2.2.1 Средства поддержики внимания к тексту
Языковая личность может дифференцироваться не только как социально-психологическая уникальность, но и как коммуникативно-деятельностная единица, представляющая собой двучлен - «говорящий/слушающий» или «пишущий/читающий».
Для поддержания внимания реципиента в процессе коммуникации адресант использует определенные языковые средства:
• речевые штампы и фразы-клише:
- Однако Дж. Б. С. Холден отмечает, что это правильно для редкого и разбросанного вида, вынужденного защищать себя от других видов и неорганической природы;
- А. М. Горький констатирует такие глубокие различия, что прелагает рассматривать эти недавно сложившиеся группы населения, как "разные племена";
- обороты, создающие эффект авторского присутсвия или внутренней диалогичности речи:
- С нашей точки зрения, исторические явления повторяются… (Гумилев, 42);
В анализируемой главе книги «Этногенез и биосфера Земли» Л. Н. Гумилев использует различного рода акцепторы, это средства поддержания внимания с помощью ссылок на других ученых:
- Сам Боливар в 1819 г. высказался по этому поводу так…(Гумилев, 58);
- Этот тезис, доказанный Холденом, на первый взгляд, противоречит школьным представлениям об эволюции как прогрессивном развитии (Гумилев, 58);
- Блаженный Августин или любой другой христианский мыслитель V в. мог бы сказать: "Не мы посоветовали императору Аврелиану покинуть Дакию и пренебречь той политикой, которая возводила на границах сильные военные посты (Гумилев, 58);
Ссылаясь на других ученых, Л. Н. Гумилев не только указывает на источники, но и дает свою оценку того или иного суждения, соглашается или не соглашается с тем или иным понятием, толкованием и определением терминов, тем самым помогая нам, читателям, избрать ту или иную точку зрения, более правильную с позиций ученого.
2.2.2 Терминологическая система обозначения Л. Н. Гумилева
Термины составляют главную специфику лексики языка науки. Они делают лексический состав науки принципиально отличным от лексики общелитературного языка по нескольким направлениям: семантически (термины именуют только, специфические понятия, каждый из них уникален по своему содержанию); функционально (термины обладают не только номинативной, но и дефинитивной функцией); по сфере распространения (термины при известной «доступности» некоторых из них широкому кругу носителей литературного языка и при условии, что вышли из недр литературного языка, - принадлежность только языка науки, его лексической системы); термины в своей прямой функции служат средством только профессионального общения; по источникам, способам и средствах их создания (термины, основываясь в целом на общелитературных источниках, способам и средствах их создания, имеют и свои специализированные ресурсы, которые не находят применения в других разновидностях общелитературного языка); по семиотическому составу единиц наименования (в терминологии, кроме общеязыковых словесных знаков, широко используются символы, выходящие за рамки вербальных средств выражения) [11, 37].
Термины (от латинского terminus - граница, предел) - слово или словосочетание, обозначающие понятие специальной области знания или деятельности. Термин входит в общую лексическую систему языка, но лишь посредством конкретной терминологической системы (терминологии) [21, 451]. Один и тот же термин применительно к разным терминологическим полям (когда он входит в разные терминологии) - не то же самое, так как среди фиксируемых этим термином понятия различны для различных дисциплин, что и определяет его поле.
Тем самым термин парадигматичен семантически, то есть в каждой терминологии соотнесён с теми или иными понятиями. В этом смысле у каждого термина имеется своё поле (Feld) в пределах данной терминологии, что и можно и должно фиксировать точно. Поле (Feld) для термина - это данная терминология, вне которой слово теряет свою характеристику термина [8, 51].
В книге «Этногенез и биосфера Земли» употребляется этнологическая терминология.
К особенностям термина вообще относят:
1. системность (термин должен быть лексически и морфологически сугубо систематичен, способен к образованию производных и максимально парадигматичен в плане нормальной и типовой парадигмы).
2. наличие дефиниции (для большинства терминов).
3. Тенденция к моносемичности в пределах свого терминологического поля, то есть терминологии данной науки дисциплины или научной школы;
4. отсутствие экспрессии. Термин лежит вне экспрессии, так как экспрессия предполагает выбор хотя бы дихотомически: «хорошо - плохо», «грустно - весело», «серьёзно - шутливо» и т.д. Для термина выбора в этом смысле нет. Термин точен и «холоден», и сфера экспрессии для термина в пределах терминологии внеположна [8, 52].
5. стилистическая нейтральность.
Эти свойства реализуются только внутри терминологического поля, за пределами которого термин теряет свои дефинитивные и системные характеристики - детерминологизируется [21, 451].
Отношения термина исчерпываются его логической и предметной направленностью, его интенцией на вещь и на понятие [8, 52].
По В. П. Даниленко выделяем три структурных типа лексико-грамматической характеристики терминов:
I. Термины-слова, которых в анализируемой главе 2 книги Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» - 36% (44 примера). Лингвисты отмечают, что они могут быть представлены как:
• производные;
• непроизводные;
• сложные;
• аббревиатуры;
У Л. Н. Гумилева термины-аббревиатуры нами не выявлены, приблизительно одинаковое количество производных терминов-слов и непроизводных.
П. Термины-словосочетания (в главе 2 книги Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» их 64% от общего количества (77 примеров). Могут быть разложимыми и неразложимыми. Разложимые термины-словосочетания предстают в иллюстративном материале свободными и несвободными словосочетаниями:
а) в свободных словосочетаниях каждый из компонентов термина может вступить в двухстороннюю связь («этнический субстрат», «фаза мемориальная» и др.);
б) в несвободных словосочетаниях компоненты, взятые изолированно, могут быть и не терминами «мироощущение негативное»;
Неразложимые термины-фразеологизмы, в исследуемом нами дискурсе не зафиксированы.
III. Символы-слова. Это особый комбинированный структурный тип терминологической номинации, в состав которой, наряду со словесными знаками, входят символы (литеры, цифры. графические знаки: оператор, дескрипция г х А (х); А. -оператор) [11, 45].
Подобные термины малочисленны. В исследуемой нами главе 2 книги Л. Н. Гумилева они не зафиксированы.
Грамматическим фондом терминологии являются знаменательные слова: существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Ядро терминологии составляют полнозначные слова [11, 60].
Как уже отмечалось нами ранее, у Л. Н. Гумилева в книге «Этногенез и биосфера Земли» высокий процент терминов, что отвечает традиционным нормам научного стиля:
- Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения (Гумилев, 41);
- Физиология (в том числе патофизиология) тесно связана с психологией как продуктом нервной и гормональной деятельности организма.
Все термины, которые мы встречаем в данной книге, условно можно разделить на три группы:
а) общеупотребительные термины, то есть термины прочно вошедшие в научный язык:
- этническое название или даже самоназвание и феномен этноса как устойчивого коллектива особей вида Homo sapiens отнюдь не перекрывают друг друга (Гумилев, 41);
б) термины, предложенные автором или имеющие авторскую оценку:
- Те же группы, которые описаны здесь, даже не сословия в полном смысле слова, а общины, являющиеся "предпосылками производства" (Гумилев, 42);
в) термины, цитируемые автором:
- Поэтому К. Маркс называл историю Средневековья зоологической, отмечая, что "корпорации" этого типа пополнялись бастардами, не имевшими никаких прав по закону, но добивавшимися их энергией и семейными связями (Гумилев, 43);
Таким образом, Л. Н. Гумилев в своей книге «Этногенез и биосфера Земли» использует значительное количество терминов.
В своей работе мы рассматривали целостную языковую личность в совокупности социальных, ментальных психологических и других характеристик на основе контекстуально-интерпретационного изучения текста «Этногенез и биосфера Земли» Л. Н. Гумилева.
В качестве рабочей гипотезы мы приняли общепринятое в современной лингвистике понимание термина языковой личности и ее структуры [Караулов, Шаховский, Селиванова]: «Языковая личность есть личность, выражающая совокупность социальных, физических, психологических эмоциональных прагматических и других характеристик в языке, а также личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств. Языковая личность представляет собой сложное явление с многоуровневой организацией. В ее структуре выделяют вербально-семантические, тезаурусный и мотивационный уровни. На первом уровне при изучении языковой личности, вслед за Ю. Н. Карауловым, мы выделяем из совокупности порожденных ею текстов необыденного содержания специфическую, неповторимую для данной личности часть в ее картине мира.
На втором уровне языковая личность как объект исследования сливается с личностью в самом общем смысле. Исходя из всей совокупности социально-психологических характеристик, мы сделали вывод, что Лев Николаевич Гумилев – известный этнограф, историк, культуролог. Сфера же его интересов очень широка.
Третий уровень, который еще называют семантико-синтаксическим, предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя – классическое описание формальных средств выражения определенных значений. Психологический аспект в изучении языковой личности пронизывает данный уровень, поскольку основывается на заимствованных из психологии идеях его организации в виде одной вербально-ассоциативной сети.
На семантико-синтаксическом уровне Лев Гумилев иногда отступает от традиционного изложения материала в научном стиле. Это проявляется в высокой частотности употребления простых предложений, частотном использовании вопросительных предложений, а также в использовании цитат: малая частотность, но большой объем.
Стилю изложения Льва Гумилева присущи те же черты, что и научному стилю: соответствование нормированию литературного языка: точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей; употребление слов в их предметных конкретных значениях; безличность; последовательность, завершенность, тесная связь составных частей; высокий процент терминов.
1. Алпатов В. М. История лингвистических учений: Учебное пособие: 2-е изд. испр. - М., 1999.
2. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический аналіз художественного текста. - Екатеринбург, 2000.
3. Богин Г. И. Концепция языковой личности: Автореф. дисс. ... д. филол. наук.-М., 1982.
4. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к різновидностям текстов: Автореф. дисс. ... д. филол. наук. - Л., 1984.
5. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. -М., 1987.
6. Вартапетова С. С. Язык научной речи // Русский язык в школе. - 1998. - №6.-С. 65-74.
7. Виноградов В. В. О художественной прозе. - М. - Л., 1930.
8. Вопросы терминологии.-М., 1961.
9. Гнатюк Л. Мовна особистість як об'єкт лінгвістичних досліджень: історія дефініції та проблема структури // Вісник ЧДУ ім. Б. Хмельницького. Серія Філол. науки. - Вип. 4. - 2000. - С. 7-12.
10. Головин. Основы культуры речи.-М., 1989.
11. Даниленко В. П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания. - М., 1987.
12. Ейгер Г. В., Раппорт И. А. Язык и личность: Учебное пособие. -К., 1991.
13. Євстєгнеєва Г. А. Причинно-наслідкові відношення у науковому стилі (на матеріалі сучасної російської мови) // Мовознавство. - 1983. -№ 3. - С. 60-65.
14. Єрмоленко С. Я., Бібік С. П., Подор О. Г. Українська мова. Короткий тлумачний словник лінгвістичних термінів / За ред.- С.Я.Єрмоленко. - К., 2001.
15. Эрмоленко С. Я. Національна свідомість і виховання української особистості // Єрмоленко С. Я. Нариси з української словесності (Стилістика та культура мови). – К., 1999. – С. 353-358.
16. Иванова Л. П. Речевые личности В.И.Даля и А.С.Пушкина (опыт сопоставления) // Владимир Иванович Даль и современные филологические исследования: Сб. научных работ. – К., 2002. – С. 212-316.
17. Караулов Ю. Н. Из опыта реконструкции языковой личности // Литература. Язык. Культура. – М., 1986. – С. 222-234.
18. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1967.
19. Караулов Ю. Н. «Четыре кита» современной лингвистики или о предпосылках включения «языковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки – к ее истории) // Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической науке: Сб. науч. Трудов. – М., 1986. – С. 33-52.
20. Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. – Пермь, 1972.
21. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990.
22. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы изучения. – М., 1976.
23. Научная литература: Язык, стиль, жанры / Отв. Ред. М. Я. Цвиминнг. М., 1985.
24. Петровский В. И. Общая психология. – М., 1996.
25. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.
26. Проблемы структурной лингвистики. – М., 1968.
27. Пшенина Т. Е. Дискурсное описание языковой личности Катулла: Автореф. Дисс. к. филол. Наук. – Алматы, 2000.
28. Селиванова Е. А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: Монографическое учебное пособие. – К., 2002.
29. Соціально-політичний словник-довідник / За ред. проф., докт. філос. наук М. П. Іщенка. – Черкаси, 1999.
30. Шаховский В. Н. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации // Филол. науки. – 1998. №2. – С. 43-47.
31. Шумарова Н. Г. Мовна компетенція особистості в ситуації білінгвізму. – К., 2000.
32. Філософський енциклопедичний словник / За ред. І. Т. Шинкарука. – М., 2002.
33. Язык и личность. – М., 1989.
34. Язык научного стиля. – М., 1972.
1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Институт ДИ-ДИК, 1997.- 640 с.
... на использование автором тех или иных маркеров категории диалогичности. Для Л. Гумилева основными средствами создания диалогичности, которые отличают и подчеркивают специфику гуманитарного дискурса Льва Гумилева, являются: вопросы различных типов (вопросы помогают привлечь внимание читателя, поскольку вопросы обращены к собеседнику и требуют ответной реакции. Эмоциональность вопросительной ...
... жизни и отдает жизнь «за единственный взгляд». Женщина у Ахматовой и выступает хранителем того высокого и вечного, трагического и мучительного чувства, имя которому любовь. Ахматовский Петербург (материалы для сочинения) Петербург в литературе минувшего века существовал в двух традициях. Первая – Пушкинский город, «полночных стран краса и диво», гордый и прекрасный, город – судьба России, «окно в ...
... специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. Очень важное понятие в теории пассионарности Л.Н. Гумелева – «пассионарные толчки». Пассионарный толчок — в пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических ...
... ); Подъемлет к небу взор лазурный…(Пророки); В голубых глазах европейца…(Озеро Чад); Но такой голубоокой Мне не видеть вновь…(Оборванец). Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали…(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его оттенков, довольно редко ...
0 комментариев