2.1 Возникновение социальной работы
По словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в, своего рода, «защитников» и в их средства. Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.
Российское общество у своих истоков самобытно, в нем сочетается общинное самоуправление крестьян, самодержавная власть, казачество на окраинах государства и свободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических условий, хозяйственных и экономических условий жизни порождало вопросы и противоречия, как надо жить, какими способами защищать малоимущих. Русский народ не привык самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями, поэтому в условиях перехода к рыночной экономике, в конце 1980-х – начале 1990-х гг., он не был готов к резкому изменению характера и форм социальных отношений, к ломке привычных стереотипов жизненного поведения, к утрате многими людьми социального статуса и перспектив развития. Поэтому возникли проблемы, с которыми невозможно справиться самостоятельно, возросла социальная напряженность. Люди осознали, что защищать их в таких условиях некому. Все это повлекло за собой развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, для помощи нуждающимся.
Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные движения и их деятельность во многом определили судьбу России на протяжении всего прошлого века. Если глубоко рассматривать эти идеи и теории, то не трудно заметить, что все они формируются из нескольких структурных единиц: условия жизнедеятельности человека, свободы личности и возможности ее реализации в обществе, вопросы социальной справедливости.
Исследования второй половины 20 века в области истории, социологии, экономики и статистики свидетельствуют о выходе социальных проблем в число глобальных и приоритетных, показывают их влияние на социокультурную и другие стороны жизни человека. В начале прошлого века социальные проблемы стали объектом изучения различных социальных наук, но возникают некоторые явления связанные с обществом и не определенные ни одной наукой, такие как: социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная защита и др. Этот тип общественных связей стал являться объектом изучения теории социальной работы.
По словам профессора Холостовой, история социальной работы начинается с благотворительности, существовавшей на всех этапах развития не только европейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания к ближнему еще в племенах восточных славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные славяне были милостивы к старым и малым соплеменникам, а так же к племенным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей».[3]
В Х веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который приравнивался к понятию человеколюбие. Главной заповедью стала христианская – любовь к ближнему: «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню».[4]
Уже в 996 году, в Церковном уставе упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, и на прием странных – неимущих была определена «десятина, т.е. десятая часть поступления от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[5]
Холостова говорит о том, что продолжение благотворительность получила в деяниях Иоанна Грозного в 1551 г. В постановлении Стоглавого Собора. Попечение признавалось делом общества, которое регулирует государство путем царского правления и законом. Именно в этот период благотворительность в России осуществила переход из общественного феномена в объект государственного надзора. Призрение за неблагополучной частью общества оформилось в систему при Петре Великом, который, как пишет Е. Максимов, четко отличал нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с их нуждой. Говорил, что предупреждение нищеты – лучшая борьба с ней. Выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Создавал органы презрения.[6] Реформатор принимал меры по наказанию притворяющихся нищими. Император выделял в группу нуждающихся новые для России группы общества такие как: незаконнорожденные младенцы, солдат и офицеров неспособных к службе в дальнейшем служить, инвалидов матросов и солдат, душевно больных и других. Стали появляться новые виды заведений: госпитали для сирот, инвалидные дома¸ поселки для пленных. Кроме того выдавались пенсии, кормовые деньги, нуждающихся обеспечивали землей и промыслами.
Главным начинание Петра Великого заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике, а также передаче заботы о бедных и немощных государственным структурам. Но все это являлось только элементами структуры социального обеспечения.
Только в середине ХVIII века при правлении Екатерины II начинают складываться условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В это время создаются специальные учреждения для образования и воспитания детей из неблагополучных семей и детей сирот: воспитательные дома для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц и другие заведения. Екатерина отменила смертную казнь и издала несколько указов облегчающих учесть арестантов.
На рубеже ХІХ-ХХ веков остро встала проблема потребности в систематическом изучении различных форм помощи нуждающимся, в первую очередь, ими являлась благотворительность как наиболее устойчивая и распространенная. Так в начале ХХ века в России создается Союз учреждений , обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Основной задачей данного общества было объединение всех частных и другого рода обществ в единое по всей России для выработки примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся.
В первой четверти ХХ века было принято постановление об упразднении всех благотворительных организаций и передаче их денежных средств государству на поддержание воинских сил. Отказавшись от благотворительности как от одной из форм социальной помощи, новое российское правительство основные силы отдавало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.
Но русскому народу нужно было нечто иное, привычное и понятное, поэтому, с течением времени, в ходе развития советского общества вновь стали возрождаться общественные организации, которые способствовали повышению форм социального обеспечения. В настоящее время роль негосударственных предприятий играет значительную роль в сфере практики социальной работы не только России но и во всем мире и является объектом самостоятельного исследования, также это очень важно для помощи нуждающимся людям.
Однако Фирсов, автор книги «Теория социальной работы», не совсем согласен с положением Е.И. Холостовой о происхождении социальной работы в России. Он говорит, что оформление идей социальной помощи и поддержки в древности связанно с развитием письменности и проникновение, непосредственно, из христианской литературы представлений о презрении и милосердии к ближнему, а не зародилась как, у Холостовой, из основ благотворительности. Фирсов ставит на первое место в развитии социальной работы именно русскую литературу. Он рассматривает становление «теории милосердия» в произведениях древней литературы Х-ХІ веков. Он так же отмечает, что отделение чисто религиозных идей от милосердия как такового, произошло при Петре Великом. Фирсов говорит, что с этого периода начинается пересмотр ответственности в социальном плане, то есть примерно с начала правления Петра Первого прерогатива социальной защиты нуждающегося населения переходит в руки государства. Пьяницы и алкоголики более четко выделяются в группу социально - неблагополучных и нуждающихся в помощи, потому что это проблема всего русского народа.
Однако в работе Григорьева А.Д. «история социальной работы» указано, что государственная монополия в деле помощи нуждающимся слоям населения оформилась с конца 18 века. И произошло это в ходе екатерининских преобразований. Административная система помощи предполагала наличие как территориальных институтов помощи так и государственных мер по защите социально уязвимых слоев населения на основе усиления законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между субъектами помощи, группами и государством.
По вопросу начального этапа формирования социальной работы на Руси, у Григорьева и Холостовой схожие мнения, они оба считают, что социальная работа получила свои истоки из благотворительности и милосердия, желания помочь ближнему. Мне кажется, что с их мнением можно согласиться. Ведь социальная работа оказывает влияние на все сферы социальной жизни: экономическую, политическую, социальную. Социальная работа оказывает помощь всем нуждающимся.
... мало, а с другой - базовые для нее смежные дисциплины естественным образом "рекрутируют" в новые области знания наиболее видных своих представителей. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки по названиям родственным социологическим и психологическим концепциям (системная, функциональная, ролевая, социально-психологическая и др.). Это вновь подтверждает непреложную истину: новая ...
... — состоянии зрелости, названном «гуманистическая психология». Если кратко охарактеризовать и определить один из наименьших «масштабов» нашей дисциплины, то психология труда (в узком смысле), это — наука, изучающая изначальные процессы, порождаемые системой «субъект-объект» и основные характеристики обоих компонентов этой системы. Системы труда — профессии типа «человек-человек» в дальнейшем ...
... педагогики - образование, " это явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества" (108, с. 75). Предмет же педагогики - "это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)" (108 ...
... ). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики). Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, ...
0 комментариев