5. Памятник-мемориал «Убитая деревня»

Памятник-мемориал «Убитая деревня» расположен в 40 километрах северо-западнее города Орла, а в 15 километрах севернее районного центра посёлка Нарышкине. Находится на территории Архангельского сельского Совета, в 5 километрах севернее центральной усадьбы совхоза «Первомайский», на месте небольшой деревушки Колпачки, разделившей во время Великой Отечественной войны судьбу белорусской Хатыни.

2 февраля 1942 года здесь приняли бой два партизана - украинец Фёдор Головко и житель деревни Красные Рябинки Хотынецкого района Николай Филюшкин.

Немцы в этой стычке потеряли несколько своих солдат. В отместку немецкий карательный отряд учинил над жителями Колпачков жестокую расправу.

Были уничтожены ни в чём не повинные жители: 5 мужчин расстреляны на месте. Это Фёдор Андреевич Пашин, Иван Андреевич Азарычев, Василий Акимович Цуканов, Степан Сергеевич Цуканов, Григорий Сергеевич Цуканов. Престарелую и почти слепую Анастасию Ивановну Макарову, увезли в Нарышкино и там после страшных побоев и пыток расстреляли на лесной опушке. У оставшихся в живых жителей отобрали скот и всё имущество, после чего Колпачки были сожжены дотла.

У Колпачков недолгая и поразительная история. Жизнь этому селению дала столыпинская земельная реформа и расположенная неподалёку деревни Юшино. В канун первой мировой войны 8 юшинских семей поселились на просторных живописных холмах близ Царевой дороги - старинного тракта между Орлом и Брянском, по которому, говорят, езживали и Иван Грозный, и Пётр первый. Название Колпачки - здешние жители считали их не деревней, а выселками, посёлком - происходит от холма Колпачек, расположенного у юго-восточной околицы, за домом Медниковых.

Три беспощадных удара обрушились на Колпачки в короткий срок один за другим. Первый - коллективизация. Если в 1929 году здесь стояли 24 дома, то перед войной насчитывалось только 9, хотя в Колпачках не было пи голода, ни эпидемии тифа, ни даже репрессий и раскулаченных. Впрочем, колхоз имени Сталина, куда в качестве бригады входили Колпачки, вскоре стал одним из самых зажиточных в Архангельском сельском Совете. Более того, даже после второго бесчеловечного удара - карательной фашистской акции- Колпачки попытались подняться. В первые после военные годы на пепелища вернулись 7 семей, конечно, очень неполных. Население Колпачков сократилось до 23 человек против 49 до войны.

Третьим ударом было лишение Колпачков статуса самостоятельной производственной единицы - бригады. После этого больше нечем стало держаться на земле, и в течение первого же послевоенного десятилетия в Колпачках никого не остаюсь. Колпачки стали первым селением в округе, в районе, возможно, и в области, которые исчезли с лица земли и, таким образом, оказались провозвестником неисчислимых будущих потерь, понесённых российской и, в частности, орловской деревней некоторое время спустя.

Но и это ещё не всё. Более чем на 30 лет Колпачки были преданы полнейшему забвению, что не удивительно в нашей обеспамятевшей было стране. Вот почему, когда пришло время извлечь их из небытия, сразу стаю всем очевидно, что Колпачки с их жестокой, едва ли не символически-трагической и в чём-то героической судьбой должны быть увековечены и в памяти народной, и в мемориальном сооружении.

Памятник-мемориал «Убитая деревня» - один из немногих объектов такого масштаба - сооружён полностью на общественные средства. Важнейшая роль в их сборе, приобретшем характер широкого патриотического движения, принадлежит, несомненно,

Урицкой газете «Новая жизнь». Немалую часть средств составили пожертвования гражданам и трудовых коллективов Урицкого района,

городов Орла, Липецка, Ленинграда и других. Их были многие сотни. Солидные денежные взносы сделали фонд Возрождения орловского села и фонд Мира.

Памятник-мемориал интенсивно строился с апреля по октябрь 1990 года. Сбор средств, создание скульптурной группы и подготовительные работы продолжались около двух лет.

Строительство осуществлялось под руководством и при постоянном личном участии редактора районной газеты Г. Г. Лазарева. Он был, по существу, и основным, архитектором. Скульптурная группа создала членами Союза художников СССР В. П. Басаревым и В. И. Охахониным при техническом содействии работников Орловского реставрационного управления под руководством начальника А. П. Юдина и прораба А. Я. Кирсанова, а также конструктора Н. А. Скотниковой. Они же производили установку скульптурной группы, устройство братской могилы и другие работы.

Значительный объём работ на строительстве памятника- мемориала, в частности, закладка курганов, благоустройство и декоративное оформление территории, выполнен местными силами, во многом безвозмездно. Большую поддержку и помощь в строительстве оказали руководители Архангельского сельского Совета Н. А. Дорофеев, В. В. Гусев и др. (здесь был открыт специально приходно-расходный счёт№000700427), работники местной редакции и других предприятий, жители совхоза «Первомайский», учащиеся райцентра.

Композиция памятника- мемориала воплощает в основном военный мотив истории Колпачков. В ходе работ она не раз видоизменялась и является по сути плодом коллективного творчества. В композиции широко применён природный материал. Основу её составляют 10 земляных курганов, увенчанных массивными каменными глыбами из розового песчаника с металлическими мемориальными табличками- указателями. Это памятники сожжённым домам. 10- и, «большой», курган, открывающий композицию,

служит как бы надгробием вообще, для всех Колпачков. Курганы расположены по обеим сторонам полузаросшей лощины, которую в Колпачках называли забавно - Вачяй. В северо-восточном ряду их 6, в другом-3.

На юго-западной стороне памятника- мемориала находится братская могила, к неё ведёт дорожка через лощину. Могила обнесена декоративной оградой из алюминия полуметровой высоты. У «ног» погребённых стоит 2-метровая свеча из серого гранита.

Надгробие на братской могиле представляет собой облицованную белым мрамором трапецию, на которой закреплена доска, с именами погибших. Здесь же, у «ног» захороненных, поднялись три гранитных «пальца», символизирующих оплывшие свечи. Помимо шести фамилий жителей Колпачков, погребённых здесь под берёзками в 1942 году, прибавлены фамилии М. А. Медниковой и Е. В. Иваничкиной, захороненных на окраине посёлка Нарышкина. Поскольку захоронение и там было братское (в тот день, 5 февраля 1942 года, в Нарышкино расстреляли 7 человек), перенесение праха женщин оказалось невыполнимым, хотя намерение такое было.

Решено захоронить здесь горсть земли, смогли., где лежит прах Медниковой и Иваничкиной. Поэтому ориентировочно установленное место их погребения можно считать частью памятника- мемориала «Убитая деревня».

Если памятники-курганы имеют более общий, как бы символический смысл, как памятник селению вообще, то братская могила и скульптурная группа несут конкретную смысловую нагрузку. Скульптурная группа состоит, из центральной статуи высотой 4,7 метра и двух стел - барельефов размером. 2,5*5,6 метра.

Стелы- барельефы передают гнетущую обстановку оккупации, в которой появление вооружённого человека - будь то враг или свой, партизан- едва ли не в равной мере грозит бедой. Деревенские жители, преимущественно разных лет женщины и подростки, изображены, видимо, уже после боя партизан с немцами, когда стала ясной неотвратимость трагедии. Отсюда эта обречённость и сиротская проницательность в позах и выражениях, лиц.

Статуи и барельефы исполнены в листовой меди. Скульптурная группа располагается в большом ряду курганов между 3-им и 4-ым. Открывающая композицию центральная статуя развёрнута к братской могиле. За нею параллельно установлены барельефы.

К скульптурной группе примыкает стилизованная колокольня. В ней использованы материалы, железобетонные опоры- трубы высотой 17 и J5 метров. На них установлены под углом, создающим эффект качания, 3 медных колокола, в одном из которых укреплён динамик для озвучивания мемориала. Музыка с боем курантов и гонга звучит каждые полчаса. В единый ансамбль скульптурную группу связывает базальтовая дорожка с лёгким подъёмом у колоколов. Чуть поодаль от центральной статуи, с левой стороны дорожки, выложенным красным керамзитом, словно случайно оброненный в траву, лежит камень- валун с металлической табличкой. На ней выбита строфа из стихотворения местного литератора А. А. Кузьмина, автор первых публикаций о Колпачках. Автор, помимо прямого смысла, в подтексте этих строк раскрывает большое сложное чувство, в котором и долг, и покаяние, и жажда идеала и доброго вечного деяния. Оно- то, в конечном счёте, и подвигло людей, в основном послевоенных да ещё в столь неподходящее для таких строек время, всё-таки взяться за большой труд и успешно завершить его, создать памятник- мемориал «Убитая деревня» во имя долга перед трагическим прошлым, во имя приближения достойного будущего.


Заключение

Установив «новый порядок», оккупанты хотели пулей и штыком утвердить в Советском Союзе гитлеровское руководство фашистской Германии. Но население Орловской области на это ответило мощным партизанским и патриотическим движением. И орловцы победили вместе со всеми народами Советского Союза. Даже самые страшные зверства фашистов не сломили волю и дух русского народа.

Оккупанты жестоко карали вооруженное сопротивление орловских горожан. Погибли тысячи партизан и тех, кого фашисты подозревали в связях с ними. Немцы безжалостно сжигали целые селения за связь с партизанами.

Вообще в 1942 г. партизанское движение охватило всю занятую фашистами землю особенно лесные районы Брянщины (там возник Партизанский край неподвластный оккупантам) Смоленщины, Орловщины, Белоруссии, украинского Полесья, Крыма.

Все, что пришлось перенести на полях сражений и в тылу не оценить никакими наградами. Лишь самая малая толика человеческой храбрости может быть оценена.

Широкая сеть подполья на территории Орловской области позволила значительно расширить базу всенародной борьбы в тылу немецко-фашистских войск.

Минуло пол века со времени освобождения области от немецко-фашистских захватчиков. Никогда не померкнет огромный вклад нашего народа в дело разгрома врага. Подвиг героев бессмертен!


Список литературы

 

1. Будков А.Д. «Народное хозяйство Орловской области в предвоенные годы», «Орловская область в годы ВОВ 1941-1945гг.» Орёл, 1999

2. Будков А.Д. Орловский край в период оккупации. Орел-Курск, 1999

3. Бушков А. «Россия, которой не было» Красноярск, 2000

4. Г.Гудериан «Воспоминания солдата» МД954

5. Зверства немцев в Орловской области / Документы. Вып. 9. Сост. Ф. Г. Потемкин. М, 1993,

6. Кузнецов Н.. «Накануне» М., 1966

7. Мартынов М.М. Фронт в тылу. Приокское изд. 1975

8. Мартынов М.М. Это было в Орле. М., 1985

9. Минувшее: исторический альманах, вып. 3, 1991 Ю.Некрич А. «Дорога к войне» М.,1995.

11 .Нюрнбергский процесс. Сборник материалов . т. 3, М., 1990,

12. Очерки истории борьбы подполья с немецко-фашистскими оккупантами на Орловщине. Орел, 1984 13.Орловский край. Орел, 1974. Н.Полторак А. И. Нюрнбергский эпилог. М., 1989 15.Саран А.Аграрная политика оккупационных властей на Орловщине в 1941-1945гг. \ Краеведческие записки \ Областной краеведческий музей. Вып. 3. Орел. 1999 16.Сообщения советского информбюро История ВОВ. Сборник документов. М., 1991 .Т. 3. 17.Старых Т. Н. Оккупационный режим фашистских захватчиков.

Орел, 1998

18.Фефелов В. «Накануне», «Блокнот агитатора» №7 июль, 1993.

19.Хуторской В.Я. История России, М., 1994 20.Якименко В.А. Партизанская война. М., 1998


[1] Газета «Орловская правда», 2005 г., с.10

[2] Будков А.Д. Орловский край в период оккупации. Орел-Курск, 1999, с.68

[3] Зверства немцев в Орловской области / Документы. Вып. 9. Сост. Ф.Г. Потемкин. М., 1993, с.39.

[4] Там же.

[5] Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог. М., 1989, с.8.

[6] Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог. М., 1989, с.8.

[7] Там же.

[8] Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т.3, М., 1990, с.337.

[9] Орловская область в годы ВОВ. Сборник документов и материалов. Орел-Курск, 1990, с.111 – 114.

[10] Там же.

[11] См: Орловская область…с.119.

[12] Мартынов М.М. Это было в Орле. М., 1985, с.448.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] См: Мартынов М.М. Указ. Соч. с..450.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Саран А. Агррарная политика оккупационных властей на Орловщине в 1941-1945 гг. /Краеведческие записки/ Областной краеведческий музей. Вып.3. Орел. 1999, с.184.

[19] См: Мартынов М.М. указ. Соч. с.261.

[20] См: Саран А. Указ.Соч. с.165.

[21] Мартынов М.М. Фронт в тылу. Приокское изд. 1975. с.175.

[22] Сообщения советского информбюро/ История ВОВ. Сборник документов. М, 1991. Т.3. с.386.

[23] Фефелов В. «Накануне». № 7 июль, 1993, с.77.

[24] Мартынов М.М. Это было в Орле. М., 1985, с.43.

[25] См: Орловская область в годы ВОВ. С. 135.

[26] Кузнецов Н. «Накануне» М., 1966, с.52.

[27] Мартынов М. «Фронт в тылу» Пр., 1975, с.7.


Информация о работе «Орловский край в годы великой отечественной войны»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 95929
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
171606
3
0

... тяжести боевых операций переместился в район 2-й танковой армии. Здесь кризис продолжал развиваться с неимоверной быстротой». 1 Архив МО, ф. 33, оп. 793756, д. 26, л. 12. ^ Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг., стр. 188—189. 160 13 июля Гитлер, встревоженный неблагоприятным развитием событий, срочно вызвал в ставку фельдмаршалов Клюге, Манштейна и ...

Скачать
14922
1
0

... годы Великой Отечественной войны и за успехи в хозяйственном и культурном строительстве 1984, 9 мая Открыт мемориальный комплекс "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны" Сразу же после изгнания оккупантов в Курск стало возвращатся население. Тысчи жителей приступили к возрождению городского хозяйства. Они восстанавливали предприятия, жилые дома, учреждения культуры ...

Скачать
90677
1
2

... уничтожению "лесных братьев", немцы контролировали не более 20 процентов оккупированной ими советской территории... [25] VII. Эффективность партизанского движения в годы войны Мы рассмотрели этапы формирования и развития партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Обычно в глазах людей партизанское движение - массовое проявление героизма, которое восхищает и вдохновляет людей ...

Скачать
42308
0
0

... , в соответствии с конкретными задачами, решаемыми Красной Армией, подчинить действия партизан ее операциям. В связи с этим А. М. Василевский — начальник Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны — писал, что партизанское движение «играло важную роль в общих стратегических планах и расчетах Советского Верховного Главнокомандования и принималось во внимание при разработке крупных ...

0 комментариев


Наверх