2. Сельское общество Индии

2.1 Деревня

Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что её традиции непрерывно сохранились до наших дней.Мы не располагаем достоверными данными для определения численности населения древней Индии: подробные реестры, которые велись во многих царствах, давно утрачены, один из исследователей предположил, что в средние века число жителей Индийского субконтинента составляло приблизительно от 100 млн. до 140 млн. человек, и это цифра, по-видимому, очень близка к истине, хотя и основана на весьма скудных свидетельствах. Но какова бы ни была их численность, жители Индии в древности и в средние века, без сомнения, жили в основном в сельских местностях. По статистическим данным, в настоящее время 85 % населения Индии живет в деревнях. В прошлом этот процент был не только не ниже, но вероятно выше, Древний индиец, как правило, был сельским жителем.

Всякий, кому приходилось ехать поездом из Дели в Калькутту, помнит впечатление унылого однообразия, которое неизбежно производит развертывающийся перед его глазами пейзаж великой равнины Ганга. Убогие деревеньки, часто расположенные очень близко друг к другу, перемежаются лишь реками. Несколько деревьев на околице, кое-где небольшая роща, отделяющая одну деревню от другой, и больше ничего от деревни до деревни, кроме полей, разрезанных на клочки узкими тропинками или местами неровными проселочными просёлочными дрогами.

Сельская местность была более дикой, чем в наши дни, по всей стране бродили тигры. На западе изобиловали львы. Многочисленные стада диких слонов, тщательно охраняются царями, обитали в тех районах, где они теперь неизвестны.

Индийская деревня древности мало чем отличалась от современной, но сейчас большинство деревень Северной Индии открыты и незащищены, в прошлом же они обычно были окружены степной или частоколом, как и сейчас в многих районах Декана. Деревня представляла собой группу хижин, больших и маленьких, часто располагавшихся вокруг колодца или пруда, возле которого оставалась небольшое открытое пространство с несколькими деревьями. В более ранний период в деревнях часто имелись дома для собраний, служившие постоялыми дворами для путников и центрами общественной жизни; позднее их заменили в этом качестве деревенские храмы. Жители деревни составляли самостоятельную общину. Община воспитывала в своих членах чувство сплоченности, и оно явилось одним из главных факторов, способствовавших сохранения индуистской культуры.

Большинство жителей деревень были свободными крестьянами, земля принадлежала им, и они могли распоряжаться ею по своему усмотрению, хотя царь претендовал на верховное владение всеми землями. Доля земледельца была нелегкой, но в сравнении с последующими, и гнёт бедности, возможно, был тогда не столь мучительным. Большинство крестьянских участков были невелики, и обычно их возделывал сам владелец вместе с семьей; однако встречались и большие хозяйства, владельцы которых пользовались наёмным трудом. Царям принадлежали большие имения, где трудились рабы и работники, которые в эпоху Маурьев получали заработную плату, составлявшую одну с четвертью паны в месяц, и содержание /Бэшем, 1977, 58/.

Безземельные работники существовали в индийской деревне, со времен Маурьев, а может и раньше, и влачили жалкое существование, Болезнь, голод или иная причина иногда вынуждали крестьянина продавать свой участок или же приводили к тому, что его по приговору суда за неуплату налога сгоняли с земли, и тогда он скатывался до позорного нищенского положения случайного поденщика. Но этот процесс, при котором земля должна была постепенно концентрироваться в руках немногих собственников, более чем нейтрализовался существованием большой патриархальной семьи. После смерти главы семьи обычно производился раздел её владений, и в течение нескольких поколений происходило их распыление. Поэтому в Индии так и не сложился класс помещиков или крупных фермеров в собственном смысле этого слова.

К тяжелому налоговому времени, принудительному труду и инспекционным поездкам царя и его чиновников добавлялись периодически случавшиеся полуголодные и голодные годы, ввергавшие крестьян в нищету и страдания. Наиболее энергичные цари делали всё что могло для предотвращения и облегчения голода. В крайних случаях открывались государственные зернохранилища. Некоторую помощь оказывали такие религиозные организации и важные лица, занимавшиеся благотворительностью. Тем не менее, при недостаточных средствах сообщения голод местами свидетельствовал еще больше, чем в наши дни. Правда, есть основания полагать, что в древности осадки были более обильными, чем сейчас, и что соотношение между численностью населения и средствами существования было не таким критическим, каким оно стало в новое время, а поэтому вспышка голода бывали реже, на уж если случались, то имели значительно более тяжелый и губительный характер.

На протяжении всего рассматриваемого периода вследствие постоянной нехватки обрабатываемой площади происходило постепенное освоение целины.

На равнинах земли была прорезана каналами, бравшими начало в больших реках, и усеяна искусственными водоёмами. Для их устройства запруживали небольшие речки либо преграждали сток у прудов. Из естественных и искусственных водохранилищ воду доставали посредством «журавля» с противовесом и продавали в небольшие каналы, орошавшие поля.

Добродетельные цари в порядке исполнения религиозного и общественного дома предпринимали ирригационные работы, часто в гигантских масштабах. Из искусственных водохранилищ наиболее знаменитым было Гирнарское, история которого дошла до нас благодаря двум подписям, обнаруженным в том числе, где оно находилось. Большинство крупнейших ирригационных сооружений индуистской Индии не сохранилось до настоящего времени. После многих веков небрежения современные правительства Индии и Шри-Ланки воссоздают ирригационные системы, необходимые для земледелия в тропиках /там же, с. 114/.

Основными зерновыми культурами древней Индии, как и в настоящее время, была пшеница и ячмень, рис, просо. Из других культур широко распространён был сахарный тростник, причём сахар вывозился в Европу. Почти везде культировались, тыквы кунжут, а также многочисленные сорта гороха, фасоли, чечевицы. В Южной Индии, особенно в Керале (Малабар), выращивали пряности, в частности перец, кардамон, имбирь, корицу: их поставляли в остальные районы Индии и в Европу. У подножий Гималаев производили драгоценный шафран. Основной текстильной культурой во все времена был хлопок.

Из фруктов первое место принадлежало манго, которое ценилось очень высоко. В более влажных районах страны росли так же маленькие индийские бананы. Кокосовый орех был завезен сравнительно поздно из Юго-Восточной Азии. В прибрежных районах выращивали пальмы пальмира и талипот, дававшие сырье для основного писчего материала, употребляющегося в Индии. А также алкогольные напитков, известных сейчас, как пальмовая водка (тодди) и арак. Высоко ценилась и ореховая пальма. Её твёрдые орехи, обладающие наркотическими свойствами, в измельченном виде смешивают с известью и другими ингредиентами и завертывают в лист бетеля. Эта жвачка (тамбула) в начале нашей эры распространилась с юга Индии по всей стране, и с тех пор все индийцы с удовольствием жуют её после еды. Финиковую пальму выращивают в засушливых районах на западе страны, но в литературе она упоминается редко. Кислые плоды тамаринда широко употреблялись в качестве приправы. Виноград, ввезенный из Ирана вместе с миндалём и грецкими орехами, разводили в Западных Гималаях. Сандал и другие деревья, росшие главным образом на юге, поставляли ценную ароматную древесину.

Плодородие индийской почвы, трудолюбии и умение тех, кто её возделывал, производили большое впечатление на греков. У современных путешественников складывается диаметрально противоположное представление, но греки судили по более низким меркам, чем наши, да и почва была тогда не так истощена, как сейчас. Греков крайне удивляло то, что в Индии снимают два урожая в год. Во влажных районах страны два урожая можно собирать даже без применения ирригации, тогда как на равнинах летний урожай риса выращивали в сезон муссонов, а второй, поливной, - сухой сезон.

Основная масса крестьян пахала на быках с помощью неглубоко захватывающего землю деревянного плуга, жала серпами, обмолот производила с помощью быков, а веяла зерно на ветру, подбрасывая его вверх.

Основной жизни крестьянина был крупный рогатый скот; на нём не только пахали, но и использовали его как средство передвижения, он давал молоко и мясо. Деревни нанимали общинного пастуха, который каждое утро выгонял скот, меченный клеймами владельцев, на пустоши за вспаханными полями и возвращался с ним в сумерки. Важными продуктами питания были молоко и творог, а также топлёное сливочное масло. Не портившееся в жарком климате /Алаев, 1962, с. 68/.

Коровы отнюдь не всегда считались неприкосновенными. Определённые настроения, направленные против убийства коров, существовали, по-видимому, еще в ведийскую эпоху, но Ашока не запрещал забой скота, и во всяком случае быков забивали для употребления в пищу даже позднее. Однако в «Артхамастре» рекомендует смертную казнь для тех, кто убивает животных, украденные из царских стад.

Кроме частного скота крестьян-земледельцев большие стада принадлежали пастушеским племенам, которые вели полукочевой образ жизни в отсталых районах страны. Одно такое довольно значительное племя, абхиры, обитавшее около начала нашей эры на обширных пространствах Южного Раджастхана, Мальвы и Синда, возможно, сыграло главную роль в развитии пастушеского аспекта культа Кришны. Вожди абхиров создали в Северо-Западном Декане, на развалинах Сатаваханов, государство, но оно существовало не долго.

Важным домашним животным был буйвол, уступавший только быку как тяговое животное, излюбленный объект жертвоприношений башне Дурге, культ которой стал очень популярен в средние века. Широко распространено было разведение коз, а в более прохладных районах – овец. В северной Индии употреблялось тончайшая козья шерсть из Кашмира. Одеяла из более глубокой и тонкой шерсти овец и яков выводились в небольших количествах из горных районов на северные равнины, где холодные зимние ночи позволяли оценить пользу и удобство этих одеял. Известна была и свинья, хотя она не играла в сельском хозяйстве значительной роли.

Лошадей разводили главным образом в Синде и на северо-западе Индии. В декане нельзя было выводить хорошие породы лошадей, и их доставляли в порты Западной Индии морским путем из Синда, Ирана и Аравии. Лошади всегда были роскошью, держало их главным образом воинское сословие. Для рядовых жителей основным транспортным средством служили быки, определенные породы которых могли со значительной скоростью тянуть повозку. Цари Виджалнонара развлекались зрелищем состязанием легких повозок, в которые запрягали в ряд быка и лошадь.

Слон, несомненно, был приучен уже ко времени Будды. В неволе слоны размножаются редко, и за ними приходилось охотиться. Большие участки леса имели назначение слоновых заповедников, где жили следопыты, охотники и дрессировщики, состоявшие на службе у царя. Обычно слонами владели только цари и вожди, а крестьяне, жившие по соседству со слоновьим заповедником, несомненно, проклинали опустошения, производимые этими животными, которые нередко выходили из джунглей и совершали побеги на расчисленные участки.

Верблюд упоминается в источниках нечасто, но он был известен и использовался как вьючное животное в более засушливых частях страны. Распространенными вьючными животными были также мул и осёл.

Полудикая бродячая собака была в древней Индии столь же обычным явлением, как и в настоящее время, и, кроме того с собаками охотились. В горах существовала особая порода крупных собак, вероятно подобных современным тибетским догам, которая славилась далеко за пределами Индии, Геродот сообщает, что периодический правитель Артаксерке I (465-424) освободил жителей четырех деревень Вавилонии он налога в вознаграждение за то, что они разводили индийских собак для нужд войны и охоты. Индийские собаки были известны и в Европе эпохи Птолемеев. Вряд ли в Индии к собакам когда-либо относились как к любимому домашнему животному, и в литературе она только однажды упоминается с уважением и теплотой: в «Махабхарате» пять братьев Пандавов и их жена Драупади берут собаку с собой в завершающее паломничество на небо, и старший из братьев, Юдхшитхира, отказывается войти в небесное царство без своего верного друга. Предполагали, что этот эпизод свидетельствует об иранском влиянии, потому что у зороастрийцев собака была священным животным.

Домашняя кошка упоминается в источниках редко.

Об охотничьем леопарде, или гепарде, до средних веков в источниках говорится только, как о диком животном, домашняя птица была известна в древней Индии, хотя яйца почти не употреблялись в пищу. Рацион древних индийцев, без сомнения, пополняло мясо павлинов, которое было излюбленным блюдом императора Ашоки, пока он не обратился в вегетарианству /Бэшем, 1977, с. 144/.

Состоятельные люди держали в парках и других декоративных птиц, в частности красную песчанку, или брахманскую утку (чакравака). Попугаи и майны были распространены в качестве домашних любимцев особенно среди богатых женщин. Разведением и выращиванием шелковичных червей занимались главным образом в Бенгалии и Асеаме. Существует предположение, что шёлк был известен еще в ведийскую эпоху, и в том, что шелкопряд-уроженец Индии, сомнений нет; однако шёлк, сделанный из разводившихся в домашних условиях шелковичных червей, вероятно, был завезен в Индию из Китая через Бирму во второй половине I тыс. до н.э. Во II в. до н.э. китайский путешественник Чжан Цянь отметил, что в Бактрию через Индию ввозится китайский шелк. Отсюда можно заключить, что тогда индийцы ещё не умели прясть и ткать тонкие шелка и что научились они этому, несомненно, позднее. Кроме шелковичного червя большое значение имел лаковый червец, который давал и лак, идущий на изготовление шеллака, и красный краситель, так и называвшийся – «лак».

У подножия и в окрестностях гор Виндхья и Декана до сих пор живут отсталые племена. Большинство из них к настоящему времени частично цивилизовалось и приняло индуизм, но некоторые всё ещё сохраняют пятилетки варварских обычаев, хотя и живут дружной семьёй, связанной племенной традицией в независимую, самодовлеющую общину. Гонды Восточного Декана еще в прошлом веке приносили на ритуальных праздниках плодородия человеческие жертвы, причём ими часто бывали похищенные жители более цивилизованных селений, а охоту за головами среди нагов Асеама не удается искоренить полностью даже сейчас.

Некогда подобные народности населяли фактически всю Индию. В древности и средние века они были более многочисленными и занимали значительно большую территорию, чем в наши дни. Они вели безнадежную борьбу против поступающей культуры ариев начиная с самых первых нашествий последних и во все эпохи были более источником опасности для форпостов цивилизации, располагавшиеся вблизи от их земель. Одни народности, находившиеся на первобытной стадии развития, были истреблены, другие утратили свою индивидуальность в процессе распространения индуистской цивилизации. Некоторые из них, однако, признали власть цивилизованных сюзеренов и удержали земли предков.

В «Артхамастре» говорится, что они весьма полезны во время войны. Многие из таких племен всё более поддавались влиянию арийского образа жизни, а их племенные культы через посредство странствующих брахманов в почти неизменном виде были усвоены индуизмом. Эти племена были, без сомнения, предками ряда низших индуистских каст более позднего времени. Некоторые же архаичные племена многое заимствовали от ариев. Стали достаточно влиятельной силой, и есть все основания предполагать, что не одна великая средневековая династия ведёт начало от них Алаев, 1971, с. 66/.

Во все эпохи, однако, отсталые племена продолжали существовать в отдаленных районах фактически независимо, от случая к случаю платя нерегулярную дань которой предварительно своего сюзерена.

Во все времена отсталые племена представляли угрозу для осёдлых крестьян в отдаленных районах страны. В средневековой литературе как на санскрите, так и на дравидских языках говорится о набегах дикарей, разоряющих посевы, стада, дома и уводящих в плен людей для человеческих жертвоприношений. Сфера подобных набегов постепенно сужались, и по мере включения отсталых племен в индуистский образ жизни они становились всё менее опасными; однако на протяжении всего рассматриваемого периода они продолжали наводить страх на многие районы Индии, и матери пугали ими своих непослушных детей. Безусловно, многие характерные черты злых духов и демонов, фигурирующих в индуистской мифологии, таких, как якши, ракшасы и т.п., были заимствованы у отсталых племен.



Информация о работе «Социально-экономическая и культурная характеристика индийского общества ХIII-ХVII вв.»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 96693
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
269099
0
0

... восстание в середине века (1648 г.) произошло в Москве под названием «соляного бунта», а вскоре вспыхнул «медный бунт» (более подробно об этих событиях можно узнать из учебника авторов А.Л. Юрганова и Л.А. Кацва «История России. ХVI-ХVII вв.», стр. 146-148). Но самым значительным было восстание под предводительством донского казака Степана Разина (1667-1671 гг.)– о ходе восстания см. в указанном ...

Скачать
549079
5
0

... якобы “обновленная Россия”. Неправда, это. Реально то, что мы сегодня имеем адекватную квазирыночной экономике квазидемократическую идеологию. Это и есть настоящая катастрофа идеологии, катастрофа экологии культуры. Этими мыслями, вместе с моим другом из Краснодара Н.И. Першиным, мы выпустили накипевший в душе Россиянина пар от нашествия на нашу Родину так называемой западной культуры, начиная с ...

Скачать
203534
1
0

... душу начинают преследовать мысли о смерти, не значит ли это всегда, что в ней пробуждается, в ней обновляется религиозная жизнь? Глава 4 Кризис Западной культуры. __________ Книга Шпенглера “Закат Западной Европы” есть бесспорно самая блестящая и замечательная – в буквальном смысле слова – книга европейской литературы со времени Ницше, хотя далеко не самая глубокая и плодотворная. Первое ...

Скачать
568021
3
0

... образа мышления.  - М., 1994. 8.  Самоорганизация в природе и обществе. - СПб, 1994. 9.  Современные зарубежные концепции диалектики. – М., 1987. 10.  Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и наука. - Минск, 1981. 11.  Материалистическая диалектика. В 5 т. - Т. 1.- М., 1981. 12.  Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. - М., 1985. 13.  Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., ...

0 комментариев


Наверх