СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Эволюция крепостничества в XVIII веке. Петровская эпоха

2. Политика Екатерины II в отношении крепостного крестьянства.

3. Крестьянская политика Павла I

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Вопросам аграрной и сословной политики, а также экономическим проблемам аграрных отношений в период ранней модернизации посвящено значительное количество работ, начиная с XVIII в. Однако социально-экономические аспекты аграрных отношений, вопросов формирования землевладения, особенно в региональном разрезе, исследованы недостаточно. Наиболее подробно изучены политико-правовые основы землевладения, имущественного расслоения крестьянства.

В 1903 г. П. Милюков затрагивал крестьянский вопрос в историко-статистическом анализе.

Дореволюционными исследователями истории крестьянского строя являлись А.А. Корнилов, А.С. Лаппо-Данилевский, В.И. Семеновский, И.М. Страховский. Работы этих авторов, опубликованные в 1905г., предоставили возможность познакомиться и понять историческую судьбу крестьянства с момента зарождения по 1861г.

Исторические аспекты положения крепостных или помещичьих крестьян были изложены с правовой точки зрения в работе профессора И.И. Игнатовича в 1910 г. В этом же году издается работа М. Александрова, где рассматриваются вопросы крепостничества, политика "просвещенного абсолютизма".

В 1917 г. вышла в свет библиографическая работа А.А. Николаева, которая охватывала все периоды истории крестьянства.

В более поздний период опубликован ряд монографических исследований, которые затрагивают вопросы аграрных отношений в России на различных исторических рубежах конца XVIII - начала XIX в. К этому периоду в России в основном завершилось формирование сословной политики государства. Внутри крестьянского сословия имело место четкое разделение крестьян на внутрисословные группы. Основную группу крестьян составляли помещичьи, второй по численности была группа государственных крестьян. Значительное реформирование всех сфер социально-экономической, политической и правовой систем общества происходит в конце XVIII в.

Вернадский справедливо замечал, что исследователи, занимающиеся проблемой крепостного права в России, основное внимание уделяют XVI-XVII векам, между тем, как последующее два века остаются малоизученными в данном отношении, несмотря на значительно большее количество документов разного рода, касающихся крестьян и относящихся к данному периоду. Историк говорил о том, что крепостное право XVIII и XIX веков существенно отличалось от крепостного права ранее рассмотренных периодов, первое, по его словам, представляло собой совокупность крепостного права сложившегося к XVII веку и холопства – от слияния этих двух элементов и образуется новый юридический институт – крепостное право XVIII и XIX веков. [1] Наша работа посвящена рассмотрению эволюции крепостнического хозяйства в России в XVIII веке. В работе использовались научные работы и статьи. Основой послужили труды Ключевского, Грекова, Колычевой, Корецкого и др. исследователей.


1. Эволюция крепостничества в XVIII веке. Петровская эпоха

Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. В XVIII веке. в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений. Социально-экономическое развитие России проходило крайне сложно и противоречиво. Вступившие в стадию своего разложения крепостнические отношения не только оставались господствующими, но и распространялись на новые территории.

В петровскую эпоху крепостное право стало пониматься, как институт публичного права. Весь сословный строй этой эпохи построен на принципе государственного интереса, а практически – на всеобщем закрепощении: царь крепок государству, дворянство – царю, крестьяне – дворянам. Крепостное право основано на велениях всенародной пользы. Мысль о государственной пользе, как основании крепостного права, нашла отражение в указе от 18 января 1721 года о покупке деревень к заводам. В указе говорилось о том, что, несмотря на прежнее запрещение купцам приобретать деревни (а запрещение было потому, что купцы занимались исключительно купечеством и не приносили тем самым пользы государству), “...позволяется сим нашим указом ...деревни покупать невозбранно”, по причине того, что “...многие купецкие люди...возымели к приращению государственной пользы заводить разные заводы...”.[2] Таким образом, выходило, что владельцы крестьян были лишь временными их держателями по уполномочию государственной власти.

Ключевский пишет: «Указы о первой ревизии юридически смешали два крепостных состояния, прежде различавшиеся по закону, крепостное холопство и крепостное крестьянство. Крепостной крестьянин был крепок лицу землевладельца, но при этом он был еще прикреплен и к своему состоянию, из которого не мог вывести его даже землевладелец: он был вечно обязанный государственный тяглец. Холоп, как и крепостной крестьянин, был лично крепок своему господину, но не нес государственного тягла, лежавшего на крепостном крестьянине. Законодательство Петра распространило государственное тягло крепостных крестьян и на холопов. Таким образом, изменился источник крепости: как вы знаете, прежде этим источником был личный договор холопа или крестьянина с господином; теперь таким источником стал государственный акт - ревизия. Крепостным считался не тот, кто вступил в крепостное обязательство по договору, а тот, кто записан за известным лицом в ревизской сказке. Этот новый источник, которым заменился прежний договор, сообщил крепостному состоянию чрезвычайную растяжимость. С тех пор как не стало ни холопов, ни крепостных крестьян, а оба эти состояния заменились одним состоянием - крепостных людей, или душ, стало возможным по усмотрению сокращать или расширять и количество крепостного населения и границы крепостной зависимости. Прежде крестьянское состояние создавалось договором лица с лицом; теперь оно поставлено было на основании правительственного акта.

Со смерти Петра крепостное состояние расширялось и в количественном и в качественном отношении, т. е. одновременно все большее количество лиц становилось в крепостную зависимость и все более расширялись границы власти владельца над крепостными душами.»[3]

Иными словами характерной особенностью крепостного права XVIII – XIX веков было то, что в отличие от предыдущего, московского периода крестьяне находились в собственности государства. Другая особенность (а точнее сказать тенденция) рассматриваемого периода - консолидация различных категорий крестьянства в единое сословие. Указ 1718 года о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Известно, что при подворном налоговом обложении практиковалось объединение дворов. Во двор более или менее зажиточного крестьянина подселяли бедные крестьянские семьи (подсуседники, захребетники) или одиноких крестьян-бобылей, чтобы не платить налог с их дворов. С введением подушной подати исчезал стимул к такому объединению. Между тем, со второй половины XVIII века положение крестьян частновладельческих заметно ухудшается.

Крепостное состояние размножалось двумя способами - припиской и пожалованием. Приписка состояла в том, что люди, которые не успели примкнуть к основным классам общества, избрав себе постоянный род жизни, по указу Петра I обязаны были найти себе господина и положение, записаться в подушный оклад за каким-либо лицом либо обществом. В противном случае, когда они не находили такого лица или общества, их записывали простым полицейским распоряжением. Таким образом, по II и III ревизии (1742 и 1762 гг.) постепенно попали в крепостную зависимость разные мелкие разряды лиц, прежде свободных, - незаконнорожденные, вольноотпущенники, не помнящие родства и другие бродяги, дети солдат, заштатные церковнослужители, приемыши, пленные инородцы и т.п.[4]



Информация о работе «Русское крепостническое хозяйство в XVIII веке»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 22241
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
107856
0
0

... Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение одну добродетельную душу»./64, с. 63/ Государственное и частное служение очень показательно в русской культуре второй половины XVIII века. Главным проводником политики Екатерины в области образования и государственного служения стал И. И. Бецкой, сам получивший неплохое образование за границей. Анисимов ...

Скачать
41664
0
0

... рост императрицы Анны Иоановны с арапчонком. 1.7. Изобразительное искусство Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи отобразились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и "Напольного гетмана" И. ...

Скачать
44777
0
0

... сосланы. Несмотря на все гонения, Московский университет и его прогрессивные деятели продолжали оказывать влияние на развитие культуры, просвещения, школы и педагогической мысли России. Педагогическая деятельность И. И. Бецкого. Во второй половине XVIII века жестокая эксплуатация помещиками крепостных крестьян была доведена до крайних пределов. Усилилась классовая борьба между крестьянами и ...

Скачать
95736
0
0

... », поскольку «невинно от наглости другого претерпевший удар всеми силами старается отплатить оный равномерным поражением своему врагу». Этот принцип, говорит Десницкий, «строго наблюдается во всех почти державах просвещенных»[52]. В русской литературе второй половина XVIII века нередко раздавались призывы усилить наказание за воровство, причем шли они как от представителей дворянства, так и от ...

0 комментариев


Наверх