2.1 Факторы, влияющие на настроения русской армии в 1914-1917 годах

Обратимся к настроениям, которые присутствовали в русской армии в период 1914-1917 годах. Их также можно условно разделить на две составляющие – на те настроения, которые мели место быть в начале войны и те трансформации, которым они подверглись в 1915-1917 годах.

В начале войны атмосфера в армии была, в целом, схожа с настроениями в обществе – присутствовало воодушевление, патриотизм, имели место ожидания быстрого окончания войны.

Однако те факты, что Россия не была готова к велению затяжной изнурительной войны, что ее программа военного развития находилась в процессе реализации, далеком до завершения, не было конкретного плана мобилизации всех ресурсов на нужды фронта, и т.д. и т.п. – все это привело к довольно быстрой смене настроений, которые стали заметны, в действующей армии, уже в первые месяцы войны[7].

Позиционная война, проблемы со снабжением всем необходимым – от провизии до боеприпасов находились буквально на виду у каждого русского солдата. Очень скоро это стало понятно даже сторонним наблюдателям.

Так описывает ситуацию в российской армии британский военный корреспондент Р. Масси: «Русская армия была колоссальной по своей численности. До объявления войны она насчитывала 1 миллион 400 тысяч человек. Всеобщая мобилизация привела под ружье 3 миллиона 100 тысяч новобранцев. Однако это было только начало. Вслед за ними новые миллионы людей потекли на фронт. В течение трех лет войны 15 миллионов человек отправились защищать царя и святую Русь. Во всех остальных отношениях, кроме живой силы, Россия была совершенно не подготовлена к войне. Сеть железных дорог была явно недостаточной. Удельный вес промышленного производства в России был небольшим, организация его - примитивной. На одну фабрику в России приходилось 150 в Великобритании. Русские генералы, рассчитывая на быструю победу, не позаботились о достаточных резервах оружия и снаряжения. Русская артиллерия, быстро исчерпав запасы снарядов, замолчала, в то время как вражеские снаряды, бесперебойно поступавшие с германских заводов, решетили русские соединения»[8].

Уже в 1915 году военнослужащие русской армии перестали верить в победу и все больше оказывались подвержены пацифической пропаганде различных сил левой направленности.

Вот некоторые выдержки из солдатских писем того времени:

«Немец укрепил свои позиции и сидит в окопах, как барин говорит русским - не подходи близко; дела наши некрасивы, даже очень плохи, ужас надоело так страдать и мучиться на свете; живем на земле тоже очень плохо, нет на душу полоски земли, а у помещиков - глазом не окинешь, будто только для них одних Бог сотворил землю, наш брат мужик, крестьянин, солдат обижен. В победу твердо не нужно верить, всем известно, что у нас единения нет и думать не нужно внутри России, что у немца нет ничего, а нам, защитникам родины, варят 3 фунта грибов на 250 человек»[9].

Еще один показательный пример:

«Если строго рассудить, то класть свою голову за то, что другие набивают карманы, за то, что на каждом шагу измена, и в такую войну стремиться на фронт, быть патриотом глупо»[10].

Фактически, к началу 1916 года, моральный дух русской армии был очень низок, а обстановка на фронтах, проблемы со снабжением, способствовали только его снижению. События 1917 года – фактическое оставление войсками своих позиций, братание с немцами, повсеместное распространение пацифических лозунгов и идей показали полную несостоятельность работы военных ведомств Российской империи по поддержанию высокого морального духа в действующих частях.

Для иллюстрации приведенных соображений кратко рассмотрим настроения присущие действующей русской армии в 1914-1917 годов на примере Казачьих войск российской империи.

2.2 Настроения в казачьих войсках Российской империи

 

Казачество, в контексте нашей темы весьма показательный пример. Это связано с тем, что казаки в Российской империи – это фактически отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В качестве компенсации они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.

Казачьи войска, в каком-то смысле были самыми боеспособными соединениями русской армии к началу первой мировой войны. Казачьи соединения участвовали в боевых действиях на всех фронтах и даже использовались в качестве экспедиционных сил российской армии (операции в Салониках и Франции)[11].

В начале 1914 года представители казачьего сословия оценивают свое участие в войне как справедливое и оправданное рядом факторов. В 1915-1916 годах эти настроения корректируются, отчасти под влиянием военных неудач, отчасти – в связи с непродуманной политикой руководства российской империи.

Среди казачества, которое считалось самым устойчивым боевым соединением Российской империи, стали проявляться настроения, которые в целом перекликались с настроениями российской армии.

Приведем одно из писем казаков того периода – «Придется, должно быть, пострадать нашей России, и мы уже пострадали, да и еще этим страданиям конца не видать. Могли бы уже с нашими доблестными силами с крепкими сердцами покончить дело с немцем, но дело осталось в следующем: плохия были у нас министры и представители Государственной думы. Они с вечера в театре, а утром долго спали, вот и все проспали, теперь у нас крыть нечем как теперь у нас спят кулаки богатыя мужики, а надо бы теперь не спать а больше заботиться об действующей армии, а у нас идет вовсе не так у нас все грабят пока можно»[12].

В дошедших до нас воспоминаниях представителей казачества того периода предстает картина всеобщего хаоса, власти толпы, анархии, обостряющей и без того тяжёлое положение фронта, убожества солдатской массы, легко поддавшейся на политическую агитацию всевозможных партий и забывшей о своём долге перед страной. Эта атмосфера заражала расхлябанностью даже казаков, считавшихся наиболее устойчивыми войсками России.

В 1917 году казаки, в целом, не приняли революции, однако это свидетельствует скорее об их стремлении сохранить за собой множество благ и привилегий, которые были им пожалованы им за годы их истории. Настроения их в конце войны, также можно назвать упадническими, несмотря даже на то, что они какое-то время оставались единственной реальной силой, препятствующей дальнейшему продвижению немецких, турецких и австрийских войск.

Подведем основные выводы настоящей части нашей работы:

- в начале войны атмосфера в армии была, в целом, схожа с настроениями в обществе – присутствовало воодушевление, патриотизм, имели место ожидания быстрого окончания войны;

- те факты, что Россия не была готова к велению затяжной изнурительной войны, привели к довольно быстрой смене настроений, которые стали заметны, в действующей армии, уже в первые месяцы войны. Затяжная и бесперспективная позиционная война, проблемы со снабжением всем необходимым – от провизии до боеприпасов находились буквально на виду у каждого русского солдата;

- фактически, к началу 1916 года, моральный дух русской армии был очень низок, а обстановка на фронтах, проблемы со снабжением, способствовали только его снижению;

- события 1917 года – фактическое оставление войсками своих позиций, братание с немцами, повсеместное распространение пацифических лозунгов и идей показали полную несостоятельность работы военных ведомств Российской империи по поддержанию высокого морального духа в действующих частях;

- Казачество, в контексте нашей темы весьма показательный пример. Они являлись самыми боеспособными соединениями русской армии к началу первой мировой войны. Казачьи соединения участвовали в боевых действиях на всех фронтах и даже использовались в качестве экспедиционных сил российской армии;

- в начале 1914 года представители казачьего сословия оценивают свое участие в войне как справедливое и оправданное рядом факторов. В 1915-1916 годах эти настроения корректируются, отчасти под влиянием военных неудач, отчасти – в связи с непродуманной политикой руководства российской империи;

- настроения казаков в конце войны, также можно назвать упадническими, несмотря даже на то, что они какое-то время оставались единственной реальной силой, препятствующей дальнейшему продвижению немецких, турецких и австрийских войск.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные итоги нашего изложения.

В качестве основной посылки нашей работы, было принято утверждение, что настроения российского общества в годы первой мировой войны тесно связаны с успехами (неудачами) русской армии на фронтах первой мировой войны.

В 1914 году настроения российского общества с полным основанием можно назвать «эйфорическими». Эта эйфория была связана с тем, что официальная пропаганда Российской империи преуменьшала возможные последствия конфликта и военную мощь «тройственного союза».

В настоящее время существует множество источников, свидетельствующих об отношении различных слоев населения России к первой мировой войне в 1914 году. Общий анализ их свидетельствует о том, что патриотический подъем в 1914 году охватил всю страну - от царствующей династии до крестьян.

Ряд военных поражений, которые российская армия потерпела в ходе компании 1915 года, а также потеря множества промышленных территорий Польши и Прибалтики определенным образом подкорректировали настроения в тылу, которые были характерны в начале конфликта. Многим современникам тех событий стало понятно, что за истекшие месяцы войны правительство обнаружило полную несостоятельность.

В целом, можно предположить, что в 1915-1916 годах в российском обществе нарастало раздражение политикой властей, которые, по мнению определенных кругов населения, не в полной мере использовали имеющиеся в их распоряжении ресурсы и тем самым затягивали войну.

Российская власть в 1915-1916 годах, в целом, пыталась продолжать использовать «патриотическую карту», которая в новых условиях себе абсолютно не оправдывала. Нарастающее раздражение в обществе, возросшая активность политических партий левого и радикального толков – все это в конечном итоге привело к революциям 1917 года.

Перейдем к настроениям в войсках, которые хотя и перекликались с «тыловыми», однако имели определенную специфику. Здесь можно заключить, что в начале войны атмосфера в армии была, в целом, схожа с настроениями в обществе – присутствовало воодушевление, патриотизм, имели место ожидания быстрого окончания войны.

Однако, те факты, что Россия не была готова к велению затяжной изнурительной войны, привели к довольно быстрой смене настроений, которые стали заметны, в действующей армии, уже в первые месяцы войны. Затяжная и бесперспективная позиционная война, проблемы со снабжением всем необходимым – от провизии до боеприпасов находились буквально на виду у каждого русского солдата.

Фактически, к началу 1916 года, моральный дух русской армии был очень низок, а обстановка на фронтах, проблемы со снабжением, способствовали только его снижению.

События 1917 года – фактическое оставление войсками своих позиций, братание с немцами, повсеместное распространение пацифических лозунгов и идей показали полную несостоятельность работы военных ведомств Российской империи по поддержанию высокого морального духа в действующих частях.

Казачество, в контексте нашей темы весьма показательный пример. Они являлись самыми боеспособными соединениями русской армии к началу первой мировой войны. Казачьи соединения участвовали в боевых действиях на всех фронтах и даже использовались в качестве экспедиционных сил российской армии

В начале 1914 года представители казачьего сословия оценивают свое участие в войне как справедливое и оправданное рядом факторов. В 1915-1916 годах эти настроения корректируются, отчасти под влиянием военных неудач, отчасти – в связи с непродуманной политикой руководства российской империи;

Настроения казаков в конце войны, также можно назвать упадническими, несмотря даже на то, что они какое-то время оставались единственной реальной силой, препятствующей дальнейшему продвижению немецких, турецких и австрийских войск.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.         Евдокимов Р.Н. Казачьи войска в условиях Первой мировой войны. – М.: Верфь, 2005. – 203 с.

2.         Политические партии и общество в России 1914-1917 гг. (Сбор статей и документов). М., 2000. С.196.

3.         История Первой мировой войны 1914 – 1918// под ред. Ростунова И.И. - М.: Наука, 1975. – 579 с.

4.         Масси Р.К. На защиту Святой Руси // Николай и Александра. М., 1996. С. 311-317.

5.         Милюков П.Н. Как принята была война в России? // Воспоминания. М., 1991.С.157-162.

6.         Революционное движение в армии и на флоте в годы первой мировой войны: 1914 – февраль 1917 года. Сборник документов // под ред. Сидорова А.Л. М.: Правда, 1966. – 368 с.

7.         Россия в Первой мировой войне//под ред. Савченко П. А. - М.: Весть, 1995. – 379 с.

8.         Первая мировая война и российское общество. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – 340 с.


[1] См. подр. Масси Р.К. На защиту Святой Руси // Николай и Александра. М., 1996. С. 311

[2] Обзор их см. напр. Первая мировая война и российское общество. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – 340 с.

[3] Масси Р.К. На защиту Святой Руси // Николай и Александра. М., 1996. С. 316

[4] Приводится по: Первая мировая война и российское общество. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. С. 164.

[5] Милюков П.Н. Как принята была война в России? // Воспоминания. М., 1991.С.158.

[6] Политические партии и общество в России 1914-1917 гг. (Сбор статей и документов). М., 2000. С.113.

[7] История Первой мировой войны 1914 – 1918// под ред. Ростунова И.И. - М.: Наука, 1975. С. 112.

[8] Масси Р.К. На защиту Святой Руси // Николай и Александра. М., 1996. С. 314.

[9] Политические партии и общество в России 1914-1917 гг. (Сбор статей и документов). М., 2000. С. 109.

[10] Политические партии и общество в России 1914-1917 гг. (Сбор статей и документов). М., 2000. С. 111.

[11] См. подр. Евдокимов Р.Н. Казачьи войска в условиях Первой мировой войны. – М.: Верфь, 2005. С. 114.

[12] Цит по: Россия в Первой мировой войне//под ред. Савченко П. А. - М.: Весть, 1995. С. 164.


Информация о работе «Первая мировая война: настроения на фронте и в тылу»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 28128
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
237228
0
0

... классах по темам: «Россия в Первой мировой войне», «Первая мировая война и ее последствия». Данная тема остается актуальной, потому что австро-венгерское направление являлось наиболее важным в ходе первой мировой войны на Восточном фронте. Победоносные кампании 1914 г. (Галицийская, Рава-Русская, Карпатская, Луцкая и др.) коренным образом изменили расстановку сил на фронтах Первой мировой войны ...

Скачать
119494
0
0

... моменты в истории Первой мировой, позволяя взглянуть на жизнь общества с совершенно иной стороны. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дезертирство в императорской армии в годы Первой мировой войны как исторический феномен нашло весьма противоречивое отражение в отечественной историографии. Заявленное как самостоятельный объект исследования еще в трудах современников войны (главным образом, в ...

Скачать
91390
2
0

... мировую войну в мировую революцию. Однако эти колебания и пестрота позиций были лишь отдельными пятнами на фоне общего патриотического подъема России. В противоположность тем настроениям, которые существовали в стране в начале русско-японской компании, Первая мировая война была принята всем народом, как отечественная. Немецкий план ведения войны заключался в том, чтобы первоначально быстро ...

Скачать
66685
4
1

... был подписан “МИР” в Компьенском лесу. Применение танков. Во всех воюющих странах произошли сильнейшие революционные выступления.. 2. .Социально-экономическая обстановка в России в годы первой мировой войны. Специфика экономического и социального развития России начала XX в. привела к тому, что страна представляла из себя сложный конгломерат почти автономных социально-экономических анклавов, ...

0 комментариев


Наверх