От «Барбароссы» к «Урану»
Оглавление
Вступление
Историография
Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Вступление
История, как наука для изучения, уже давно привлекала меня. Но особенно мне интересно изучение истории Великой Отечественной войны, в частности, сражение под Сталинградом. На мой взгляд, решающим моментом в войне, как Великой Отечественной, так и всей Второй мировой войны, явилось именно это сражение. Здесь, на берегу великой русской реки Волги, решалась судьба народов Советского Союза, а, возможно, и народов всего мира. Кто знает, каков бы был исход Второй мировой войны, если бы 6-й армии удалось вырваться из окружения, а группе армий «А» под командованием Руоффа захватить нефтяные промыслы Кавказа.
Я считаю эту тему актуальной для нашего дня, потому что сейчас ситуация в мире отдаленно, но напоминает атмосферу тех далеких лет. Народ в Германии был одурманен пресловутым превосходством арийской расы над всеми остальными нациями и народами земли. То же самое может произойти вновь, если в арабском мире будут звучать призывы кучки людей убивать «неверных», а с противоположной стороны политики будут отправлять войска для войны с «опасными режимами». Но на самом деле одни наживаются на войне, а другие играют на религиозных чувствах людей. Все эти современные войны, межэтнические конфликты, террористические акты влекут за собой потери сотен, а порой и тысяч, человеческих жизней. Разве не такие цели преследовали те люди, которые развязали Вторую мировую войну?
Начав писать этот реферат, я хотел более подробно изучить историю Сталинградской битвы, узнать какие-то конкретные детали этого сражения, попробовать в какой-то степени оценить те действия с позиции нынешнего взгляда на те далекие события, изучить более детально некоторые документы той поры, восхититься мужеством и героизмом тех солдат и офицеров, которые просто воевали, делали свою тяжелую работу, приближая победу.
В 2003 году наша страна широко отмечала 60‑летие победы советских войск под Сталинградом, которая явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.
Сталинград. Шестьдесят два года назад, осенью 1942 года, название этого советского города не сходило со страниц газет всего мира. Народы земли следили за тем, как развивалась одна из самых кровавых битв в истории человечества, которая происходила здесь, на берегах Волги. Как и годом ранее под Москвой, судьба нашего государства и, возможно, исход всей Второй мировой войны решался в гигантском противостоянии Красной Армии и вермахта теперь уже в приволжских степях и на улицах города. Так же как и тогда, в битве под Москвой, враг был разбит наголову. Лучшие дивизии вермахта, как в гигантской мясорубке, перемалывались, одна за одной. 330 тысяч генералов, офицеров и солдат попали в окружение, 90 тысячам из них повезло – они не погибли под гусеницами русских «тридцатьчетверок» и «КВ», не были уничтожены во время артиллерийских налетов, их не убили наши пехотинцы в стремительных атаках. Обмороженными, полуголодными они были взяты в плен. Остальные навсегда остались под стенами Сталинграда. Не зря этот город (ныне он называется Волгоград) называют Каннами XX века.
Во время Нюрнбергского процесса над военными преступниками, отвечая на выпад одного из адвокатов, заметившего, что фельдмаршал Паулюс читал лекции по стратегии в советской академии, попавший в плен бывший командующий немецкой сталинградской группировкой заметил: «Советская стратегия оказалась настолько выше нашей, что я вряд ли мог понадобиться русским хотя бы для того, чтобы преподавать в школе унтер-офицеров. Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену, а также и то, что все эти господа сидят здесь на скамье подсудимых».[1]
Сталинград – это не только символ мужества и стойкости советского солдата (707 тысяч человек было награждено медалью «За оборону Сталинграда»!), но и символ триумфа нашего военного искусства.
Путь к разгрому врага был труден и тернист. Суровый приказ наркома обороны СССР №227 «Ни шагу назад!», изданный летом 1942 года, когда врага, рвавшегося к Волге, казалось, ничто не могло остановить, положил начало перелому в битве. 19 ноября началось наступление советских войск, в результате которого враг был окружен и разгромлен. 2 февраля 1943 года битва на Волге была завершена.
Историография
Победы и поражения в Великой Отечественной войне… Каким путем, какими средствами они были достигнуты? На этот счет существует множество мнений, как западноевропейских, так и советских.
Наиболее яркими представителями западноевропейского взгляда являются крупнейший военный теоретик XX века Б.Г. Лиддел Гарт, немецкий генерал-фельдмаршал Манштейн, а также многие другие военачальники и историки. Представителями советского взгляда на итоги Второй мировой войны являются такие великие полководцы как Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокосовский и другие.
Но благодаря открытию военных архивов, доступности ко многим ранее закрытым военным документам, сейчас начинает складываться несколько иная точка зрения на те далекие события в отличие от общепринятой в советскую эпоху. Этот взгляд формируют такие писатели как И. Бунич, В. Пикуль, В. Суворов, В.П. Астафьев.
Главными различиями в этих мнениях являются причины нападения нацистской Германии на Советский Союз, а так же причины побед и поражений как Красной (с 1943 года Советской) армии, так и Вермахта.
Как было сказано выше, одним из наиболее ярких представителей западного взгляда на историю Второй мировой войны является Б.Г. Лиддел Гарт. Он считал, что главным виновником войны является Адольф Гитлер. Фельдмаршал Манштейн в книге «Утерянные победы» также стремится обвинить Гитлера в развязывании войны. Вот что он пишет: «…ошибка, в которую впал Гитлер, недооценивая прочность советской государственной системы, ресурсы Советского Союза и боеспособность Красной Армии. Поэтому он исходил из предположения, что ему удастся разгромить Советский Союз в военном отношении в течение одной кампании. Но вообще если это и было возможно, то только в случае, если бы удалось одновременно подорвать советскую систему изнутри. Но политика, которую Гитлер вопреки стремлениям военных кругов проводил в оккупированных восточных областях при помощи своих рейхскомиссаров и СД, могла принести только противоположные результаты. В то время как Гитлер в своих стратегических планах ставил себе целью быстрый разгром Советского Союза, в политическом отношении он действовал в диаметрально противоположном направлении. В других войнах также часто возникали противоречия между военными и политическими целями. В данном случае и военное, и политическое руководство соединялось в руках Гитлера, но результатом было то, что его восточная политика резко противоречила требованиям его стратегии и лишила его, возможно, существовавшего шанса на быструю победу…»[2]
На протяжении всей книги Манштейн приписывает все идеи по разработке операций против СССР именно Гитлеру. Но разве у него не было соратников и союзников? Одним словом, фельдмаршал пытается оправдать как себя, так и других военачальников. Ведь, как известно, мемуары пишутся именно для того, чтобы оправдаться перед потомками. Такова уж натура человеческая.
Теперь мне хотелось бы обратиться к книге «Воспоминания солдата» великого, на мой взгляд, «танкового генерала» Второй мировой войны Гейнца Гудериана. Из этой книги мы узнаем много нового о боевых действиях в Польше, во Франции, на Смоленщине, под Москвой, под Курском, а также о событиях 1944 – 45 гг. на «Втором фронте». Некоторые строки и утверждения наводят на размышления. Например, его несогласие с преступными приказами Верховного командования Германии об отношении к гражданскому населению оккупированных территорий СССР и с так называемым «приказом о комиссарах», предписывавшим поголовное уничтожение политработников, коммунистов и евреев. Поначалу Гудериан делает упор на то, что выполнение этих приказов могло способствовать разложению дисциплины в частях вермахта. Затем, правда, он как бы выражает сочувствие «населению страны противника», которому «помимо тяжелого бремени войны» пришлось еще испытать и последствия «этих строгих приказов».
Не упрекнешь генерала в излишней откровенности, когда речь заходит об антинацистском движении сопротивления. Как бы то ни было, а включение Гудериана по личному распоряжению Гитлера в состав «суда чести» над участниками заговора 20 июля 1944 года говорит нам гораздо больше того, что пытается сказать об этом сам автор. В этой связи особый смысл приобретает и встречающееся в этой книге словосочетание «так называемый нацизм» или выражения «защита отечества», «оборона отечества» и так далее. Эти определения показательны сами по себе, так как свидетельствуют о том, что допускающий их все же не ушел от стереотипов, каких придерживался за 10 – 12 лет до написания этой книги. В том же ряду – и слова из заключающего книгу обращения к «старым солдатам»: «Воспряньте духом, выше голову, как некогда на параде, мои боевые друзья! Вы не должны стыдиться своих деяний».
Что же касается боевых действий, то в оценке приграничных сражений в июне 1941 года немецкие и советские авторы сходятся, но… Все немецкие авторы говорят о том, что неудачей Красной Армии стало то, что войска были плохо подготовлены, в ряде случаев технически плохо оснащены, практически полное отсутствие связи, а также неопытное командование.
Советские авторы говорят о том же, но стараясь все же скрыть ошибки, серьезные ошибки, командования. Но главное – они упирают на то, что численность немецких войск была значительно больше численности советских войск, что на самом деле совершенно не соответствует реальности.
Очень часто говорят, что на вооружении РККА стояла устаревшая техника, что тоже не соответствует реальности. На вооружении стояла современная техника. Это танки БТ‑7, обладающие великолепной подвижностью и мощной 45‑мм пушкой, истребители И‑16, которые, по оценке английских военных специалистов на 1941 год обладали мощнейшим вооружением. Но это та техника, которая была в массовом количестве и давно выпускалась серийно. Но ведь были еще и разработаны новейшие образцы военной техники, такие как танки КВ и Т‑34 (выпущено около 1000 штук), истребители Як, ЛаГГ, МиГ (выпущено около 1000 штук). Эти танки и самолеты превосходили немецкую технику по ряду характеристик. Я считаю, что при грамотном командовании и обученных экипажах, чего так не хватало в те дни, советские войска сумели бы разгромить немецкие войска, и не только разгромить, но и дойти до Берлина. Эта моя уверенность основывается на том, что в то время на вооружении Вермахта стояли слабо вооруженные и слабо защищенные танки Pz I, Pz II, Pz III, которые не могли причинить вред танкам Т‑34 и КВ. Танк КВ не могли вывести из строя даже такие великолепные немецкие противотанковые пушки как Рak‑40, а солдаты Вермахта прозвали наш танк КВ «Gespenst» («призрак»).
Но все же главной причиной такого провала советской армии на границе считаю то, что армия готовилась к наступлению, а не к обороне. В этом вопросе я разделяю точку зрения писателя В. Суворова, который в своей книге «День «М», доказывает, что Сталин готовился именно к нападению на Германию, но никак не к обороне. Иначе как объяснить разложенные под открытым небом артиллерийские снаряды, вагоны кожаных солдатских сапог, размещенные у границы аэродромы, скопление мощных артиллерийских установок, используемых только при наступлении? И при этом все это находится всего в нескольких десятках километров от границы.
Теперь обратимся к событиям декабря 1941 года, разворачивавшиеся под Москвой. Как известно, советские войска сумели разгромить немцев, стоявших у ворот Москвы. Но при этом опять вступают в противоречия оценки этих событий западноевропейских и советских авторов.
Немецкие авторы, такие как Г. Гудериан или начальник Генерального штаба сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер («От Бреста до Берлина», военный дневник) пишут на страницах свих мемуаров о небывалых морозах под Москвой в декабре 1941 года. Так например, Гудериан пишет, что 5 декабря температура опустилась до -50º С, а 8 декабря – уже -35º С, что вызывает сомнения. Одним словом, генерал Гальдер, подобно многим его коллегам, не устоял перед искушением обратиться к легенде о «генерале Морозе». Возможно, холодная зима сыграла на руку советскому командованию, но не до такой же степени! Да, у немцев не было зимнего обмундирования, но у них была великолепная и безотказная техника. Я же в этом вопросе, в большей степени, придерживаюсь советской точки зрения. Считаю, что все же главной причиной остановки немецкого продвижения к столице стало мужество красноармейцев и их командиров, а обращение войск Вермахта в бегство – заслуга «подросшего, в смысле решения и реализации стратегических задач» советского командования.
Что же касается провала летней кампании 1942 года, то здесь причиной является неподготовленность наступления и недооценка противника. В этом как западные, так и советские историки сходятся во взглядах.
Когда речь идет о Сталинграде, то авторы описывают эти события точно также, как и события под Москвой. Немцы пишут, что главной проблемой были лютые морозы, советские авторы, как и российские, считают, что успех операции «Уран» был достигнут благодаря грамотным действиям советского командования.
Такой же точки зрения придерживаюсь и я, потому что анализируя действия советских войск под Сталинградом видно, что их продвижение, а затем и окружение 6‑ой армии Паулюса не случайность и не просто удача, а именно хорошо продуманный и умело воплощенный в жизнь план контрнаступления под кодовым названием «Уран».
Исследование
«Барбаросса»
В воскресенье, 22 июня 1941 года, войска нацистской Германии и её союзники вторглись на территорию СССР. В составе их армий было 190 дивизий, 4000 танков, 47000 орудий и минометов, 4500 самолетов, 200 кораблей.[3] Так началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.
Наступающие войска действовали согласно плану «Барбаросса», разработанному в ноябре 1940 года.
Одним из авторов операции «Барбаросса» был генерал-лейтенант Фридрих Паулюс. Эта операция была разработана по приказу Гитлера. Фюрер считал, что «Германия должна быстро нанести удар, или ее задушат».[4] Адольф Гитлер постоянно думал об уничтожении Советской России – антибольшевизм был его самым глубоким эмоциональным убеждением.
5 декабря 1940 года Гитлер получил доклад Гальдера о плане восточной кампании, а 18 декабря издал директиву №21 – план «Барбаросса». Она начиналась с решительного заявления: «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии…»[5]
Планом «Барбаросса» предусматривалось внезапное нанесение нескольких мощных ударов крупными силами танковых, механизированных войск и авиации с целью окружить и уничтожить главные силы РККА. Затем стремительно проследовать вглубь страны и выйти на линию Архангельск – Куйбышев – Астрахань.
Войска Вермахта делились на четыре группы армий: «Север», «Центр», «Юг», «Норвегия».
Группа армий «Север» (командующий – генерал-фельдмаршал В. Лееб), состоящая из 29 дивизий развернутая в Восточной Пруссии, при поддержке 1‑го воздушного флота, получила задачу разгромить советские войска в Прибалтике и захватить порты на Балтийском море, включая Кронштадт и Ленинград.
Группа армий «Центр» (командующий – генерал-фельдмаршал Ф. Бок), сосредоточенная на главном, московском, направлении, имевшая в своем составе 50 дивизий и 2 бригады, при поддержке 2‑го воздушного флота, должна была рассечь фронт советской обороны, окружить и уничтожить войска РККА в Белоруссии и развивать наступление на Москву.
Группа армий «Юг» (командующий – генерал-фельдмаршал Г. Рундштедт), была развернута на Киевском направлении. В ее состав входило 57 дивизий и 13 бригад, в том числе две румынские армии и один венгерский корпус. В задачу группы армий, при поддержке 4‑го воздушного флота, входило уничтожить советские войска на Правобережной Украине, выйти к Днепру и развивать наступление на восток.[6]
На территории Норвегии и Финляндии были развернуты немецкая армия «Норвегия» и две финские армии – 21 дивизия и три бригады, поддерживаемые 5‑м немецким воздушным флотом и финской авиацией. Армия «Норвегия» должна была овладеть Мурманском и Полярным, финские войска – содействовать группе армий «Север» в захвате Ленинграда.[7]
Итак, наступление войск Вермахта началось 22 июня 1941 года. Вот как описывает эти события генерал танковых войск Гейнц Гудериан: «В три часа пятнадцать минут началась наша артиллерийская подготовка. В три часа сорок минут – первый налет наших пикирующих бомбардировщиков. В четыре часа пятнадцать минут началась переправа через Буг передовых частей 17‑ой и 18‑ой танковых дивизий. В четыре часа сорок пять минут первые танки 18‑ой танковой дивизии форсировали реку».[8]
Наступление развивалось успешно, несмотря на тот факт, что советское командование знало о планах Гитлера. Георгий Константинович Жуков так описывает ночь с 21 на 22 июня 1941 года: «…всем работникам Генштаба и Наркомата обороны было приказано оставаться на своих местах… Примерно в 24 часа 21 июня командующий КОВО М.П. Кирпонос доложил, что в наших частях появился еще один немецкий солдат. Он сообщил, что в четыре часа утра немецкие войска перейдут в наступление. Все говорило о том, что немецкие войска выдвигаются ближе к границе…»[9]
Несмотря на то, что менее чем за три месяца боев войсками нацистской Германии были захвачены Прибалтика, Белорусская и Украинская ССР, а также был взят в кольцо блокады Ленинград, план «Барбаросса» не был воплощен в жизнь.
Укрощение «Тайфуна»
... назвать изложение и заполнение пробелов в истории войны. Эта работа как раз описывает некоторые из них (но не все). Поиск упущений. Обнаружение и анализ неописанных военных операций Великой Отечественной войны - процесс сложный, теребующий усидчивости, по многим причинам. Во-первых, большое количество, написанных советскими историками статей, часто являются лишь простым обзором этих операций, ...
... в ходе Великой Отечественной войны, так и всей второй мировой войны Глава 3. Участие Г.К. Жукова в разработке и проведении важнейших операций второго периода Великой Отечественной войны Еще гремели орудия в Сталинграде, когда Г.К. Жуков получил новый приказ выехать в Ленинград, координировать усилия по прорыву блокады. Он уже принимал участие в подготовке этой операции. Операция получила ...
... 1943 г., ровно через месяц после немецкого наступления, Красная Армия освободила города Орел и Белгород. В честь войск пяти советских фронтов, освободивших Орел и Белгород, в Москве впервые за время Великой Отечественной войны был произведен торжественный салют. Курская битва стала самым грандиозным сражением во всей второй мировой войны. К ее концу в ней было задействовано с обеих сторон более 4 ...
... дусі патріотизму, національної свідомості та гідності. Тип уроку: комбінований Обладнання: підручник, стінна карта «Друга світова війна», атлас ХІД УРОКУ І. Оргмомент ІІ. Актуалізація опорних знань Бесіда за питання. Вивчення нового матеріалу 1. Бойові дій на радянсько-німецькому фронті 1944, визволення території СРСР Розповідь учителя. У 1944 перед радянськіми військами стояли наступні ...
0 комментариев