5. Последствия «политики большого скачка»

Прямым следствием сталинской политики "большого скачка" и массового террора против крестьян стало разрушение производительных сил деревни и распространение голода, который, в свою очередь, послужил катализатором острейшего кризиса во всех сферах жизни страны. Одним из проявлений кризиса явился новый подъем волны антиправительственных выступлений. В начале 1932 г. массовый характер приняли выходы крестьян из колхозов, в результате чего за первое полугодие 1932 г. число коллективизированных хозяйств в РСФСР сократилось на 1370,8 тыс., а на Украине – на 41,2 тыс. Крестьяне оказывали сопротивление вывозу хлеба в счет заготовок, нападали на государственные хлебные склады. Весной 1932 г. в связи со снижением норм карточного снабжения хлебом начались антиправительственные выступления также и в городах.

Нараставший социально-экономический кризис достиг своего пика на рубеже 1932–1933 гг. Урожай 1932 г. был невысоким и к тому же плохо собран. Насильственные государственные заготовки 1932 г., в результате которых из деревень была вывезена большая часть хлеба, привели к жесточайшему голоду в основных зерновых районах страны – на Украине, Северном Кавказе, Поволжье, в Центральном Черноземье. Несколько миллионов крестьян, хотя и пережили голод, приобрели тяжелые хронические заболевания или стали инвалидами. В голодающих районах широко распространилась преступность, включая такие крайние ее формы, как людоедство. Из деревень в города, где хлеб выдавали по карточкам, устремились толпы крестьян и детей, потерявших родителей. Голоду сопутствовали страшные эпидемии. Морозная зима дезорганизовала работу железных дорог, а резкое сокращение отгрузки угля из Донбасса вызвало серьезные топливные трудности. Перечислением подобных фактов и описанием ужасающих бедствий, обрушившихся на страну, можно заполнить еще не один десяток страниц. В мирное время, более чем через десять лет после завершения кровопролитных войн, Советский Союз оказался в положении, напоминавшем военную разруху.

Все это резко усиливало социальную напряженность. Антиправительственные настроения усугублялись тем, что пик кризиса пришелся на период завершения первой пятилетки, когда настало время выполнять обещания, которые сталинское руководство давало в конце 1920-х гг., поднимая общество на "большой скачок" и расправляясь с призывавшими к осмотрительности "правыми". Мощный пропагандистский аппарат создавал тогда радужные картины недалекого будущего. Многими энтузиастами первой пятилетки двигала вера в скорое строительство социализма, который принесет изобилие ("…Через четыре года здесь будет город-сад!"). Тем горше было разочарование. Подорванная "скачками", страна не только голодала, она переставала верить.

Как обычно в кризисные моменты, усилилась оппозиция "генеральной линии" и в самой партии. Судя по известным нам материалам, среди членов ВКП(б) распространилось мнение о порочности политики Сталина, осуждение неоправданной конфронтации с крестьянством. Особенно тревожным для сталинского руководства явлением был фактический саботаж чрезвычайных хлебозаготовок многими партийными работниками на местах.

В таких условиях удержать ситуацию в руках сталинское руководство сумело лишь при помощи жесточайших репрессий. Основными методами хлебозаготовок стали повальные обыски, аресты, расстрелы и депортации крестьян, вплоть до выселения целых деревень. Символом государственного террора в этот период стал закон от 7 августа 1932 г. о защите социалистической собственности. Принятый по инициативе Сталина, он предусматривал расстрел или как минимум 10 лет тюрьмы даже за самые незначительные хищения. Фактически этот закон был направлен против голодающих крестьян, которые пытались срезать на колхозных полях хотя бы несколько колосков хлеба, и поэтому получил в народе название "закона о пяти колосках".

В целом эти данные показывают, что в период кризиса 1932–1933 гг. в результате арестов, расстрелов, депортаций, исключений из партии пострадало около 2 млн человек. Вскоре правительству стало ясно, что дальнейшее наращивание террора невозможно даже по чисто техническим причинам. В силу недостатка материальных ресурсов провалились планы создания сети трудовых поселений. До предела были перегружены лагеря, также охваченные голодом.

В этих условиях руководство страны решилось на достаточно радикальный шаг. 8 мая 1933 г. была принята новая инструкция ЦК ВКП(б) и СНК СССР партийным, советским работникам, органам ОГПУ, суда и прокуратуры по поводу дальнейшего проведения репрессивной политики. Инструкция запрещала массовые выселения крестьян (допускались лишь индивидуальные выселения активных "контрреволюционеров", причем в рамках установленных "лимитов" – 12 тыс. хозяйств по всей стране); должностные лица, не имевшие на то специальных полномочий, лишались права производить аресты, а также применять в качестве меры пресечения заключение под стражу до суда "за маловажные преступления". Был установлен 400-тысячный предельный "лимит" заключенных по линии Наркомата юстиции, ОГПУ и Главного управления милиции (кроме лагерей и колоний). Осужденным на срок до трех лет правительство предписывало заменить лишение свободы принудительными работами до одного года, а оставшийся срок считать условным. Инструкция вновь подтвердила, что осужденные на срок от трех до пяти лет включительно направляются в трудовые поселки, а на срок свыше пяти лет – в лагеря ОГПУ.

Массовые репрессии, проводившиеся в начале 1930-х гг., хотя и позволили сталинскому руководству начать форсированную индустриализацию, провести насильственную коллективизацию и при этом удержаться у власти, на самом деле лишь усугубляли кризисную ситуацию в стране. При помощи террора можно было забрать хлеб у крестьян, но нельзя было заставить их сколько-нибудь нормально работать и заботиться о новом урожае. Опираясь на скачкообразное наращивание капитальных вложений, эксплуатацию порывов энтузиазма населения и одновременно проводя политику репрессий и принуждения к труду, невозможно было создать современную промышленность. Как показали итоги первой пятилетки, планы форсированного роста индустрии, на выполнение которых были направлены огромные силы и средства, оказались полностью провалены.

Если же поставить вопрос, что же дала индустриализация народу, то следует признать, что результаты были более чем скромные. При всей машинизации и механизации производства слишком большой оставалась доля ручного труда на вспомогательных операциях: при транспортировке, складировании, погрузке и отгрузки изделий. По-прежнему ручной труд преобладал в строительстве, в сельском хозяйстве. Несмотря на многочисленные обещания и заверения правителей, должного развития не получила легкая промышленность. Недопустимо мало внимания уделялось сооружению дорог, складов и элеваторов. Уровень жизни народа, если сравнить его с колоссальными затратами сил и средств, вырос столь незначительно, что зачастую он был просто невидим.

Для Сталина и его окружения именно экономический кризис явился наиболее убедительным аргументом в пользу необходимости корректировки политики "большого скачка". На пленуме ЦК ВКП(б) в январе 1933 г. Сталин заявил, что в дальнейшем нет необходимости "подгонять и подхлестывать страну", и провозгласил новые, более умеренные планы на вторую пятилетку.


6. Заключение

В ходе индустриализации и коллективизации шел быстрый процесс свертывания всех форм собственности, кроме государственной, из-за чего страна превращалась в некое подобие гигантского натурального хозяйства, где практически все люди, подобно винтикам, были встроены в структуры утвердившейся тоталитарной системы. Все были в найме у государства, все работали на государство.

Свертывание рынка неизбежно приводило к усилению командно-административных начал в управлении народным хозяйством и нарастанию бюрократизма. Безудержно рос аппарат управления. Государство превратилось в частную собственность, которой распоряжался партийный аппарат.

Культура превратилась в «служанку политики». Сверхцелью «культурной революции» было создание особой, коммунистической культуры и соответствующего ее ценностям нового человека.


7. Используемая литература

 

1.         История России/ под ред. М.Н.Зуева и А.А.Чернобаева – М.: Вышая школа, 2001.

2.         История России / под ред. В.В.Рязанцев, В.А.Потатуров, М.Г.Гурина, Балакина Т.И., Тугусова Г.В., Бадаева Н.Н. и др.- М,: Академический Проект, 2002.

3.         Россия в XVIII-XX веках: Страницы истории / отв ред. Л.В. Кошман. – М.: Университет, 2000.

4.         Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР./ В.В. Шелохаев, О.В.Хлевнюк и др., - М,: Мосгорархив, 2002.


Информация о работе «Политика большого скачка»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 26175
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
29216
0
0

... показатели в будущем году вновь следовало удвоить и довести производство стали до 18 млн. т, а зерна — до 525 млн. т. К лету 1959 г. катастрофические для страны последствия политики «трех красных знамен» выявились со всей очевидностью. Сельскохозяйственное производство падало, ощущалась нехватка зерна даже для проведения весенних полевых работ, диспропорции между отраслями народного хозяйства и ...

Скачать
46939
0
0

... Мао, когда массы были мобилизованы, чтобы быстрее достичь индустриального и сельскохозяйственного развития за счет полного исчерпания природных ресурсов. В то же время исследователи полагают, что экологическая политика Китая была инициирована уже на конференции ООН по правам человека в Стокгольме в 1972 г.. После конференции КНР создала агентства по защите окружающей среды, контролю промышленных ...

Скачать
54436
0
0

... эту характеристику никак нельзя отнести к его политической карьере.  Не исключено, что когда-нибудь последние годы XX века китайцы будут называть «десятилетием Ли Пэна». Глава 2. Экономическая политика правительства Ли Пэна   2.1 Противники реформ в Китае В последнее время мир сконцентрировал свое внимание на угрозах Пекина против Тайваня и на все ухудшающихся отношениях с Соединенными ...

Скачать
112223
0
0

... , заявлявшие, что они лишь выполняли указания Мао Цзэдуна, были приговорены к смертной казни, замененной впоследствии пожизненным тюремным заключением, остальные обвиняемые получили суровые приговоры. Во второй половине 70-х годов в стране произошли глубокие политические перемены. Главная из них – приход к руководству КПК известных партийных деятелей старшего поколения, в разное время и по разным ...

0 комментариев


Наверх