2. Структура сознания

 

Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чём-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социалогоию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое сознание. Любая структура предполагает наличие элементов, их взаимодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. – строение, расположение, порядок) выражает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях.

Применение системно-структурного метода к анализу сознания и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из «кирпичиков и цемента». Эмпирически сознание предстаёт как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание – это особого рода целостность, где в постоянном потоке психических явлений возникают и проносятся единичные состояния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его « внутреннем опыте» и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устойчивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтролю. Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), обращённостью к рефлексии и самонаблюдению, целесообразностью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, а также о сумеречном сознании.

Когда исследователи приступают к изучению структуры сознания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчётливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосредственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального субстрата – головного мозга и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату – головному мозгу , ни к материи. Даже самый искусный анатом, проследив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первоначалу, дающему чувства и мысль.

Структура сознания может быть понятна как диалектическое единство «Я» и «не-Я». В качестве последнего выступает бытие, внешняя действительность объективной реальности, собственное тело, собственное «Я», другое «Я» - «Ты». Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со стороны «Я». В качестве основных элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, эмоции, волю. Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функционирующем сознании. Ощущения, оторванные от последующих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощущений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля совершенно независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание – это такая динамичная система, где всякий психический акт соотнесён и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеположенным бытиём.

Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболее элементарное, далее не разложимое и не имеющее структуры познавательное явление. Ощущение – это мостик, который связывает человека и окружающую его действительность. « Иначе, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ничего узнать не можем» (Ленин). Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Информационно-пропускная способность органов чувств человека распределена так: самый большой объём информации связан со зрением, затем идёт осязание, слух, вкус, обоняние.

Целостный образ, отражающий непосредственно воздействие на органы чувств единичных предметов, называется восприятием. Восприятие – это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия большое место отводится двигательным процессам. Имеется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящей слышимый звук. Другой характеристикой восприятия является интенция – направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных трансформаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.

Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память – это структурный компонент сознания, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информации. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и кратковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жёсткой связи между повторением и долговременной памятью. Долговременная память во многом зависит от мотивационной сферы человека.

В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, созданные усилиями продуктивного воображения. Представление существует в двух формах: в виде воспоминаний и в образах воображения. Если восприятия относят только к настоящему, то представление и к прошлому, и к будущему. Представление отличаются от восприятия меньшей степенью ясности и отчётливости.

Важнейшим элементом сознания и высшей его формой является мышление, этакий вожатый по лабиринту бытия. Мышление связано с целенаправленным, обобщённым и опосредованным отражением человеком действительности. Мышление – это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотической игры ассоциаций и предполагает движение по логике предмета. На вопрос: «Можно ли жить без мышления?» - Локк отвечал положительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни проводят без мышления.

Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбежно выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его понятийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и нерефлектирующим. Рефлексия – от лат. Обращение назад. Рефлектировать – значит устремлять свои помыслы на понимание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Можно сказать, что рефлектирующий стремиться достичь логического содержания, обладающего статусом всеобщности и необходимости. Рефлексия позволяет тогда, когда субъект пытается развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить её как категориально.

Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что информационные процессы в двух полушариях головного мозга протекают по-разному. На первых порах разница между функциями полушарий упрощённо трактовалась как соответствующая двум типам мышления: «Левополушарное», ответственное за логику, и «Правополушарное» - за художественную образность. В настоящее время очевидно, что разница состоит в другом. И левое, и правое полушарие способны воспринимать и перерабатывать информацию, представленную как в словесно-знаковой, так и в образной форме. Основное различие сводится к тому, что левополушарное мышление так организует любой материал, что создаёт однозначный контекст. Правополушарное мышление формирует многозначный контекст, который не считывается всеми участниками коммуникации одинаково и не поддаётся исчерпывающей интерпретации. Таким образом, различие между правополушарным и левополушарным мышлением – это различие между двумя стратегиями переработки информации, противоположными способами организации контекстуальных связей её элементов.

Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваивает её, он всегда чувствует и переживает. «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (Ленин). Заметим также, что нарушение сознания в первую очередь начинается с расстройства именно эмоциональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем самосознание и далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностных характер. Сильные эмоции могут вызвать даже психосоматические симптомы – головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Всё это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания.

Названные элементы сознания для своей актуализации требуют обязательного выполнения одного условия: субъектом, обладающим сознанием, может стать лишь индивид, включенный в социальную практику. Иными словами, указанные элементы структуры сознания составляют целостность, т.е. сознание в полном смысле слова существует лишь при включении субъекта в мир социальных отношений. Следовательно, кроме нормального функционирующего субстрата – головного мозга необходимо предметно-практические взаимодействия с миром (во-первых), коллективное деятельностное общение (во-вторых), совокупный потециал культуры как прошлый труд (в-третьих).

Когда рассматривается понятие «сознание», то первое, на что принято обращать внимание, это на характеристику как совместно полученного знания – «со-знания». Поэтому в структуре сознания следует выделять когнитивные пласты, связанные с познавательным отношением к миру. Когнитивный пласт сознания сориентирован на получение знания и, таким образом, предполагает стремление к истине. Вместе с тем в структуре сознания есть и такие пласты, которые не имеют отношение к знанию. Это вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Все эти ментальные состояния есть переживания, и тяготеют они к оценочным регулятивам. Вся жизнедеятельность человека проникнута сложной тканью человеческих переживаний. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что сознание есть единство знания о действительности и переживания отношения к данной действительности. Именно это и обеспечивает взаимосвязь когнитивного и ментального начал.

Сознание – это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.


Информация о работе «Проблема сознания»
Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 40415
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
57104
1
0

... объективных методах исследования этих процессов», - вспоминает К. Е. Левитин (цит. По Соколовой Е. Е, стр 397). Дело в том, что в то время (1924 г.) существовала отдельно психология сознания и психология поведения. Отдельного направления классической интроспекции не было, остались только ее идеи. Преемницей этих идей была школа гештальтпсихологии. Она понимала сознание как целостный феномен. Ею ...

Скачать
3422
0
0

... сознание не было понято Л.С. Выготским как предмет деятельности человека. Суть сознания, по А.Н. Леонтьеву, составляют психические образы продукта как цели. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, сознание есть специфическая форма отражения объективной действительности, появляющаяся в процессе общественной практики, трудовой деятельности, формирования речи. Подобная позиция наблюдается в работах А.Г. ...

Скачать
67374
0
0

... - это отображение мира, находимого в виде действия в себе, т.е. такое трансцедентальное отображение себя. В какнтовской философии познавать мир и мыслить можно в зависимости от возможности этот мир представить. Термин представления также напрямую участвует в решении проблемы сознания. Кант расширяет термин “представлене”, так, чтобы учесть, что, собственно, говоря в какой области мы представляем, ...

Скачать
22282
0
0

... также учение о естественном происхождении языка. В "Опыте о происхождении человеческих идей" (1746) Кондильяк рассматривал лингвогенез в тесной связи с проблемами становления человеческого сознания; его "философия сознания" была неотделима от его "философии языка", и обе они были ассимилированы во французский материализм ХVIII в. В переведенной А.Ф.Грязновым на русский язык книге современного ...

0 комментариев


Наверх