4. Речь Елиуя

После того как друзья Иова замолкают, «потому что он был прав в глазах своих», на сцене неожиданное появляется новое лицо – Елиуй, молодой человек. Впрочем, он исчезает также внезапно, как и появляется. Его гнев вспыхнул против Иова «за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» и против трех друзей «его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли».

Несмотря на то, что Елиуй молод, а друзья Иова – почтенные старцы, он оспаривает мнение, что мудрость приходит с годами: «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду», «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.» Таким образом, он обосновывает свое право высказаться.

Затем Елиуй обращается к Иову. Он пытается повторить слова Иова, но при этом не цитирует его дословно, а передает «внутреннее значение» его слов. Он как бы разъясняет Иову смысл того, что тот говорил. Сегодня, конечно, такой способ ведения спора неприемлим, так как предпочтение отдается точным цитатам. Хотя современные «толкователи» часто пользуются для получения обратного эффекта, тем, что одно и то же высказывание может менять смысл в зависимости от контекста. В самой Библии много таких мест, которые противоречат друг другу. Это позволяло всем, кому не лень, трактовать Библию по-своему и даже устраивать войны за то или иное прочтение Священного Писания. Я же вижу в этих разночтениях еще одно доказательство, что Библия была написана людьми, ведь, как известно, сколько людей, столько мнений.

По мнению Елиуя, Иов жалуется на Бога за то, что Он не воздает ему по заслугам: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником.» Из этого Иов делает вывод, что набожность не имеет никакой ценности: «Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу.» А это ставит Иова на позицию презрительного отношения к Богу: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?»

Елиуй не соглашается с мнением Иова, что у человека нет «связи» с Богом. Он указывает по крайней мере два способа такой «связи»:

1) «Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.» Елифаз рассказывает о таком видении, пришедшем к нему во сне: «Дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими.»

2) «Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, - и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти.» Примером такого контакта Бога с человеком служит сам Иов.

«Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.»

Елиуй также определяет отношения человека с Богом.

Бог по природе:

1. - Всегда справедлив и беспристрастен: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие», «Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда», «Ненавидящий правду может ли владычествовать?»

2. - Велик, на Него не может кто-то влиять: «Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?», «Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.»

3. - Полностью видит дела и помышления человека, не совершает ошибок: «Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом. Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места.»

Человек по природе:

- На 100% зависим от Бога в своем существовании. Следовательно, Бог имеет право поступать с человеком как он пожелает.

Из этого следует то, как Бог судит человека:

Бог:

1. Карает нечестивых: «Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.»

2. Делает это беспристрастно и безошибочно.

3. Он имеет право так поступать.

4. Он также имеет право подождать, отсрочить наказание: «Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа.»

5. В любой ситуации у Бога все под контролем.

Человек:

1. Не имеет права жаловаться на то, как Бог с ним обращается (т.е. отсрочивает наказание или нет).

2. У него есть два выбора:

1) подчиниться Богу со смирением: «К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.»

2) упрямо требовать своего: «По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?»

Таким образом, Елиуй выступает в роли судьи и выносит следующий вердикт Иову:

1) Его речи неразумны: «Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом.»

2) Ему было необходимо это испытание, так как то, что он говорил, способствует греху: «Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.»

Итак, Иов хотел, чтобы Бог подтвердил, что он (Иов) прав: «Считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?» Это – высокомерие. Так как Бог еще не подтвердил, что Иов прав, тот жалуется, что в праведности мало пользы: «Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?» Это – нетерпение.

На что же влияет наше моральное поведение по мнению Елиуя?

1) Не на действия Бога: «Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?»

2) А на человечество: «Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.»

Такая точка зрения мне кажется более гуманной. Выполнение Божьих заповедей представляется в этих словах не какой-то рабской обязанностью человека перед Богом, а необходимостью для выживания человечества. Круг замыкается снова на человеке.

Многие люди пытаются использовать Бога как средство избежать нежелательных обстоятельств: «От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют.» У них для этого имеются эгоистические причины: они пытаются заставить Бога изменить эти обстоятельства, и не хотят принимать обстоятельства и веру в Бога (который бы их научил и наставил): «Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?» Поэтому Бог игнорирует их (потому что они горды и эгоистичны). Они заявляют, что их желания – самые важные. Они эгоистичны, но обвиняют Бога в эгоизме: «Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей. Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это.» Иов, будучи высокомерен и нетерпелив, заслуживает еще меньшее внимание со стороны Бога. Это тем более верно, так как своими обвинениями он обвиняет Бога: «Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и - жди его.» Бог не обязан прислушиваться к пустым словам: «Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости, Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова.»

Интерес Бога к человеку – постоянен и неизменен: «Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца.» Он наказывает злых и благословляет праведных: «Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.» Он учит страдающих: «Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились, и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.» Если они слушают и покоряются, они благословляются и больше не повторяют своих ошибок: «Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости.» Если же они не послушают и не покорятся, они умрут в невежестве: «Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.» Это конечный результат для безбожников.

Бог использует справедливый суд для большего благословления: «И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение - близки.»

Не пытайся убежать от Бога (обрати внимание на себя, а не на Бога): «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, - ни золоту и никакому сокровищу. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.»

Посмотри на Бога и его страшную силу. Посмотри на его мудрость: каким чудесным образом Он учит человека! Славь Бога, а не осуждай Его. Он владеет всем! «Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.»

Например, Он учит нас через бурю. Она показывает Его силу: «Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.» Это показывает Его мудрость: «Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.»

Его сила и мудрость выше нашего понимания: «Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?»

Так как мы не можем понять величие Бога, как же мы можем противостоять Самому Богу! «Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему?» Мы не можем смотреть на солнце, как же мы можем смотреть на Бога! «Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их.»

Вот идет Бог, могучий и справедливый: «Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.»

В связи с Елиуем возникает много вопросов. Кто он такой – негодяй или пророк? Почему Иов не отвечает ему – потому что не считает нужным даже удостоить его ответом или считает, что Елиуй в большой степени прав? По-видимому Елиуй все же не убеждает Иова, так как за речью Елиуя следует появление Бога.

Чем речь Елиуя отличается от речей друзей Иова? Он может показаться более жестоким к Иову, но по крайней мере он признает, что Иов не совершал греха. Он пытается разрешить сомнения Иова, а не просто обвинить его в безбожности.

Многое говорит за то, что Елиуй имеет честь «представлять Бога». В эпилоге Бог ничего не говорит против него (хотя говорит о Иове и его друзьях!) И то, что Бог говорит, просто подтверждение и выражение одной из точек зрения Елиуя! Во многих отношениях, Елиуй просто «появляется на сцене», делает свое дело и затем «исчезает», так что Бог торжествует.

По мнению Елиуя, Бог посылает людям страдания не для того, чтобы их наказать, ибо наказание еще никого не исправляло. Он делает это, чтобы они стали лучше.

5. Заключение

Чтение «Книги Иова» наводит на сравнение религии сегодняшней и тех времен, при этом обнаруживается много отличий, зачастую не в пользу первой. В религии, которую исповедует Иов, отсутствуют многие основные признаки современного религиозного мировоззрения. Для него, например, нет концепции загробной жизни. Иов спрашивает: «А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.» То же отношение к смерти выражает и Екклезиаст: «Живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, И нет им более платы, ибо память о них исчезла.» Смерть человека ничем не отличается от смерти животного: «Как тому умирать, так умирать и этим, И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек...Все – из праха, и все возвратится в прах.» Только жизнь материальна: «Живой собаке лучше, чем мертвому льву.»

«Теория загробной жизни» была придумана позже, видимо она выполняла социальный заказ, когда богатым надо было заставить бедных смириться со своей участью. Сегодня, по-моему, она просто удобна некоторым людям, которые недовольны своей жизнью, для них это один из способов ухода от действительности. Иов же не оставляет решения своих вопросов «на потом».

Конечно, прекрасно мечтать о жизни в раю, забывая о сиюминутных проблемах. Однако, чем замечательней таким людям представляется загробная жизнь, тем более они недовольны настоящим. Разве может мыслящего человека устроить такая примитивная форма самообмана? Я считаю, что счастье человек должен искать не в будущем и не прошлом, а в настоящем. Каждая минута достойна быть счастливо прожитой. Бог дал человеку жизнь не для того, чтобы он ее презирал.

Необычна роль Сатаны в «Книге Иова». В оригинале стоит древнееврейское слово «сатан» (по-гречески «диаболос»), которое является нарицательным и означает «противоречащий», а также «обвинитель» и «клеветник». Именем собственным оно стало позднее. Изменился и смысл: о Сатане в позднейшей теологии известно, что он противник Бога. О Сатане из «Книги Иова» известно пока что одно: что он – противник человека.

Что же хотел сказать автор «Книги Иова»? Он поднимает много вопросов, но решает ли он их? Мне кажется основной вопрос так и не был решен, несмотря на то, что для Иова все кончилось благополучно. Речь Бога может быть и была убедительной для людей того времени, но сегодня - вряд ли. Сомнения Иова приводят его чуть ли не к отрицанию Бога, и чтобы решить эти сомнения автор прибегает к чуду, когда Бог говорит с Иовом из бури. С этого момента «Книга Иова» теряет реалистичность, становится сказкой с хорошим концом. Возможно, это было цензурным ходом. Недаром «Книга Иова» не сразу вошла в Ветхий завет.

Кто же тогда автор «Книги Иова» – пессимист или оптимист? Это, очевидно, зависит от его отношения к главному герою. Ведь и Иов представляется в разных частях текста то оптимистом, то пессимистом. Так, в прозаическом прологе Иов достойно сносит все испытания, пришедшие на его долю, и ни словом, ни делом не грешит против Бога. Стихотворная часть, составляющая основной объем поэмы, показывает внутренний мир Иова, который оказывается полным сомнений и отнюдь не оптимистичным. Мне кажется, автор вложил в уста Иова свои мысли. Они сближают «Книгу Иова» с другой замечательной книгой Библии – «Екклесиаст». Эта книга тоже больше философская, чем религиозная, как бы не пытались ее трактовать христианские идеологи. Екклесиаст, подобно автору «Книги Иова», размышляет над вопросом: почему жизнь столь бессмысленна? Пессимизм Кохелета, как и Иова, коренится в отношении к Богу. Он верит в Его существование, но считает, что никогда не сможет постичь намерений Бога, и размышляет о том, сколь духовно бедна жизнь, ограниченная чисто земными заботами. «Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его», - сказал Проповедующий.


Информация о работе «Книга Иова»
Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 35235
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
6069
0
0

... и судит своим судом. Где люди засудили бы, там Бог освобождает…" (Лит. наследство. Т. 102. М., 2000. С. 142). И, конечно, часто вспоминал Иова писатель, когда описывал свои собственные злострадания в "Необыкновенной истории". Внутренняя, скрытая от посторонних глаз жизнь Гончарова не была благополучной, ибо один из главных его мотивов – терпение, о котором он пишет не раз, – и, в частности, в " ...

Скачать
115794
0
0

... образами, темами, мотивами. 3. Библейские сюжеты и образы в интерпретации русских писателей XVIII века (на примере творчества М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина) Переходя к другим библейским сюжетам и темам, мы находим, что почти все крупные писатели, поэты XVIII века в России так или иначе отзывались на эти темы. Причем, творчество в этом направлении могло ...

Скачать
9372
0
0

... , упреков. Много, очень много часов жизни человеческой в мучительных поисках ответа на вопрос-упрек к Богу: Почему Бог, Ты так сделал? Господь посылает Елиуя. Молодого, но знающего, что “дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение”. И звучат слова Господа через уста Елиуя: “Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие”(Иов.34:10) “Для чего тебе состязаться с Ним? Он ...

Скачать
16808
0
0

... связав их с социально-экономическими и социально-политическими потребностями людей в разные эпохи истории Месопотамии. По существу оказалось, что Якобсен открыл эволюцию ценностных систем, основанных на различных ценностных приоритетах общества. Он первым рассмотрел историю месопотамской религии в ее динамическом аспекте, избежав при этом материалистических крайностей социологического периода и ...

0 комментариев


Наверх