1.         Пребывание декабристов в крае — первый и наиболее яр­кий эпизод из истории Нерчинской политической каторги

Пребывание декабристов в крае — первый и наиболее яр­кий эпизод из истории Нерчинской политической каторги. Это были участники восстаний на Сенатской площади в Пе­тербурге и Черниговского полка на Украине в декабре 1825 г., а также примыкавшие к ним по политическим взглядам чле­ны тайных обществ. Они выступали против крепостного пра­ва— "рабства, утвержденного законом", за прогрессивное пе­реустройство общества. Декабристов лишили всех прав и при­говорили к разным срокам каторжных работ с последующей ссылкой. Как особо опасных государственных преступников решено было их отправить на Нерчинские рудники. Всего по этому делу в Забайкалье оказалось 88 декабристов-дворян, 5 солдат и 11 самоотверженных женщин, приехавших вслед за мужьями[2].

Первая партия декабристов из 8 чел. (С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, А.З. Муравьев, В.Л.Давы­дов, А.Я.Якубович, братья А.И. и П.И. Борисовы) прибыли на Благодатский рудник в октябре 1826 г. Здесь они содержа­лись в кандалах, работали под землей, не имели необхо­димых вещей, книг, права переписки с родными. Вслед за мужьями сюда приехали М.Н. Волконская и Е.И. Трубецкая.

Уже в декабре 1826 года декабристов привезли на Благодатскии рудник нерчинских заводов и поместили в тюрьму - "темную, грязную и вонючую каморку, на съедение всех видов насекомых". Работали заключенные ежедневно по 6 часов, в шахте на глубине около 150 м. Цепи не снимали ни на работе, ни на отдыхе. Здесь, на Нерчинских рудниках, "бунтовщиков" не любили. Защитой им служила только петербургская инструкция, которая предписывала следить за здоровьем осужденных. Начальник рудников открыто говорил, что "без этой закорючки я бы их 6 два месяца 6 расход вывел". В таких условиях "перворазрядные" декабристы прожили почти год. Дело дошло даже до голодовки протеста - первой в истории российской каторги. Положение несколько облегчил приезд в жен заключенных - М.Н. Волконской и Е.И. Трубецкой.

М.Н. Волконская так писала о тюрьме Благодатского руд­ника: "Тюрьма находилась у подножия высокой горы, это была прежде казарма, тесная, грязная,'отвратительная. Тюрь­ма состояла из двух комнат, разделенных большими холод­ными сенями. Одна из них была занята беглыми каторжны­ми... Другая была предназначена нашим государственным преступникам. Вдоль стен комнаты находились сделанные из досок некоторого рода конуры или клетки, назначенные для заключенных... Отделение Сергея имело только 3 аршина в длину и 2 в ширину; оно было так низко, что он не мог стоять; он занимал его вместе с Трубецким и Оболенским. Последний, для кровати которого не было места, велел при­крепить для себя доски над кроватью Трубецкого. Таким образом, эти отделения являлись маленькими тюрьмами в стенах самой тюрьмы".

С 1827 по август 1830 гг. почти все декабристы содержались в Чите. Специально для них были построены два каземата, огороженных острожными стенами. М.А. Бестужев писал: "Ка­земат нас соединил вместе, дал нам опору друг в друге...". В Чите отсутствовали рудники, и поэтому выполняемая декаб­ристами работа не была тяжелой. Они убирали улицы, засы­пали овраги, работали на мельнице, но и во время всего своего пребывания в Чите продолжали оставаться закован­ными в кандалы. В них они посещали Михайло-Архангельскую церковь, расположенную рядом с казематом. В Читин­ском остроге декабристы устроили "каторжную академию", в которой учились друг у друга. Была создана коллективная библиотека, желающие изучали иностранные языки,

В Читу А.Г. Муравьева привезла декабристам стихотворное послание А.С. Пушкина "Во глубине сибирских руд..." (По­слание в Сибирь). Поэт передал его А.Г. Муравьевой перед ее отъездом на каторгу к мужу. Оно начиналось словами:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ, в котором были такие строки:

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Одоевский (кн. Александр Иванович) - поэт (1803-1839). Получив прекрасное домашнее образование, О. служил в лейб-гвардии конном полку.

За участие в событиях 14 декабря 1825 г. был сослан в Сибирь (Читинский и Петровский острог, с 1833 г. на поселении в Ишиме), в 1837 г переведен на Кавказ рядовым в нижегородский драгунский полк и здесь через два года умер, оплакиваемы не только товарищами, но и всеми знавшими его рядовыми и горцами.

Для следующей партии менее "разрядных" декабристов в это время срочно строилась тюрьма на Акатуйском серебряном руднике. Самих каторжников, числом 70 человек, зимой 1827года временно собрали в Читинском остроге, где тогда было два десятка изб и несколько казенных строений. "Мы были набиты, как сельди в бочке", - вспоминал М.А. Бестужев. За неимением в Чите рудников декабристов использовали главным образом на земляных работах, а в морозы - на ручных мельницах. Соблюдались все строгости каторжного режима - ручные и ножные кандалы, запрещение читать и писать, общаться с "вольными". Некоторые послабления начались с прибытием в Читу жен декабристов. Поэтическое слово имело тогда огромное влияние на умы и сердца образованных людей. И пушкинское послание дало его адресатам "второе дыхание". А. Одоевский сочинил известный "Ответ из Сибири" - "Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли...". Более того, началась подготовка к побегу на Амур и далее, в Китай. Одновременно на Зерентуйском руднике началась подготовка... вооруженного восстания. Дело в том, что туда в феврале 1828 года прибыла очередная партия декабристов - боевых офицеров, участников восстания Черниговского полка: И, И. Суханова, Б.Н. Соловьева, А. И. Мозалевского. Вот они-то и разработали план восстания. Он предусматривал освобождение узников Зерентуйского и соседних рудников, поход на рудник Благодатский, захват оружия, объединенный подход восставших на Нерчинск, захват крепостной артиллерии, наступление на Читу и освобождение заключенных там декабристов. Началась уже и практическая подготовка восстания. Навеет планы, разрушило предательство одного из участников заговора. Дело кончилось военным судом и расстрелом зачинщиков.

А декабристов изъяли из всех "общих" мест заключения, и загнали в самую глухомань - на Петровский железоделательный завод, находившийся в 1000 км на северо-запад от Нерчинска, за грядой Яблоневого хребта. Это перемещение закончилось в сентябре 1830 года. Для них была постро­ена новая тюрьма. Петровский Завод был довольно крупным поселением с 2 тыс. жителей и железоделательным заводом[3]. Посредине селения на болоте находилась большая мрачная тюрьма, ее четырехугольное здание было разделено на 12 изо­лированных отделений, по 5 камер в каждом. Камеры не имели окон и освещались через стекла в двери, выходившей в светлый коридор. Здесь продолжила работу "каторжная академия", была создана артель, в кассу которой вносились деньги для организации общего питания. Это уравнивало тех, кто получал деньги от родственников, и тех, кто не имел такой возможности.

Но удаленности и недоступности места властям показалось мало, и всех каторжников постарались разместить в одиночках - сырых казематах без окон.

Но и здесь в дело вмешались жены декабристов. Они избрали безотказную тактику - просто правдиво описывали все происходящее на Петровском заводе своей петербургской родне, которая составляла элиту высшего общества. Петербургский аристократический свет был шокирован, и его ропот заставил императора смягчить режим. Смягчение началось с прорубленных окошек в камерах, а закончилось тем, что уже в 1831 году семейным декабристам было разрешено жить в отдельных домах, построенных специально для этой цели рядом с тюрьмой. Из этих домов вскоре выросла целая улица, названная самими декабристами "Дамской".

Общение каторжных, а затем ссыльных декабристов было не только интеллектуальным. У них постепенно сложилась хорошо налаженная система взаимопомощи, так называемая "Артель". Дело в том, что декабристы принадлежали к дворянским семействам различного достатка. Кого-то содержала или поддерживала на достойном уровне состоятельная родня, а кто-то был вынужден существовать исключительно на казенное пособие ссыльнопоселенца: два пуда муки в месяц и деньгами 6 копеек в день (при том, что короба стоила 2 рубля, а овца - от 30 до 50 копеек). Бот это неравенство между собратьями по убеждениям и судьбе "Артель" и старалась исправить.

При выборе места ссылки власти учитывали и мнение самих ссыльных, их родственные и дружеские связи, сложившиеся на каторге. Так, А.М. Муравьев, отбыв свой каторжный срок, еще три года "дожидался" в Петровске брата Николая, чтобы поселиться с ним в Селенгинске. Там же пожелали поселиться вместе К.П. Торсон и братья Бестужевы. Супруги Болконские просили поселить их вместе с доктором В.ф. Вольфом, так как в его наблюдении нуждались их дети. Многие декабристы, и даже из родовитых семей, выйдя на поселение, женились на местных казачках, крестьянках и даже ясачных. То есть тунгусках и бурятках. Так поступили, например, В. Раевский и Кюхельбекеры.

С 1832 г. декабристы, у которых заканчивался срок катор­ги, начали отправляться к местам поселения. Им предстояла теперь пожизненная ссылка в Сибири.

Забайкальская каторга для многих декабристов явилась не только наказанием, но и школой народной жизни. Яснее и точнее всех это выразил М.С. Лунин: "Настоящее поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили". И это после десяти лет каторги.

К 1840 году тюрьма Петровского завода опустела - у большинства декабристов закончились сроки каторжных работ.

На поселении здесь остался только И.И. Горбачевский. В 1863г. он получил пра­во жительства в Петербурге, но так им и не воспользовал­ся, навсегда оставшись в Петровском Заводе. Здесь же нахо­дятся могилы А.Г. Муравьевой, декабриста A.M. Пестова, детей декабристов — А. Анненковой, И. Фонвизина, О. Му­равьевой, А. Ивашева. Все вместе они составили мемориал, получивший название "Некрополь декабристов". Здесь же похоронен комендант тюрьмы С.Р. Лепарский, который, по мере возможности, всегда помогал декабристам и получил за это их признание.

На поселении в Забайкалье, кроме И.И. Горбачевско­го, остались братья Н.А. и М.А. Бестужевы (Селенгинск), Д.И. Завалишин (Чита), А.И, Вегелин и К.Г. Игельстром (Сретенск), П.В. Аврамов, К.П.Торсон, В.Я.Кюхельбекер (Ак-ша), А.Н.Луцкий (Нерчинск), братья П.И. и А.И. Борисовы (с. Подлапатки на Хилке).

Где-то в Нерчинских рудниках и в Петровском Заводе затерялись могилы солдат-декабристов, а также могила И.И. Сухинова. Он еще в 1828 г. пытался орга­низовать восстание всех заключенных Нерчинской каторги. Не желая подвергаться позорному наказанию, Сухинов повесился в тюремной камере. За резкие антиправительственные пись­ма был вторично арестован, закован в кандалы М.С.Лунин. Лунин - единственный из декабристов, кто приговаривался к каторге дважды. Уже будучи на поселении в селе Урики, близ Иркутска, он под видом семейной переписки со своей сестрой, графиней Е.С. Уваровой, рассылал полемические письма и политические памфлеты. Это кончилось новым заключением в каторжной тюрьме Акатуя - самой страшной тюрьмы Сибири, где он был уже один среди уголовников. Там он и погиб в 1845 году.



Информация о работе «Петровский острог. Особенности пребывания декабристов (1830-1839)»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 22518
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
66468
0
0

... А.П. Беляев излагает свой проект учреждения по всей России особых «попечителей» над народом, избираемых им самим. Таким образом, в соответствии с общерусскими традициями основными мотивами мемуарного творчества декабристов в ссылке было стремление запечатлеть исторические события, свидетелями и участниками которых стали авторы. Мемуары освещают как события восстания 1825 года, пути, по которым ...

Скачать
55891
0
0

... несколько облегчило материальное положение многодетной семьи. Летом 1841 года Анненковым было разрешено переехать в Тобольск, где они и прожили пятнадцать лет до амнистии 1856 года. По прибытии осуждённых, жёны декабристов добились свидания с ними. Добрые женщины снабдили их пищей и одеждой, как могли, ободрили несчастных. Достоевский следовал в Омский острог. От Прасковьи Егоровны он получил ...

Скачать
54346
0
0

... возникновению в России «правильной конституционной монархии», исключающей любую форму деспотизма. «Истинная монархия – это не что иное, как представительная форма правления, а не самодержавие». Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени; в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое ...

Скачать
180971
6
15

... Благоприятное отношение к туристам может быть создано через программы общественной пропаганды и информации, разработанные для местного населения. 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Общая характеристика ООО ТК «ГлавТур» Параметры, показатели Характеристика Полное наименование предприятия / сокращенное наименование Общество с ограниченной ответственностью ...

0 комментариев


Наверх