5. Пятый перегоночный полк
На участке от Киренска до Красноярска работал пятый перегоночный авиаполк. Начальником трассы назначили И.П. Мазурук. Аэродром в Красноярске обслуживали выпускники Харьковской военной авиационной школы, эвакуированной в город в начале войны. Техническому составу особенно туго приходилось зимой: все работы проводились на открытом воздухе в трескучие морозы и сильные ветры, а ночью нередко при свете карманного фонарика.
По мере эксплуатации трассы строились дополнительные аэродромы, совершенствовалась навигационная техника, а значит, самолеты своевременно добирались до взлетно-посадочных полос без потерь. Но 81 самолет так и не добрался до аэродрома, а погибли с боевыми машинами 115 летчиков.
В те годы летчики перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные самолеты Си-47 и некоторые другие. За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й перегоночной дивизии в трудных условиях севера, рискуя жизнью, перегнали 8094 американских самолета. Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков.
Из самолетов «Бостон» была сформирована эскадрилья 22-го бомбардировочного полка под командованием майора Ивана Николаевича Горбунова.
Испытательный полет первой «аэрокобры». Выполняет полковник И.П. Мазурук.
К началу 1945 года на трассе было построено 20 аэродромов для перегонки американских самолетов на Дальний Восток, среди них: Хабаровск, Магадан, Танюрер, Анадырь, Тикси. Связано это было с тем, что Япония по всем признакам готовилась к войне.
В коротком сообщении невозможно рассказать о героических буднях всех тех, кто работал на трассе «Аляска-Сибирь». Эта воздушная трасса хоть и находилась в тылу, но летать на ней было так же опасно, как и на фронте. Только врагами здесь были погодные условия. Зимой – лютые морозы, летом – густые туманы. Да и посадить забарахлившую машину было некуда: сопки, болото и бескрайнее море тайги.
Президиум Верховного Совета СССР 5 февраля 1944 года указом «За образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС и АДД» наградил орденом Красного Знамени первую перегоночную авиационную дивизию ГВФ, а 551 человек личного состава – боевыми орденами и медалями.
В конце августа 1945 года Соединенные Штаты прекратили поставку самолетов в СССР и началось постепенное расформирование трассы. В начале 1946 года перегоночная трасса «Аляска-Сибирь» прекратила свою деятельность.
Но тем не менее, хорошо оборудованная и разветвленная трасса, которая насчитывала 30 аэропортов и аэродромов в Восточной Сибири и на северо-востоке страны, продолжала работать. Авиаторы перевозили товары и людей в труднодоступных районах севера, доставляли геологов до мест проведения геологоразведки. Трасса обслуживала золотые прииски, оленеводческие хозяйства, связывала лесопромышленные предприятия с морскими портами. Так 25 ноября 1945 года по просьбе заместителя наркома внутренних дел генерал-лейтенанта А.П. Завенягина для перевозок Красноярск – Норильск и обслуживания Норильского горно-химического комбината управление гражданской авиации выделило два самолета Си-47.
«Аляска-Сибирь» использовалась и как международная и дипломатическая авиалиния. Путь в 10 тысяч километров от Фербенкса до Москвы был неблизкий, но по военному времени безопасный. За счет платных пассажиров и грузов трасса приносила доходы.
Бывший начальник «АлСиба» командир первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии герой Советского союза летчик Илья Павлович Мазурук в 1987 году сказал:
«Трасса оставила след не только в нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Аэрофлотом Сибири и Крайнего Севера. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах».
6. Тайна аэрокобры
К концу 1998 года на аэродромах построенных специально для перегонщиков, а потом немало послуживших освоению восточных регионов России и развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов, мало что осталось от того, что напоминало бы о перегонке - всего три маленьких музея. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть останки самолетов в непроходимых болотах, тайге, как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые упавшие самолеты до сих пор хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.
Воздушная артерия Ленд-лиза
Для многих железногорцев весть о том, что у нас под боком лежат останки американских самолетов, потерпевших здесь крушение во время войны, до сих пор повергает в глубокое недоумение. Откуда, куда и для чего в глубоком тылу летали истребители, бомбардировщики, торпедоносцы.
В 1998 году на границе Усть-Кутского и Нижнеилимского районов, в верховьях реки Гандюха, охотники наткнулись на обломки самолета: крылья, пропеллер, приборная доска, бортовые пулеметы…Все было разметано на площади около 150 квадратных метров. Похоже, что самолет взорвался еще в воздухе. К месту трагических событий организовали несколько поисковых экспедиций. По хорошо сохранившимся надписям и номерам на осколках металла определили их принадлежность трехместному бомбардировщику А-20 «Бостон». Это значило, что самолет лежал здесь с военной поры. Позднее были найдены останки летчиков Ивана Заломина и Ивана Максимова, а на месте гибели установлен памятный крест с мемориальной надписью.
Воздушная перегоночная трасса Аляска – Сибирь (АЛСИБ) строилась и действовала в обстановке строжайшей секретности. Все документы о ней вплоть до начала 90-х годов хранились в архивах под грифом "совершенно секретно". Когда покров тайны понемногу начал рассеиваться, появившиеся сведения о загадочной авиалинии помогли объяснить, следы каких катастроф находили охотники и ягодники в тайге с военной поры и по сей день.
Тянулась она на 6306 километров от Фербенкса на Аляске через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутск и Киренск до Красноярска. По ней перегоняли бомбардировщики Б-25 "Митчелл", бомбардировщики-торпедоносцы "Бостон", истребители "Киттихаук", "Аэрокобра", транспортные "Дугласы", самолеты других марок, которые США в числе другой техники, боеприпасов, медикаментов и продовольствия поставляли в СССР по ленд-лизу.
За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты авиадивизии в труднейших условиях Крайнего Севера, рискуя жизнью, перегнали по трассе 8094 американских самолета, перевезли 18753 тонны грузов. За время перегонки потерян 81 самолет и погибли 115 перегонщиков.
На суровых морозах становилась хрупкой резина покрышек колес, замерзали гидросистемы. На глазах летчиков самолеты их товарищей падали. Более сотни различных трагедий произошло на трассе. До сих пор находят обломки погибших самолетов с останками экипажей, а многие так и лежат в горах, в тайге, в тундре. Часть из них пропала без вести - экипажам была дана команда, лететь на восток не оглядываясь.
Аэродромы, построенные когда-то специально для перегонщиков, в том числе и Нижнеилимский, потом послужили освоению восточных регионов России, развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов.
Нижнеилимский аэродром. 1943 год. Назрела необходимость строительства дополнительного, предпоследнего перед Красноярском в селе Нижнеилимск аэродрома. Удобным местом оказались поля между деревней Игнатьевкой и Нижнеилимском.
Вспоминают старожилы тех мест, ныне пенсионеры Татьяна Васильевна Погодаева, Вениамин Васильевич Макаров.
- Да, мы приняли самое активное участие в строительстве аэродрома в лето 1943 года. Техники не было ни какой. Все делалось вручную, на лошадях завозили берега Илима песко-гравий, засыпали все неровности и уплотняли трамбовками.
В тот год первыми секретарями Нижнеилимского РК ВКП(б) были Иван Степанович Волкжин, Иван Федосеевич Янович. Состояло на учете 208 членов партии. Аэродром с оценкой «отлично» на 40 дней раньше срока был создан в октябре 1943 года. Затем был прилет из Иркутска самолета «ЛИ-2» для апробирования взлетно-посадочной полосы.
- В знак благодарности,- дополнил В. В. Макаров, - мы попросили пилота нас прокатить, что они совершил. Правда, едва набрав высоту, сделал круг, пролетев над деревней Зыряновой и вновь приземлился. Для нас, молодежи, это был первый, кратковременный полет в жизни.
Степан Аполлоновичь Скрябиков (труженик тыла) рассказал:
- Как сейчас помню, у на в Илисмске на улице Зверева временно стоял автогрейдер, видимо, предназначенный для планировочных работ на строительстве аэродрома в Нижнеилимске. Каким-то путем ему не было суждено оказаться на строительстве аэродрома. В тот период было полное бездорожье до райцентра- с. Илимска. Может быть в зимнее время, после ледостава своим ходом по р. Илим прибыл туда. Старожилы Нижнеилимска и окрестных сел, возможно, вспомнят о появлении автогрейдера. Был он внушительный, с огромными шинами. Маршрут доставки горючего осуществлялся баржами из Иркутска до пристани Заярск – 539 км. Затем автомобилями «ЗИС-5» до с. Илимск – 112 км. Зимой непосредственно в Нижнеилимск. В летнее время создавалась морока – проблема его транспортировки от Илимска – 110 км. Ведь не было речного транспорта, а кругом бездорожье. Придумали сплавлять в плотах- рамах. Были случаи потерей бочек, когда разбивались плоты на перекатах. Вообще горюче-смазочные материалы поступали из Ирана через Афганистан, то есть окольным путем вдали от линии фронта. По Союзу – железнодорожным транспортом в г. Иркутск.
Гибли люди на фронтах сражений Отечественной войны. Выполняя свой воинский долг, гибли люди вдали от театра боевых действий. За время работы трассы, на ее части обслуживаемой советской стороной, произошла 41 авиакатастрофа перегоняемых самолетов, в которых погибло 115 авиаторов с 1942 по 1945 годы. При этом было совершено 68148 самолетоперегонов с общим налетом 252796 часов. С октября по декабрь месяц 1942 года перегнали в Красноярск 114 самолетов, за 1943 год – 2465, 1944 год – 3033 и за 9 месяцев 1945 года – 2482.
Потери личного состава первой Краснознаменной перегонной авиадивизии ГВФ: только с октября 1941 года по январь 1942 года произошло 9 катастроф. В1943 году – 29, в 1944 – 7, в 1945 – 2 катастрофы.
Вот только две катастрофы; самая трагическая в аэропорту Красноярск 17 ноября 1942 года. Летный состав 5-го полка готовился к обратному возврату в Киренск, к месту дислокации, как пассажиры. Ничто не предвещало беды. Транспортный самолет ЛИ12, именуемый еще «Дугласом», под управлением командира корабля Баркова, после взлета, набрав нужную высоту, выполнял разворот по маршруту Красноярск - Киренск – Якутск. Обслуживающий персонал и все кто готовили перелет, оказались свидетелями этой страшной трагедии. Через мгновение раздался оглушительный взрыв и черные клубы дыма устремились вверх. Вместе с экипажем Баркова погибло 20 человек. Все они похоронены в г. Красноярске…
… 24 октября 1943 года при перегонке самолета Киренск – Красноярск пропал без вести в районе Нижнеилимска самолет «Р-39», пилотируемый заместителем командира 5-й авиаэскадрилии Григорием Петровичем Чуйко. Обломки самолета и останки летчика до сих пор не найдены.
По следам «Бостона»
По сведениям, взятым из архивов, поисковики, первыми побывавшие на месте трагедии у реки Гандюха. Там 12 июля 1943 года потерпел авиакатастрофу экипаж Ивана Заломина. Закономерный интерес к этому событию проявил и туристский клуб «Кедр», предложив организовать экспедицию, с целью сбора исторического материала. Коллектив нашей газеты поддержал инициативу, присоединившись к ней. Поездку приурочили к дате гибели экипажа самолета и посвятили 60-летию Великой Победы, юбилею города и КГОКа.
ВОСПОМИНАНИЕ МАРИНЫ ОСЕНКОВОЙ (УЧАСТНИЦЫ ЭКСПЕДИЦИИ)
- 1 июля, еще не подозревая обо всех испытаниях, которые нас ждут впереди, полные радужных надежд, минуя Семигорск, мы свернули на одну из лесовозных дорог, имея в распоряжении мощный ГАЗ -66, любезно предоставленный МПС.
О том, что дороги в этих местах сложны для проезда, нас предупреждали. Но что неприятности начнутся так скоро и будут настолько велики, мы не ожидали. Почти три часа пришлось затратить на то, чтобы общими усилиями первый раз выбраться из трясины. Потом мы к этому даже привыкли, так же как и к круглосуточному присутствию сопровождавших нас, тучам комаров, мошкары, мокреца и клещей.
Благодаря неутомимости мужчин, участников экспедиции Валерия Стройкина, Анатолия Семилета и мастерству нашего водителя Юрия Пушкарева, уже поздно вечером, благополучно преодолев все завалы, заторы, водоемы мы достигли зимовья в весьма глухом и болотистом уголке тайги. Там мы и устроились на стоянку.
Половину дня 2 июля мы затратили на разведку лесных троп. А всего за этот день мы прошагали 40 км. Имеющаяся у нас карта, как выяснилось позже, оказалось очень и очень приблизительной. Дорога, по которой мы шли, на карте отсутствовала, а предполагающиеся речушки текли в обратном направлении. О месте расположения остатков «Бостона» мы могли только смутно предполагать. Уточнить маршрут помог местный охотник Николай Беккер, зимовье которого встретилось нам на счастье. Он и провел до конечной цели.
Первая удача. Вот оно крыло самолета с хорошо сохранившейся красной звездой. Несомненно, это то, что мы искали. Смущает только его местонахождение на дороге, а не там где произошла авиакатастрофа. Это наводит на нехорошие мысли о том, что искатели металла побывали там раньше нас.
Наконец мы у цели. Высшие силы пропускают нас к святому месту только после очистительного дождя. Первое потрясение от увиденного, сменяется безудержным интересом. Лес, кажется, насквозь пронизан происшедшим здесь 62 года назад. Деревья мрачнее, птицы тише поют, и нам не хочется шуметь.
Реликвии военных лет разбросаны по всей трассе, многие погибшие самолеты до сих пор еще хранят своих пилотов и только несколько полузабытых памятных знаков на могилах героев. Деревянный крест, поставленный на этом месте участниками первой экспедиции, тоже быстро ветшает. Но некоторые фрагменты, оставшиеся от гиганта «Бостона», доставлены нами в город и переданы в краеведческий музей им. Янгеля. Теперь мы уверены, что имена летчиков, чья жизнь оборвалась рядом с местом, где совсем скоро родился новый город Железногорск - Ивана Заломина и Ивана Максимова не пропадут в безвестности.
Заключение
С 1992 года прошло десять лет, а об "АлСибе" мы узнаем лишь из нескольких публикаций в "Труде" и двух - трех изданий - мемуаров, которые выходили мизерными тиражами и стали незаметными на фоне волны публикаций о насилии, поликанстве. Надо добавить, что усилиями российской и американской общественных организаций "Комитетов ветеранов 2-й мировой войны" в 1990 году были организованы встречи ветеранов "АлСиба" на Аляске и на Чукотке, а Федерацией любителей авиации СССР при содействии Международного Фонда авиационной безопасности и по приглашению АОРА США и Канады в 1990 году был совершен мемориальный перелет на 8-ми учебно-тренировочных самолетах по трассе "АлСиба". В 2000 году по трассе был совершён мемориальный перелёт на самолёте - ветеране ЛИ-2 и хотя эти перелеты так и остался незамеченным для большинства граждан России всем их участникам и свидетелям наглядно стало видно, что эта трасса мужества и беспримерного напряженного труда была местом настоящего ПОДВИГА и примером единения двух великих держав против общего врага - фашизма.
К концу 1998 года на аэродромах построенных специально для перегонщиков, а потом немало послуживших освоению восточных регионов России и развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов, мало что осталось от того, что напоминало бы о перегонке - всего три маленьких музея. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть останки самолетов в непроходимых болотах, тайге, как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые упавшие самолеты до сих пор хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.
Совершенно противоположную картину можно повсеместно наблюдать в Канаде и на Аляске, где проходила американская часть трассы - во всех городах музеи и мемориальные комплексы, ухоженные кладбища, ежегодные празднования и чествования ветеранов, сохраняются все предметы напоминающие перегонку, от искореженных лопастей до солдатских ложек, от целехонькой "Каталины" до старой фотографии... У нас тоже осталось немало реликвий тех лет: забытые и брошенные на произвол судьбы ветераны, которым есть что вспомнить и рассказать потомкам; разбросанные по всей трассе погибшие самолеты, хранящие до сих пор своих пилотов; только три маленьких музея и несколько полузабытых обелисков на могилах героев в пустеющих далеких сибирских поселках.
История трассы полна героических и трагических страниц. Сегодня мало осталось того, что напоминало бы о перегонке, несколько маленьких музеев в поселках, кое-где, кресты. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть следы авиакатастроф в непроходимых болотах и тайге. Как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые и сейчас хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.
Осталось множество событий и имен, о которых до сих пор никто не знает, и в будущем не будет знать, если об этом не рассказывать.
Список использованной литературы
1. Народное хозяйство в СССР в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг., стр. 66
2. Доклад о работе воздушной трассы ВВС КА с начала организации по первую половину 1943г. ( РГАЭ Ф. (9527 Оп.5 Д.185 Л.59)
3. Боевой и численный состав вооруженных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годы. ( статистический сборник №7) 1 июня 1943г.
4. Интернет сайт webmasler@deol.ru
5. Мировые войны 20 века. Кн.3.Вторая мировая война; исторический очерк М, 2002. с.163
6. Марина Осенкова « Загатка сибирской авиации» - личная беседа
7. Т. Скрябиков « Клин в небе Сибири»- газета «Приилимья» от 2 сентября 1998г.
8. Т. Скрябиков « Алсиб» - газета «Приилимья» от 5 августа 1993г.
9. Т. Скрябиков « Авиатрасса – «Аляска- Сибирь» - газета «Приилимья» от 19 сентября 2000г.
[1] Народное хозяйство в СССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. , страница 66
[2] Доклад о работе воздушной трассы ВВС КА с начала организации по первую половину 1943 года. (РГАЭ Ф.9527 Оп.5 Д.185 Л. 59)
[3] Боевой и численный состав вооруженных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годы. (статистический сборник №7). 1 июня 1943.
... и не согласиться с суждением западных ученых. Цель работы. Проанализировать ход сотрудничества стран, входивших в состав Антигитлеровской коалиции. Исследовать политические, военные и экономические аспекты, не забывая о противоречиях современной и советской историографии. Подвести итоги дискуссии отечественных и зарубежных авторов по военно-политической и дипломатической истории второй мировой ...
... норм защиты и поддержки молодых россиян.[30] Также создан Национальный совет молодежных и детских общественных объединений. Из вышесказанного можно сделать вывод, что существующая агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции не является совершенной, необходимо вносить изменения. Во 2 главе будет проведен анализ, который нам поможет выявить те недостатки, на которые особенно стоит ...
... в живых свято берегли эту дружбу, всегда оставались верными ей».[23] Заключение Поначалу я хотела назвать свою работу «Якутия в Великой Отечественной войне», но после изучения и подбора материала поняла, что эта тема слишком обширна для одного реферата. Ведь это и помощь якутян фронту в виде посылок, включавших теплые вещи, и денежные средства. Например, только до апреля 1942 г. комсомол ...
... 1904-1907 гг., утрата Курил, Южного Сахалина и влияния в Манчжурии - поставили на повестку дня проведение более сбалансированной политики, сделали необходимым серьезное экономическое освоение районов Сибири и Дальнего Востока, для чего катастрофически не хватало населения транспортных путей. Не случайно именно к этому времени относятся планы железнодорожного строительства по «северному маршруту» ...
0 комментариев