арене в 90-х годах, на рубеже веков, свидетельствует о больших трудностях в определении внешнеполитической стратегии. Не всегда лидеры государства помнили и понимали, что Россия – евразийское государство и в силу его географического положения, исторического опыта, политических и экономических условий его внешнеполитические приоритеты должны быть в равной степени направлены и на запад, и на восток.
В современных международных отношениях тенденция к многополярности стала необратимым проявлением, что выражается в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств. И ориентация внешней политики Российской Федерации, характеризующаяся стремлением сформировать механизм многополярности мира, вовсе не исключение. В настоящее время мировое сообщество столкнулось с принципиально новым комплексом проблем, которые требуют своего разрешения.
Россия с начала 90-х годов сконцентрировала свою дипломатическую деятельность на задаче вхождения в мировое сообщество, в его институты безопасности и конкретные коллективные структуры регулирования военно-политической деятельности. При этом Россия в качестве ядерной державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, несущего ответственность за поддержание международного мира и безопасности, располагала и располагает особыми рычагами воздействия на ряд наиболее жизненно важных областей международной политической безопасности. Но со временем Россия столкнулась с усилением стремления ряда государств ослабить ее позиции в политической, экономической и военной областях, ограничить ее влияние на решение кардинальных международных проблем, что, естественно никак не устраивает ни руководителей государства, ни его население.
В последние годы 20 столетия, Россия с драматичным напряжением старалась балансировать между различными силовыми центрами современного мира, пытаясь отстоять независимость своей внешней политики, стимулировать тенденции к многополярности миропорядка. Об этом свидетельствуют встречи президента РФ с лидерами ФРГ, Франции, Японии, Китая и других стран, достигнутые на них договоренности о новых направлениях сотрудничества, оживление российской политики на многих направлениях. Основной целью усилий России являлось недопущение такой расстановки сил в мире, когда идет создание единственного мирового силового полюса. Отсюда - принципиальный отказ России от формирования общеевропейской системы в рамках НАТО, ее стремление к повышению статуса и расширению функций ОБСЕ.
Список использованной литературы
1. Внешняя политика России: 1991-2000. М., 2001.
2. Внешняя политика России. Сборник документов. М., 1997.
3. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000.
4. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). Учебник / Под ред. А.С. Протопопова. М., 2006.
5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Российская газета, № 133, 11.07.2000.
6. Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999.
7. Международные отношения на постсоветском пространстве / Под ред. И.Д. Звягельской, Н.А.Косолапова. М., 2000.
[1] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 42.
[2] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 44.
[3] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 46.
[4] Концепция внешней политики Российской Федерации. Российская газета, № 133, 11.07.2000.
[5] Внешняя политика России: 1991-2000. М., 2001.
[6] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 143.
... экономических отношений между Россией и Европейским Союзом является одной из многочисленных актуальных для России темой. Тема дипломного проекта звучит как: «Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы». Целью работы является освящение эволюционных изменений внешнеполитического курса России по отношению к странам Евросоюза с 1992 по 2007 годы. ...
... их жизнь значительно улучшится. 8,8% считают, что ничего существенно не изменится. Для 7,3% ситуация может ухудшиться [48]. Очень важным в рационализации европейской интеграции является проект документа «Концепция внешней политики Республики Молдова» 2003 г., которая еще не была одобрена, в которой европейская интеграция квалифицирована стратегической задачей национального интереса. В условиях, ...
... наивные представления о безоблачности перспектив интеграции, а отсюда и неумелая политика на постсоветском пространстве не позволяли добиваться поставленных целей. В качестве третьего направления российской внешней политики выкристаллизовалось освобождение от «груза» советской дипломатии. Москва проявила готовность к самокритике, признанию прошлых ошибок, исправлению их. Кремль в той или иной ...
... стабилизации, постстабилизационного восстановления, экономического роста и активной структурной перестройки, включения страны в процессы мирохозяйственной глобализации. 1.2.5. Контуры предлагаемой модели промышленной политики России Индустриальное развитие России сегодня сталкивается с проблемами, уникальными по составу, остроте и сложности: такого не испытывала ни одна из стран, переживших ...
0 комментариев