6. Виды и особенности толчкового поведения жертвы при совершении насильственных преступлений
Жертва как составляющая ситуации может повлиять не только на зарождение мотивов, она также может реально создавать обстановку, провоцирующую причинение ей вреда.
Виновное поведение потерпевшего - это социально неодобряемое поведение жертвы преступления, являющееся результатом реализации ее сознательного отрицательного отношения к общепринятым социальным нормам, способствующее совершению преступного посягательства в сфере ее интересов.
Виновное поведение жертвы не однородно по своему содержанию и может быть как неправомерным, так и аморальным, и неосмотрительным.
Неправомерное поведение – это поведение нарушающее нормы уголовного закона, либо другие правовые нормы.
Аморальное – это поведение, нарушающее общепринятые в обществе моральные нормы и ценности.
Неосмотрительное или легкомысленное поведение жертвы выражается в сознательном пренебрежении к социальным ценностям в сфере собственных интересов, несоблюдении элементарных мер предосторожности.
А.Л. Репецкая в своей работе («Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике». Иркутск, 1994) выделяет несколько видов виновного поведения жертвы преступления:
· персонодефектное поведение жертвы преступления – являющееся следствием реализации виктимогенной деформации личности;
· ситогитивное поведение (от «situation» – ситуация и «guilt» - вина) следствие случайного виновного поведения лица;
· фасилитивное поведение (от «facilitate» – облегчать, содействовать) это такое поведение жертвы, которое непосредственно не влияет на формирование преступного умысла.
Для определения степени участия потерпевшего в формировании криминогенной мотивации преступника и дальнейшей ее реализации необходимо выяснить:
а) насколько жертва способствовала в конкретной жизненной ситуации совершению преступником преступления;
б) каково было объективное давление ситуации на преступника;
в) каков вклад потерпевшего в формирование личности преступника, антиобщественная установка которого взаимодействовала с ситуацией, сложившейся при большом или меньшем участии потерпевшего;
г) какие личностные свойства жертвы делали ее в большой степени виктимной для преступника.
Поведение потерпевших в некоторых случаях выступает толчком к совершению преступления в будущем (пр. толчком к совершению убийства, иного насильственного преступления может быть измена близкого человека). Толчком к совершению преступления будет такое поведение потерпевшего, которое является исходной криминологической составляющей механизма преступного поведения, несет нагрузку создания у причинителя вреда преступной решимости.
Поведение потерпевшего помимо толчкового (позитивного и негативного) может быть пассивное, замкнутое, нейтральное.
Рассмотрим подробнее толчковое поведение жертвы отрицательной социальной направленности, в подобных ситуациях потерпевший зачастую характеризуется наличием у него низкого уровня правосознания либо ярко выраженными антиобщественными или аморальными взглядами.
Противоправные и аморальные действия жертвы могут выражаться в нападении, грубом обращении, обмане, оскорблении, провокации, подстрекательстве и других аналогичных действиях, направленных на будущего причинителя вреда и создавших ситуацию, реализовавшуюся в причинении вреда потерпевшему.
Негативный вклад жертвы в механизм преступного поведения может и не быть связан с конфликтными отношениями между нею и преступником, причинившим ей вред (пр. увечье, получаемое с целью уклонения от военной службы (ст.339 УК РФ), в данном случае преступник действует по настоянию, просьбе, поручению лица (жертва будущего преступления)).
Помимо толчкового поведения жертвы негативного характера выделяется также поведение позитивной направленности. Такое поведение характерно для жертв с высоким уровнем правосознания, наличием твердых моральных и нравственных устоев. Положительное поведение, в частности противодействие преступнику, может сыграть роль толчка к преступным действиям, направленным на противодействующее лицо. При положительном характере действий потерпевшего важно помнить о решающей роли негативных факторов.
Пассивное поведение жертвы, характеризуемое случаями неоказания сопротивления, отсутствием необходимой реакции на преступные или неправомерные либо аморальные действия преступника создают объективную возможность совершения преступления в конкретной жизненной ситуации, в которой не последнюю роль играет поведение потерпевшего (пр. «всепрощение», часто встречаемое во взаимоотношениях близких родственниках: - мать-сын; дочь-отец и т.д.).
7. Виктимологическая профилактика общественно опасных посягательств, связанных с насилием
Есть два направления борьбы с насильственной преступностью и её предупреждения. Первое связано с оздоровлением общества в целом, уменьшением общесоциальных предпосылок насильственной преступности (общее предупреждение), второе связано с направленным воздействием на составляющие её причинного комплекса (специальное предупреждение). К мерам общего предупреждения насильственной преступности А. И. Долгова относит:
· Создание условий для цивилизованного, правового разрешения конфликтов между гражданами, уменьшения их числа и вредных последствий.
· Повышение культурного и образовательного уровня граждан, обеспечение здоровых условий для формирования личности.
· Социальный контроль, позволяющий осуществлять быстрое реагирование на мелкие правонарушения и социальные конфликты, сглаживающий их последствия и стимулирующий правопослушное поведение.
· Формирование в общественном сознании негативного отношения к насилию как способу разрешения конфликтов, повышение престижа правомерных способов защиты своих прав.
В числе объектов воздействия специальных мер она называет, прежде всего, криминальную и криминогенную среду, в которой находятся лица молодого возраста (до 29 лет), лиц без постоянного источника дохода и лиц, ранее совершавших преступления. А. И. Долгова называет следующие меры специального предупреждения:
· Воздействие на лиц, злоупотребляющих алкоголем и иными психоактивными веществами с целью ресоциализовать их и побудить к отказу от употребления этих веществ.
· Ресоциализация лиц, освобождённых из мест лишения свободы: их трудоустройство, обеспечение жильём и т.д.
· Коррекция поведения лиц с аномалиями психики, особенно на раннем этапе (в детских учреждениях).
· Создание психологических консультативных центров, направленных на реабилитацию жертв бытового насилия и предотвращение новых посягательств на их интересы.
Виктимологическая профилактика, призванная по возможности вывести людей из «групп риска», подверженных совершению насильственных преступлений, обучить их навыкам по избежанию опасных криминогенных ситуаций.
Предупреждение насильственной преступности может также осуществляться косвенно, путём воздействия на другие виды преступности. Например, борьба с организованной преступностью влечёт уменьшение общей насильственной преступности, поскольку именно насилие лежит в основе деятельности организованных преступных формирований.
Важное место в системе профилактики насильственных преступлений занимают уголовно-правовые нормы с так называемой двойной превенцией, устанавливающие ответственность за деяния, которые предшествуют совершению тяжких насильственных преступлений в «преступной карьере» большинства опасных преступников: хулиганство, угроза убийством, незаконный оборот оружия и т. д. Фактическая безответственность лиц, совершающих подобные деяния, создаёт у них чувство безнаказанности и приводит к эскалации преступного поведения.
Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются (см.: Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.) на:
а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);
б) социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);
в) психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо «ингибитором», либо «катализатором» действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае происходит эскалация насилия или «принудительная спираль насилия» (Паттерсон).
Одна из основных тенденций в области психологического изучения насилия в семье состоит в разработке проблематики межличностных детско-родительских взаимоотношений, развивающихся по типу неадекватного (патогенного) родительствования, блокирующего нормальное развертывание процесса развития детей. Неадекватное (патогенное) родительствование представляет собой континуум интерперсональных коммуникативных паттернов, описывающийся различными авторами как «депривация — симбиоз» (Е. Т. Соколова, С. В. Ильина, и др.), «отвержение — гиперсоциализация» (В. И. Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни, приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции насилия.
Проблематика психологических механизмов, составляющих основу феноменологии неадекватного (патогенного) родительствования, центрируется (при всем своем многообразии) на механизмах условного принятия/самопринятия. В первом случае речь идет об интерперсональных (коммуникативных) психологических механизмах (от идентификации до отвержения), тогда как во втором — о механизмах интраперсональных (о психологических защитах по типу диссоциации и вытеснения).
Можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с различной степенью выраженности психологического насилия:
1. В ходе психологического консультирования семей с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию;
2. В ходе психологического консультирования семей с проблемами психологического насилия приоритетное внимание следует уделять неадекватному (патологическому) родительствованию;
3. В ходе психологического консультирования семей с неадекватным (патогенным) родительствованием приоритетное внимание следует уделять механизмам самонепринятия родителей;
4. В ходе психологического консультирования родителей с проблемами самонепринятия приоритетное внимание следует уделять интраперсональным процессам блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из сознания родителей своих собственных сущностных (в широком смысле витальных) проявлений, то есть динамическим аспектам «негативной психологии» (А. Менегетти), процессам персонализации (А. Б. Орлов) — формированию персональных и теневых личностных составляющих;
5. В ходе психологического консультирования родителей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетное внимание следует уделять прецедентам и условиям процессов персонификации (А. Б. Орлов), альтернативных процессам персонализации.
Такая стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию новых, свободных от насилия форм родительствования.
Список литературы
1. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимологические нюансы криминологической ситуации в России // Криминологический журнал. 2009. № 1
2. Вишневецкий К.В. Развитие понятий виктимности и виктимизации в Российской криминологии // Криминологический журнал. 2007
3. Джахбаров Ю.А. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений на виктимологической основе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2004
4. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М., 2001.
5. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2005.
6. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М Кропчева. СПб., 2005.
7. Морчев И.А. Виктимологические аспекты предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений // Российский следователь. 2006. № 11.
8. Полубинский В.И. Жертва в контексте виктимологических исследований Научный портал МВД России. 2008. № 2
9. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб., 2000
... и психиатрические исследования. В обязательном порядке по результатам проверок принимать решение по признакам ст. 110 УК РФ – доведение до самоубийства. * * * Анализ состояния криминальной виктимизации в Российской Федерации и тенденции ее развития на перспективу показал, что имеет место снижение рассмотренных в документе показателей динамики виктимизации по лицам, потерпевшим в ...
... преступления, но часто не единственное. В механизмах конкретных преступлений криминологически значимо проявляются не только преступники— причинители вреда, но и их жертвы. Следовательно, и оценивать преступность по существу необходимо не только с криминологических, но и с виктимологических позиций. Сама констатация того факта, что в результате совершения многих преступлений появляется множество ...
... общесоциальное предупреждение должно учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества, что позволит удерживать насильственную преступность в ИУ на более низком уровне. Насильственные преступления в исправительных учреждениях имеют определенные особенности, выражающиеся в особо опасном характере указанных преступлений; в тенденциях и закономерностях преступности в ...
... полноценный синдром посттравматического стресса, около 40 % соответствовали показателям синдрома посттравматического стресса хотя бы по одному диагностическому критерию [1, 124]. С точки зрения криминальной виктимологии жертвой преступления признается только лицо, пострадавшее от запрещенного национальным уголовным законом деяния (действия или бездействия). ”Связанность” понятия жертвы ...
0 комментариев