3. Эстония в составе Российской империи (1721—1918)
В начале XVIII века интересы Российской империи в Балтийском регионе столкнулись с интересами Швеции. Северная война (1700—1721) завершилась капитуляцией Швеции и присоединением в 1710 году Эстонии и Латвии к Российской империи, что было официально закреплено Ништадтским мирным договором 1721 года.
На территории Северной Эстонии была образована Ревельская губерния (с 1783 — Эстляндская), а Южная Эстония вместе с Северной Латвией образовывали Лифляндскую губернию. После присоединения эстонских земель к Российской империи Пётр I восстановил права немецкой аристократии, утерянные при шведском правлении.
За время Северной войны и эпидемии чумы 1710—1711 годов население Эстляндской губернии уменьшилось до 150 000—170 000 человек, но вскоре начало стремительно расти и к 1765 году достигло 400 000 человек.
В 1739 году на эстонском языке была впервые издана Библия. К концу XVIII века более половины населения губернии умело читать.
Появление новой российской столицы Санкт-Петербург сильно снизило торговое значение таких городов как Ревель (Таллин) и Нарва.
К 1790 население Эстляндской губернии насчитывало около 500 000 человек. Выросло и городское население (1782): Ревель (Таллин) — 10.700, Дерпт[2] (Тарту) — 3400, Нарва — 3000, Пернау (Пярну) — 2000. В первой половине XIX века немцы составляли 40—50 % горожан, и только 20—40 % являлись эстонцами.
В 1802 году заново открылся основанный в 1632 году Тартуский университет, двери которого были закрыты во время Северной войны.
В том же году была проведена реформа, смягчающая крепостное право, обеспечивающая имущественные права крестьян на движимое имущество, и создавшая суды для решения крестьянских вопросов. Упразднение крепостного права в 1816 стало важным шагом на пути освобождения эстонских крестьян от немецкой зависимости, однако прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем они получили право приобретать землю в собственность.
В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» (эст. "Marahwa Näddala-Leht") под редакцией Отто Масинга. В 1838 году в Дерпте (Тарту) основывается «Общество учёных Эстонии», участниками которого были такие учёные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд. В 1843 году пастор Эдуард Ааренс (1803—1863) публикует грамматику эстонского языка, которая заменяет германо-латинскую модель, использовавшуюся до этого. В 1840-ых годах не менее 64000 крестьян приняли православие. Однако в следующие два десятилетия было подано свыше 35000 ходатайств о возврате в лютеранскую церковь.
Аграрный закон 1849 года разделил земли поместий и разрешил продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили удостоверяющие личность документы, и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян на юге Эстонии и свыше 50 % на севере являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.
3.1 Эстонская культура и национальное движениеАграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839—1906) — основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической. Более радикальное направление возглавлялось Карлом Робертом Якобсоном (1841—1882), педагогом, писателем, журналистом, основателем первой политической эстонской газеты «Сакала» (выходила с 1878 по 1882 годы). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев. Он отмечался российским правительством, как главный противник балтийских немцев в Эстонии.
Общество эстонских писателей (1872—1893), основанное в Дерпте (Тарту), и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке. С 1870 года был образован первый эстонский театр — «Ванемуйне» (эст. «Vanemuine»). Следуя немецким традициям, в 1869 году был организован первый Певческий праздник — фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12 000 человек. Этот фестиваль, проходящий каждые 4 года, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии.
В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику снижения немецкого влияния, названную политикой русификации. В 1882—1883 годах российский сенатор Николай Манасейн организует ревизию в балтийских провинциях. Ревизия показала, что балтийские немцы до сих пор господствуют в административных органах, экономической и политической сферах. Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. Но реформы так и не были завершены — большинство чиновников не было знакомо с местными условиями, не знало языка. Таким образом, особенно в провинциях, влияние балтийских немцев осталось неизменным вплоть до 1917 года.
В 1897 году население Эстонии составило 958 000 человек, 90 % — эстонцы, около 4 % — русские и 3,5 % — балтийские немцы. Около 65 % населения были заняты в сельском хозяйстве, 14 % работали в индустриальном секторе и строительстве и около 14 % были заняты на транспорте и в сфере обслуживания. Балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества.
Уже в 1914 году в рядах русской армии служило 140 эстонских кадровых офицеров, в сражениях Первой мировой войны участвовало около ста тысяч эстонцев, и 2000 из них получили офицерские звания. Семь старших офицеров командовали полками, 17 — батальонами, 13 имели академическое военное образование, 12 носили звание полковников, 28 — подполковников, трое служили во время войны начальниками штабов дивизий. Во время Первой мировой войны за храбрость и умелое руководство боевыми действиями офицеры-эстонцы были награждены 333 российскими орденами, в том числе 47 орденами Святого Георгия. Получил этот почётный боевой орден за личную храбрость и будущий герой Освободительной войны Юлиус Куперьянов, награжденный еще пятью орденами: св. Анны трех степеней и св. Владимира двух степеней.
3.2 Борьба за независимостьПод влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916.
После Февральской революции на основании положения Временного правительства России от 30 марта 1917 года «Об автономии Эстляндии» в состав Эстляндской губернии были включены северные уезды Лифляндской губернии с эстонским населением. Губернатором автономной Эстляндии был назначен бывший ревельский городской голова Яан Поска, а исполнительным органом нового автономного образования стал Временный Земский Совет Эстляндской губернии.
Первоначально большинство эстонских партий видели дальнейшую судьбу Эстонии в качестве автономной территории в составе демократической России, однако в связи с произошедшим Октябрьским переворотом и неприемлемостью коммунистической идеологии, был взят курс на строительство независимого государства. В октябре 1917 года, когда к власти пришли большевики, их идеи экспроприации и национализации не нашли поддержки у большей части населения Эстонии.
28 ноября 1917 года Временный Земский Совет Эстляндской губернии провозгласил себя верховной властью, до созыва Конституционного совета. Это был первый шаг к независимости. Однако большевики распустили Земский Совет, и лидеры эстонской политики были вынуждены уйти в подполье. В начале 1918 года, были проведены выборы в Конституционную Ассамблею. Результатом стал приход к власти партий (около 2/3 голосов), поддерживавших идею независимого государства. С началом немецкого наступления, 19 февраля Земский Совет решил провозгласить независимость Эстонии. Был организован Комитет Спасения под председательством Константина Пятса (1874—1956).
24 февраля 1918 года, когда большевики покинули Ревель, был опубликован «Манифест ко всем народам Эстонии» (т. н. «Манифест о независимости»). Манифест объявлял Эстонию независимой демократической республикой, нейтральной по отношению к Российско-Германскому конфликту. В тот же день Константин Пятс был избран главой нового Временного Эстонского Правительства.
На следующий день в Ревель вошли немецкие войска. Германия, при поддержке высших классов балтийских немцев попыталась заставить вступить Латвию и Эстонию в союз с Германией. Сразу после оккупации немецкое правительство во главе Вильгельмом II ввело землевладение по типу феодального. В знак протеста 12—14 сентября и 9 ноября в оккупированном немцами Ревеле произошли забастовки, которые поддержало большинство рабочих.
После начавшейся в Германии 9 ноября 1918 года Ноябрьской революции, причиной которой было поражение Кайзеровской империи в Первой мировой войне, министр обороны провозглашённой немецкими революционерами Веймарской республики отдал приказ о вывода дивизий Германской имперской армии из Прибалтики. Однако в действительности немцы не торопились с выводом всех войск, так как надеялись использовать их для сохранения своего влияния в Прибалтике путём установления прогерманских режимов в Латвии и Эстонии.
В Эстонии эта цель немцами так и не была достигнута, но зато в случае с Латвией им это почти удалось, когда вместо свергнутого по причине сотрудничества с Антантой кабинета министров Латвийской Республики во главе с К. Улманисом, ими было назначено марионеточное правительство А. Ниедры. 19 ноября 1918 года в Риге представители Германии подписали с Временным правительством Эстонии договор о передаче последнему всей власти в стране. Опасаясь угрозы захвата Красной Армией территории своих новопровозглашённых государств руководители борьбы за независимость Эстонии и Латвии за неимением в своём распоряжении достаточных резервов и времени для формирования национальных вооружённых сил были вынуждены принять помощь, предложенную им командованием Германской армии.
В Ревеле тем временем Совет рабочих депутатов обратился за поддержкой к большевистскому правительству, которое ещё 13 ноября аннулировало Брестский мир в одностороннем порядке, после чего увеличило свою помощь пробольшевистским силам в Эстонии.
В Красной Армии формировались специальные эстонские части (т.н. Красные эстонские полки). Координация и политические контакты поддерживались через Бюро эстонской секции РКП(б).
9 ноября 1918 части 7-й армии Рабоче-крестьянской Красной Армии, в том числе и Красные эстонские полки, заняли Нарву, где в тот же день была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна. Власть передана Совету Коммуны (председатель Я. Анвельт, члены: В. Кингисепп, Р. Вакман, А. Вальнер, И. Кясперт, К. Мюльберг, И. Мяги, X. Пегельман, О. Рястас, М. Тракман). Правительство РСФСР декретом 7 декабря 1918 за подписью Ленина признало независимость Советской Эстонии. К январю 1919 Красная Армия заняла две трети территории страны и стояла в 35 километрах от Таллина.
На занятой Красной Армией территории вновь стали действовать декреты Советской власти. Но в аграрном вопросе были допущены ошибки (на базе бывших помещичьих имений создавались только государственные хозяйства, земля не была передана крестьянам и др.), что настроило против большевиков большинство крестьян.
... Эстония — индустриально-аграрная страна. На сегодняшний день национальная экономика базируется на транзите, обслуживании финансовых потоков и туризме. Наиболее важный природный минеральный ресурс Эстонии — горючие сланцы. Но вместе с тем на их разработках занято небольшая доля экономически активного населения. Сланцеперерабатывающая промышленность республики производит топливный газ, идущий на ...
... нормы бесплатного ввоза, то ему следует заполнить декларацию пассажира и уплатить установленные ввозные платежи. Вывод по первой главе: Эстонская Республика, страна, где много комфортных и изящных условий для развития туризма. По географическому положению можно сказать, что здесь развит пляжный и курортный туризм, а благоприятным элементов является то, что большинство в стране говорят на русском ...
... культур - 85%. Земель, не годных для сельскохозяйственного производства, имеется до 200 000 га. Качественные показатели сельскохозяйственных угодий по разным регионам значительно различаются. Природные условия в Эстонии являются относительно благоприятными для сельскохозяйственного производства. После спада производства сельскохозяйственной продукции (1990-1995 гг. - 40%) в 1996 году наметилась ...
... отсутствует механизм взаимоотношений между двумя государствами. Россия отказывается признать Тартуский мирный договор, рассматривая в качестве единственной основы договор 1991 года . Сейчас отношения Эстонии с Россией остаются очень нестабильными, хотя в последнее время наметилась устойчивая тенденция к их улучшения. На сегодняшний день экономические контакты осуществляются на региональных и ...
0 комментариев