4. Первая советская Конституция
Новая система государственного управлении, сложившая к середине 1918 г., нашла юридическое оформление в Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 г. Во время работы съезда левые эсеры организовали в Москве и ряде других городов восстание против советской власти из-за несогласия с проводимой большевиками внутренней и внешней политикой. Мятеж был быстро подавлен, и 9 июля съезд возобновил прерванную восстанием работу. Съезд исключил левых эсеров из всех Советов, и, таким образом, в стране окончательно установилась однопартийная система власти и управления.
Конституция – это не только Основной закон страны, но и важнейший управленческий документ. Конституция дает юридическое обоснование системы управления, устанавливает соподчиненность ее различных органов. Она провозглашает важнейшие принципы организации и деятельности различных структур государственной власти и управления, фиксирует основные свободы, права и обязанности граждан.
Управленческие отношения в новом государстве Конституцией РСФСР были определены как федеративные, т.е., договорные. Первым разделом Конституции стала, как известно, “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа ”. в ней отмечено, что “Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик ”.при этом рабочим и крестьянам каждой нации предоставлялось право самим решать, “желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных учреждениях ”. Высшими органами власти и управления признавались Всероссийский съезд Советов, созываемый не реже двух раз в год, и избираемый съездом ВЦИК. Особенностью этого последнего органа было то, что ВЦИК становился одновременно “высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР ”.
Для общего управления делами Республики и руководства отдельными отраслями народного хозяйства Конституция предусматривала создание Совета народных комиссаров, при этом и съезд Советов, и ВЦИК могли смещать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов. Народный комиссар вправе был единолично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции наркомата, и доводить их до сведения коллегии.
В Конституции была четко прописана организация власти на местах: в границах своего ведения съезды Советов (областные, губернские, уездные и волостные) были высшей на данной территории властью. В период между съездами такой властью являлся соответствующий исполнительный комитет, всецело ответственный перед избравшим его Советом. В сельских местностях, где это возможно, “вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей ”.
Конституция закрепляла основные принципы советской избирательной системы. При этом сохранялось неравенство в предоставлении избирательных прав. В органах власти и управления предпочтение отдавалось рабочему классу. Так, согласно Основному закону страны, “Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов, где большинство избирателей были рабочими- по расчету 1 депутата на 25 000 избирателей и представителей губернаторских съездов Советов ( то есть там, где преобладали крестьяне), по расчету 1 депутат на 125 000 жителей ”. Принцип всеобщего избирательного права распространялся только на трудящихся, т.е. рабочих, служащих, крестьян, не пользовавшихся наемным трудом, военнослужащих. Лишались избирательных прав так называемым нетрудовые элементы: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, частные торговцы, духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки. Лишались избирательных прав и члены царской фамилии.
Создание принципиально новой системы государственной власти- Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов –породило и новую систему управления, основанную на обобществлении средств производства, плановом хозяйстве, исключении частной собственности и рыночных отношений.
Чрезвычайные органы власти и управления. Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Отсюда проистекала особенность начального этапа развития советской государственности: в управлении страной важную роль играли чрезвычайные органы власти. Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.
Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы. Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались.
Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались.
Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др.
С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению. Раздавались голоса в пользу законности, правопорядка, которые давали бы “гарантии личности и имущества граждан ”. XI Всероссийская конференция РКП(б) подчеркнула, что “новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономполитики, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке… компетенция и круг деятельности ВЧК и ее органов должны быть соответственно сужены и сама она реорганизована”.
... . С этой целью зарубежные антисоветские организации стремились к разжиганию мятежей, восстаний на территории РСФСР, используя при этом определенные противоречия между интересами рабочих и крестьян, уповая на внутрипартийные дискуссии и дезорганизацию государственного аппарата, широкое распространение в республике буржуазной идеологии. Однако сущность новой экономической политики была принята не ...
... формального следствия - в разделе 3 той же части "О формальном следствии" (ст.882-1006) '. Однако впервые детально закрепив в Своде законов 1832 г. процессуальную сторону деятельности следственного аппарата России, законодатель не внес какие-либо изменения в его организацию. Основополагающее положение на этот счет было внесено в ст.767 ч.2 т.15 Свода законов. В названной статье сколь емко, столь ...
... другой – вовлечение самих трудящихся коренной национальности в деятельность советского государственного аппарата. Дальнейшую конституционную эволюцию Казахстана можно назвать периодом казахской советской республиканской государственности в составе Союза ССР, когда республика приобрела повышенный статус непосредственного субъекта советской федерации и по Конституции Казахской ССР 1937 развивалась ...
... демократии", а главное из-за слабой компетентности большинства делегатов) не могли претендовать на выработку решений, а все больше склонялись к обсуждению и одобрению политики верхов. Создание советского государственного аппарата - создание не только центральных, но и местных органов, оформление их структуры, овладение ими властью на местах. В Советах шла острая борьба большевиков, эсеров и ...
0 комментариев